Здоровье сберегающие компоненты в математической сказке «Цветик - семицветик». Старшая группа
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

 Здоровье сберегающие компаненты в непосредственно образовательной деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Развитие  мелкой  моторики рук  из опыта работы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

  Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые  и  удобные  куртки  и кофты  на молнии, и не  надо долго перебирать  пальцами ища  пуговицу  и петельку. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

    Да к сожалению современные родители приоритет отдают когнитивному развитию, очень часто забывая, что без двигательной базы ребенку будет очень сложно в начальной школе.  Согласна с этими словами. Сейчас стало очень мало развивающих игр. Да без двигательной базы, мелкой  моторики  рук, ребенку сложно в начальной школе.

 У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски, рабочие тетради и прописи. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

  Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, со стажем работы  20лет,  я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

  Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.  Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в  свободное  время (утром,  перед завтраком, индивидуально, в  вечернее время) и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным природным, бросовым материалом (семена, ракушки, галька,  счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки,  пуговицы, застёжки, кнопки, закручиваюшиеся  пробки  и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

6.Сминание  самоклейки.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы провожу с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве, использую  в работе  подручный, или  бросовый материал. В его подготовке мне помогают родители.

Иногда бросовый материал  сам подсказывает, как его  можно использовать по развитию у детей  мелкой моторики  рук.  Оформляя группу, я в работе использовала самоклейку (яркая, прочная бумага, и при этом не надо клея), мелкие кусочки  пригодились  для  творческой  работы  с детьми. К 8 Марта, дети украшали кусочками самоклейки вазочки для цветов, открытки в подарок мамам.      А как обрадовались  дети, когда увидели  бельевые прищепки, некоторые  из детей боялись брать их в руки т. к. родители многие считаю, что это не игрушка(  прищепки разного цвета и размера). На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных птиц, помогая  развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Безусловно, главная цель использования прищепок  развитие мелкой моторики, это развитие тонких движений пальцев рук. Что бы заинтересовать  ребёнка прищепками, я  сделала силуэты животных, насекомых и птиц, с недостающими  частями: ног, крыльев, лап, иголок, ушей. Мои ребята сразу сообразили куда надо подставить прищепки, для младшего возраста такие игры  носят  познавательный характер (дети закрепляют сколько  лап у животных, у ежа  на холке одни   иголки,  а бабочка не полетит без крыльев).  Чтобы использованный  вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия  с прищепками озвучиваются  веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

Зайчик.

Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.

 Придумываю    самые разные истории и рассказываю их вместе с  детьми. Например:

«Однажды летом девочка Маша  вышла на полянку. Погода была солнечная. Высоко в небе светило яркое солнышко, согревая нас своими ласковыми лучиками. (В это время ребенок кладет в левый верхний угол листа солнышко.)  Она посмотрела вокруг: а вокруг зеленеет  трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками – травку.) Над травой порхают  бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком размещаю бабочек на траве, над травой.) Бабочки то поднимаются  вверх, то снова опускаются вниз к травке, то собираются в круг, то летают друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Потом бабочки устали летать и опустились на траву». Игры с прищепками развивают фантазию, творческие способности, воображение.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до  вышивания. Для подборки речевого материала   использую загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

 Я хочу  поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки – первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво (дети сами их раскрашивали).

9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

10.На одном стенде разместила  весь тренировочный материал который поможет ребёнку развить  мелкую моторику рук и поможет ему при самообслуживании (застегивание кнопок,  пуговиц, молний, ремней, отмыкание и замыкание замков, задвижек, закручивание пробок, плетение  кос.)

  При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание памяти, мышление, воображение, речь, то есть активизируется вся психологическая деятельность ребёнка. Так например при закручивании и откручивании пробок разного цвета, замков, задвижек, кнопок,  закрепляем цвет, силу нажима, ориентировку в пространстве ( в лево, в право, в верх, в низ). При плетении кос дети учатся мыслить логически и последовательно. А   застёгивание пуговиц  послужит хорошим закреплением счёта до 10 и обратно. При правильном  открытии  задвижек открываются ставни и появляются сказочные  сюжеты и дети сочиняют  и рассказывают сказки. Содержание моей работы в данном направлении интегрируется с образовательными областями  в соответствии с  федеральными государственными требованиями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,  «Труд».      Предметно- развивающая среда групповой комнаты информативная для ребёнка, удовлетворяет потребности его в новизне: всё пространство используётся в качестве средства познания окружающей действительности, развитие коммуникативной деятельности и социализации детей.

Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия в кружке «Умелые ручки»,  который  провожу один раз в неделю  во второй половине дня. Дети с удовольствием работают с бумагой, изготавливают поделки в стиле «Оригами», игрушки из природного, бросового материала. Это интересно, красочно и познавательно.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности  навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи.

