Система развивающих дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания на учебный год
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Лаптева Елена Александровна

 

Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:

-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;

-включенность психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения.

Содержание работы строится на основе общих педагогических принципов:

Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Научность.

Системность.

Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Группы игр

Название игры

Цель игры

Сентябрь

Игры с цифрами и числами

«Подбери игрушку»

Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

«Хватит ли?»

Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера

«На птицефабрике»

Упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают

«Посчитай птичек»

Показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Игры путешествие во времени

«Вчера, сегодня, завтра»

Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

«День и ночь»

Закреплять знания детей о частях суток.

Игры на ориентировку в пространстве

«Расскажи про свой узор

Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

«Встань на место»

Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Игры с геометрическими фигурами.

«Назови одним словом»

Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

«Подбери по величине»

Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер)

Найди лишнюю фигуру

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других

Подбери подходящее

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.

Игры на логическое мышление

Подбери Заплатку

Развитие логического мышления.

Октябрь

Игры с цифрами и числами

«Прогулка в сад»

Продолжать знакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

«Сделай столько же движений»

Упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

«Матрешки»

Упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

«Какое число рядом»

Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Игры путешествие во времени

«Назови скорей»

Усвоение последовательности недели

«12 месяцев»

Закрепить понятие о месяцах

Игры на ориентировку в пространстве

«Где фигура»

Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Игры с геометрическими фигурами.

«Что подходит?»

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Раздели фигуры

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом

Посмотри и разложи

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Игры на логическое мышление

«Лишнее  число».

Развитие логического мышления

Ноябрь

Игры с цифрами и числами

«Угадай»

Закрепить навыки счета в пределах (…).

«Машины»

Закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

«Живые числа»

Упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

«Сосчитай и назови»

Упражнять в счете на слух.

Игры путешествие во времени

«Когда это бывает»

Закрепить знания о частях суток

«Назови скорей»

Формирование знанийи о днях недели.

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди игрушку»

Учить овладевать пространственными представлениями.

«Разговор по телефону»

Развитие пространственных представлений.

Игры с геометрическими фигурами.

Куда отнести?

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

Что не подходит?

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.

Подходящее к подходящему

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку.

«Подбери фигуру»

Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Игры на логическое мышление

«Найди что здесь лишнее»

Развивать логическое мышление

Декабрь

Игры с цифрами и числами

«Незнайка в гостях»

Учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«Встань на место»

Упражнять детей – в счете в пределах 10

«Не ошибись»

Упражнять детей в количественном и порядковом счете.

«Числа, встаньте по порядку»

Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10

Игры путешествие во времени

«Какой сегодня день»

Закрепить знания о последовательности дней недели.

Подбери картинки

Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь), ознакомление с моделью суток

Игры на ориентировку в пространстве

«Художники»

Развитие ориентировки в пространстве.                                                                                                              

«Расскажи про свой узор»

Учить овладевать пространственными представлениями

Игры с геометрическими фигурами.

«Назови свой автобус»

Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

«Почему овал не катится?»

Познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

«Кто быстрее найдет»

Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

«Незаконченные картинки»

Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм

Игры на логическое мышление

«Подбери Заплатку»

Развитие логического мышления.

Январь

Игры с цифрами и числами

«Назови число»

Упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1

«Сколько до и после»

Закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе.

«Карточки-домики»

Развивать представление о последовательности числе в пределах 10

«Угадайте, какое число пропущено?»

Закрепить знания и последовательности чисел.

Игры путешествие во времени

«Лети, лети лепесток»

Развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.

«Четвертый лишний»

Закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Игры на ориентировку в пространстве

«Путешествие»

Учить ориентироваться в пространстве.

«Найди парную картинку»

Ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Игры с геометрическими фигурами.

«Чиним одеяло»

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

«Путешествие по комнате»

Учить находить предметы разной формы.

«Мастерская форм»

Учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

«Разделим пополам»

Научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Игры на логическое мышление

Сложи квадрат

Формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Февраль

Игры с цифрами и числами

«Поездка»

Учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше

«Встань на свое место»

Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию

«Аэродром»

Упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки (самолеты, 5ракеты)

«Сосчитай правильно»

Упражнять в счете предметов по осязанию.

Игры путешествие во времени

«Часы и время»

Закрепление  умения ориентироваться во времени, определять время по часам,

«Собирай –  А»

Закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры,

Игры на ориентировку в пространстве

«Угадай, где стоит»

Учить овладевать пространственными представлениями.

«Геометрический диктант».

Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игры с геометрическими фигурами.

«Составь фигуру»

Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

«Найди на ощупь»

Учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

«Сложи фигуру»

Упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

«Сравни и запомни»

Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игры на логическое мышление

«Заполни таблицу»

Развитие логического мышления и внимания.

Март

Игры с цифрами и числами

«Сосчитай, не ошибись»

Закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размером.

«Каких кружков больше»

Упражнять в счете и отсчете предметов

«Сколько разных игрушек»

Закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

«Сосчитай и назови»

Уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

Игры путешествие во времени

«День и ночь кружатся»

Развивать представление о суточном цикле.

Птичий год

Формирование представлений о смене времен года.

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди нужную картинку».

Учить овладевать пространственными представлениями.

«Справа, Слева, Сверху, Снизу»

Закрепление  навыка ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: справа, слева, сверху, снизу.

Игры с геометрическими фигурами.

«Найди парную картинку»

Учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

«Заполни пустые клетки»

Закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. Фигур, находить отличительные признаки.

«Сложи из палочек»

Упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры

«Кто больше увидит»

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Игры на логическое мышление

«Лабиринт»

Развитие логического мышления, зрительного восприятия, закрепление учебного

Апрель

Игры с цифрами и числами

«Который по счету»

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10

«Поставь игрушку на место»

Закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5.

«Что звучит и сколько»

Упражнять в порядковом счете звуков

«Угадай, какой по счету цветок»

Закрепить навык порядкового счета

Игры путешествие во времени

«Живая неделя»

Закрепление названий и очередности дней недели

Игры на ориентировку в пространстве

«Где, чей домик»

Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения.

«Что изменилось?».

Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игры с геометрическими фигурами.

«Как расположены фигуры»

Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

«Где, какие фигуры лежат»

Учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

«Сравни и заполни»

Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур

«Найди свою фигуру»

Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Игры на логическое мышление

«Дорисуй гирлянды»

Развитие логического мышления и мелкой моторики рук

Май

Игры с цифрами и числами

«Найди на 1 меньше»

Продолжать развивать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

«Числовая лесенка»

Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.

«Помоги сосчитать»

Упражнять в прямом и обратном счете.

«Поставь столько, сколько услышишь»

Упражнять в счете на слух

Игры путешествие во времени

«Время»

Развитие навыков определять время по часам

Игры на ориентировку в пространстве

«Назови соседей».

Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

«Отгадай – где…».

Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игры с геометрическими фигурами.

«Сгруппируй фигуры»

Учить группировать фигуры по указанным признакам.

«Выбери фигуру»

Определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

«Раздели правильно»

Находить рациональные способы деления геометрических фигур

Игры на логическое мышление

«Продолжи ряд»

Развитие логического мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"

В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....

Тема: «Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Матем...

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы» консультация для родителей

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –...

Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Воспитатель : Адамова А.В.

Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура» Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фи...

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

«Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша

laquo;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша...

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...