Комплексное занятие по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

готовый конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_nedelya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»                                                                        

воспитатель:

БМДОУ д.с. № 470

Шпек Н.Е.

Цели и задачи:

  1. Уточнить представления детей о глобусе и географической карте. Вспомнить названия материков.
  2. рассказать об экспедициях Р.Амундсена и Р.Скотта
  3. Закрепить навыки чтения
  4. Совершенствовать навыки вычислительной деятельности
  5. Закреплять состав числа 9 из двух меньших чисел
  6. Побуждать детей употреблять слова: «глобус, полушария, карта», названия материков; ввести в активный словарь слово «первооткрыватели»
  7. Продолжать учить формулировать условие задачи, называть арифметическое действие.
  8. развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях
  9. развивать абстрактное мышление, способность к индукции.
  10.  Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.

 

Предварительная   работа:

Цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам».

Подготовка сообщений детей. Подготовка ребенка к исполнению роли Пирата.

Материал

Глобус, географическая карта, указка, мяч,  доска, цифры,  фляга с водой(0,6л), на столе воронка для воды, литровая банка,  стакан 200 мл, стакан 150 мл; 2 набора карточек с цифрами. Костюм пирата.

Раздаточный: наборы палочек Кюизенера -1 набор на стол. Цифры.

Ход занятия

Отгадайте загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю…( глобус)

-Конечно, это глобус. Сегодня мы будем говорить о путешественниках и исследователях, великих открытиях. Сейчас мы отправимся в путешествие, вы получите диплом, в котором будем отмечать все выполненные задания. ( Раздать дипломы)

-Сядьте  на ковер.

-Мы с вами уже начали изучать нашу Землю.

-Что вы знаете о глобусе?

-глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.

- сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете искать ответы из вариантов ответов ( предложить детям напечатанные варианты ответов, дети должны выбрать правильный ответ)

- что изображено на глобусе? (материки)

-сколько всего материков? (6)

-как называется самый большой материк? ( Евразия)

-назовите самый маленький материк? (Австралия)

-как называется материк, где не живут люди? ( Антарктида)

-Как вы думаете, зачем люди путешествовали?

Дети отвечают.

Да, человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая он наша земля. Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные.

-А на чем путешествовали люди раньше?

-Верхом на лошадях и верблюдах, на санях и повозках, на морских судах, и, даже, пешком.

-как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли?

-Первооткрыватели.

-Кого из них вы знаете?

-Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник Афанасий Никитин первый побывал в Индии.

-первооткрывателей было очень много. О них вы узнаете в школе.

Открытия бесстрашных первопроходцев восполняли белые пятна на картах. Люди узнавали о невиданных ранее странах, жизни людей разных уголков земного шара. Долгое время северный и южный полюс оставался недоступным для человека О знаменитых исследователях Руане Амундсене из Норвегии и Роберте Скотте нам расскажут Арина  и  Дима

Арина: Опытный путешественник Амундсен очень тщательно подготовился к экспедиции, точно рассчитал путь и выбрал самый короткий, подсчитал, сколько понадобится продуктов и на чем лучше передвигаться. Идти было очень опасно и трудно, но путники добрались до южного полюса первыми, (показывает на карте)

Дима: Другой путешественник-англичанин Роберт Скотт, хотя и вышел в путь раньше Амундсена, но достиг полюса на целый месяц позже. Говорят, что Роберт Скотт нерасчетливо двигался, дольше был на стоянке, не всегда хватало еды. Он слабо обозначил путь на карте и  не совсем точно его просчитал. Экспедиция погибла. Роберт Скотт был очень стойким и мужественным путешественником. И на карте можно найти 2 имени: Амундсен-Скотт.

-Вот, оказывается, как важно уметь хорошо продумать свой путь, точно рассчитать каждое действие.

Может быть, кто-то из вас в будущем тоже станет великим исследователем или путешественником.

Давайте сегодня узнаем, умеем ли мы точно считать, решать, измерять. ( это наше второе задание)

Встаньте в круг. У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы прибавляете к нему 1.(играют). А теперь отнимайте 1.

Появляется пират (подготовленный ребенок):

П:  А я тоже хочу стать знаменитым пиратом. И  буду лихо бороздить моря и океаны! Про какие такие расчеты вы говорили? И без них можно обойтись!

В: ты, что не умеешь решать задачи?