 



Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие компоненты в математической сказке «Цветик - семицветик». Старшая группа.

 Задачи:

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.

 Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом  ряду. Продолжать закреплять умение сравнивать количество предметов и выставлять между ними знаки.

Закреплять  представления о геометрических  фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур. Находить отличительные признаки, делить геометрические фигуры  на 4 равные части, сравнивать части, отражая результаты  сравнения в речи.

Уточнять знания об объёмных геометрических телах. Находить их сходства и различия с плоскостными геометрическими фигурами.

 Упражнять в ориентировке по карте – схеме (методика Л.В. Венгера «Полянки»);

Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества;

формировать потребность в здоровом образе жизни;

воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью близких людей.

Материал к занятию:

Демонстрационный: цветик - семицветик с заданиями на обратной стороне каждого лепестка,  кавролин, мяч, указка  таблицы с геометрическими фигурами, объёмные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, призма, пирамида) картинки с изображением различных продуктов питания,  цифры .

Предварительная работа:

Занятия по ФЭМП, чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание физминутку, беседы о здоровье.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят полукругом на ковре, заходят гости, дети приветствуют гостей.

В:  Ребята, давайте посмотрим,  на гостей, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее.

В: Сегодня, ребята, нас ожидает очень интересное путешествие в мир сказок и чудес. (Раздаётся  стук  в дверь.)  А вот  и начинаются чудеса. Кто это интересно  к нам пришёл, пойду  посмотрю?  (Входит девочка держа в руке цветик – семицветик,  плачет).

 Женя:  У- у—у-у, я заблудилась, и не найду  дорогу  домой  и цветок  не помогает мне.

В.: Успокойся, успокойся, плакать очень вредно. Ты попала в детский сад, где очень много хороших ребят  и они тебе помогут  и выполнят все задания на лепестках которые даны.

Женя: Ребята, а вы узнали меня,  как  меня зовут, и из какой сказки я к вам пришла?

Дети: Женя, из сказки «Цветик – семицветик».

Ж.: Молодцы ребята, правильно вы сказали, меня зовут Женя.

В.: Поможем Жене,  выполнить задания, которые даны на лепестках?

Д.: Да.

В.: Дима, оторви  красный лепесток (отдаёт лепесток воспитателю)

Первое задание: Помогите  найти  дом Жени.

Но, прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. Что это значить?

 Д.:  Надеть одежду, которая соответствует времени года, одеться по весеннему….

В.: Для чего это нужно?

Д.: Чтобы не заболеть….

В.: Совершенно верно, а чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей.

Проводится игровой массаж по А. Уманской и К. Динейки.

«Поиграем с ушками»

Подходи ко мне дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко ты не отвались.

А потом, а потом, покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его нам нужно.

Раз, два, три, четыре, пять,

И  идем, Женин домик на карте искать. (дети идут и садятся за столы).

В.: Пользуясь схемой пути, это- план. Найдите  на карте Женин дом и отметьте его точкой, чтобы Жене было его видно. (Работа детей с картой и планом).

В.: Молодцы, ребята, хорошо вы ориентируетесь  по карте.

В.:(Отрывает  оранжевый лепесток) скажите какого цвета этот лепесток?

Д.:  Оранжевого.

В.: А здесь следующее задание для вас. Помогите Жене, разобраться с продуктами питания.

 В.: Ребята, а какие продукты у нас бывают?

Дети:  полезные и не полезные для здоровья.         

В.:   Назовите полезные продукты (яблоко, груша, клубника…)

Чем они полезны?

Ответы детей:…Витаминами.

В.: Назовите не полезные продукты (чипсы, конфеты, торт…)

В.: А   чем   они   не  полезны?

Д.:  В них много пищевых  добавок, много красителя и ароматизаторы, их надо  кушать  как можно  меньше

В.: Выложите  картинки с изображением  продуктов так:  кто сидит с право выкладывает  полезные продукты, а кто сидит с лева не полезные.    

Д.: Раскладывают карточки с изображением  продуктов питания.

В.: Молодцы с заданием справились.

В.: Ребята, посчитайте, сколько полезных продуктов?  

    (ответы детей).

В.:  Посчитайте и скажите, сколько не  полезных продуктов?    

     ( ответы детей)

В.: Ребята, а каких  продуктов больше?  А каких  меньше?

В.: Поставьте  между  полезными  и  не  полезными продуктами  знак  неравенства.

 

 

В.: Хорошо ребята, теперь Женя знает какие продукты  надо покупать в магазине.

В.: Молодцы, ребята  вы так хорошо занимались, что ваши глазки устали и надо сделать зарядку для глаз.

Раз – налево    (глаза отводят налево)

Два – направо (глаза направо)

Три – наверх (глаза наверх)

Четыре – вниз  (глаза вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

В.:  Теперь мы посмотрим, какое задание хранит   жёлтый лепесток?

«Заполни  пустые  клетки». У вас карточки с геометрическими фигурами, но не все клетки заполнены, найдите  и поставьте ту фигуру, которой не хватает.

В.: Покажите фигуру, которая должна стоять   во втором ряду?

-- В третьем  ряду? (дети показывают).

--Почему, вы  так считаете? (ответы  детей).

В.: Ребята, а вы хотите знать какое задание  на  зелёном   лепестке?

Д.: Да.

В.: «Найди соседей». Я  показываю цифру, а вы  назовите  предыдущую  и последующую  цифры. (3-4реб.)

В.: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.  Но нам надо дальше идти Жене помогать задания выполнять.

 Дети встают и подходят к воспитателю.        

В.: Нина, оторви  голубой  лепесток.  Послушайте, в какую ситуацию попала Женя, и помогите ей, как надо правильно поступить.

Представьте себе, что к Жене пришли гости. Баранок у нее не осталось, есть только один пирог. Помогите разделить его на 4 человека, поровну, так, чтобы никто не обиделся.  (на кукольном столе лежит пирог).

В.: Даша, как надо разделить пирог, покажи.

Даша: надо разрезать  пополам и ещё пополам  получится  4  одинаковые части.

 

В.: Сколько частей получилось?  (4)

В.: Как называется   самая маленькая часть  пирога? (1/4)

В.: Что больше   целый   пирог, или ¼ часть пирога?   (целый пирог,  больше, чем ¼ пирога)

В.: Что меньше  1/4 или целая часть  пирога? (Целая часть больше, чем одна четвертая часть.)

В.: Молодцы, я с вами согласна.

 Теперь  Женя может  поровну  разделить круглый пирог, и не обидеть гостей.

В.: Эвелина,  оторви голубой  лепесток. Задание  читает воспитатель:   Сфотографируйте  объёмную фигуру и расскажите о ней и о фотографии. (Дети берут «фотоаппараты - карточки» с изображением  плоских геометрических фигур, и дети  фотографируют.

 Потом  определяют  какой объёмной   фигуре соответствуют фотографии,    рассказывая о фотографии и об объёмной фигуре (шар, куб, призма, цилиндр, пирамида)

В.: Назови,  какую объёмную фигуру ты  фотографировал? ( Дети называют объёмные фигуры).

В.: Ваня,  какую ты фигуру фотографировал?  Какая   у тебя   фигура на фотографии? Чем они похожи с объёмной фигурой?

В.: Молодцы, ребята, вы правильно выполнили все здания. Остался последний лепесток. Какого он  цвета?  (фиолетовый).  Вспомните,  пожалуйста, как Женя его использовала?

 Д.: Женя оторвала седьмой лепесток и загадала, чтобы  мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров.

В.: Правильно, потому что, нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой  страдает. Давайте и мы оторвём последний  лепесток и выскажем свои пожелания  друг другу. (Дети становятся в круг,  передают друг другу мяч и высказывают свои пожелания).

 Пожелания детей:

-Будьте всегда здоровыми.

-Занимайтесь спортом, делайте каждый день зарядку.

-Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

-Чаще говорите вежливые слова.

-Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

-Одевайтесь по погоде.

-Будьте добрыми и весёлыми.

-Любите природу, животных и птиц.

-Любите  своих близких,  заботесь о них.

В.: Дети, я вам желаю улыбаться,

     По  пустякам не огорчаться

     Всегда иметь весёлый вид

     Вовек не знать. Где, что болит!

- Ребята, наше занятие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Жене и выполнить все задания.  Цветика - семицветика. Вам понравилось занятие?

- Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете работу на «отлично» - возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше – возьмите синий цветок (Дети оценивают свою работу…).

Женя: Спасибо, ребята вы мне очень помогли, я у вас узнала много нового и интересного, а главное я теперь умею  по  плану найти свой дом. До свидания!  (уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа

Открытое комплексное занятие на тему: “Путешествие по сказке “Цветик – семицветик” , младшая группа...

Коррекционная (здоровье сберегающая) программа дополнительного образования детей «Цветик-семицветик»

Программа направлена на развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий ее жизни и деятельности. ...

Конспект итогового занятия НООД по математическому развитию "Цветик-семицветик " (подготовительная группа)

Конспект итогового занятия НООД по математическому развитию "Цветик-семицветик " (подготовительная группа)...

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.

Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: Здоровьесберегающие компоненты в математической сказке «Цветик-семицветик».

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: Здоровьесберегающие компоненты в математической сказке «Цветик-семицветик». ...

Конспект по формированию элементарных математических представлений на тему: «Цветик-семицветик». Старшая группа

Задачи:- упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах 7;- продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине листа);- упражнять детей в различен...