П: Я-то? Как это не умею? Умею! И вам еще задам парочку. Хотите?

В: Садитесь

П: Я плыл по морю и поймал сначала 2-х акул, потом еще. Сколько всего акул я поймал?

Д: такую задачу решить нельзя, мы же не знаем, сколько акул ты поймал потом.

В: в задаче всегда должно быть 2 числа. С этими числами надо произвести  какое-то действие: сложение или вычитание.

П: А-А! Ну тогда такую задачу решите: Я плыл по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл?

Д: Такую задачу тоже нельзя решить, тут не правильно поставлен вопрос.

В: В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то. О том, о чем говорится в условии.

В: А ты, пират, оказывается больше хвастаешься. Если бы ты сегодня нас слушал, то узнал бы, какие неприятности могут произойти с путешественником, при неточных подсчетах. Поучись-ка решать и считать с нами.

Садитесь за столы. ( на столах цифры) я буду читать вам задачу, а вы покажете ответ цифрой. Послушайте задачу:

«Мореплаватель на своем пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?»

В: Ну что, пират, ты справился с задачей?

П: Как просто!

В: а теперь давайте посоревнуемся.

Первый ряд становится в колонну друг за другом вот сюда, а второй ряд-сюда. Настоящие путешественники часто преодолевают различные препятствия. Представьте, что перед вами болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны вставать на кочки так двумя ногами, чтобы 2 числа вместе образовали число 9. понятно?

 

Мы с пиратом посмотрим, чья команда быстрее и правильнее справится с заданием.

Подводятся итоги.

Давайте отдохнем: ( физминутка)

В: Пират, а что это у тебя привязано к поясу?

П: фляга с водой. В море же вода соленая, а пить можно только пресную воду.

В: а ты знаешь, на сколько дней тебе хватит этой воды?

П: Ну несколько дней-то продержусь.

В: Так дело не пойдет! Ты, как любой путешественник, должен точно знать, сколько дней ты сможешь продержаться в море, если, например, выпивать по 1 стакану воды в день.

Пират пожимает плечами.

В: Дети, как узнать, сколько стаканов воды у пирата?

Д: Ее надо измерить. Перелить воду, посчитать стаканы.

Вызываю 3 детей к столику. Двое детей переливают воду из фляги в банку, третий ребенок, отмечает свои действия на доске выставляет цифры 

-всего 3 стакана воды.

В: Значит, на сколько дней хватит воды пирату?

-на 3 дня.

В: а если пират будет пить воду из маленького стаканчика?

 Еще трое детей измеряют количество воды во фляге.

-4 стакана. Воды хватит на 4 дня.

П: Это что? Воды во фляге стало больше?

Д: Нет, это стаканчик был меньше. Чем меньше стаканчик, тем больше получится результат.

П: А! Понял! Если я буду пить воду не стаканами, а глотками, то глотков еще больше получится, значит на больше дней этой воды хватит.

В: правильно. Только тебе придется быть еще и очень выносливым, чтобы так экономно расходовать воду.

В: Между прочим, во всех детских садах мира дети в детских садах учатся решать и измерять. В стране Бельгии, например, пользуются цветными палочками. Мы их тоже знаем. Мы сейчас покажем, как считают бельгийские дети.

В: возьмите из своего набора палочку, которая обозначает число 7. Покажите, с помощью, каких двух цветных палочек можно получить число 7.Дети выкладывают на столе все варианты образования числа 7.

-Итак, назовите, с помощью, каких двух цветных палочек можно получить число 7?

Д: Число 7 это 1 и 6,  2 и 5. и т. д.

П: Вот это да! Как интересно! И решать и считать! Я понял, что без этого мне не обойтись. В: А вы, ребята, что интересного сегодня узнали? Чему научились? Что понравилось, а что не понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»

Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...

Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе " Путешественники и первооткрыватели"

Занятие - игра на тему: "Путешественники и первооткрыватели",целью которогобыло формирование элементарных математических представлений и познавательному развитию у детей в подготовительной группе....

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...

"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной группе "Путешественники и первооткрыватели"

Уточнить представление детей о глобусе и географической карте, вспомнить названия материков, рассказать об экспедициях Амундсена и Скотта. Совершенствовать навыки вычислительной деятельности и закрепи...

Конспект занятия по познавательному развитию "День Победы" в подготовительной к школе группе

Задачи:1. Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).2.  Познакомить с героями В.О.В.3. Закрепить умение отвечать полным предло...