Перспетивное планирование НОД в области Познание (ФЭМП)
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме

Горошилова Елена Панцофиевна

Перспективное  планирование  непосредственной  образоательной  деятельности  в области "Познание" (формирование  элементарных  математических  представлений)  с детьми  старшей  группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №20 г.Владивостока»

Перспективное  планирование

непосредственной образовательной деятельности в области «Познание»

(формирование элементарных математических представлений)

в  старшей  группе

подготовили:

Горошилова   Елена  Панцофиевна

Шлык  Елена  Викторовна

г.Владивосток

2012г.

                                                         

Сентябрь

  1. Учить  детей различать  предметы по величине; развивать  мышление;  творческое  воображение; активировать в речи наречия:(впереди, позади, вверху, внизу, справа, слева); прилагательные величины:(большой, маленький).

  1. Познакомить с составом числа 5 из единиц: учить составлять заданное число в пределах 5 на основе групп предметов; закрепить знания о форме предметов; развивать логическое мышление.

  1. Учить детей выделять часть совокупности; делить предметы на группы по заданному признаку; упражнять в ориентировке в пространстве; закрепить умение сравнивать геометрические фигуры по цвету и форме.

  1. Учить детей анализировать форму предметов; находить предметы одинаковой и разной формы называть их; развивать умение считать в пределах 5;формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов; развивать зрительную память.

Октябрь

1.Познакомить с цифрой 1; учить детей сравнивать группы предметов в пределах 5, равные и неравные по численности; закрепить знания о геометрических фигурах.

2. Познакомить с образованием числа 2; учить сравнивать рядом стоящие числа (1 и 2) с опорой на сравнение конкретных групп предметов; упражнять в делении квадрата, прямоугольника, треугольника на две половинки; закрепить знания о результате деления.

3. Познакомить с цифрой 2; учить детей получать равенство из неравенства; неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет; закрепить умение считать; упражнять в ориентировке на плоскости (слева, справа, посередине).

4. Познакомить с образованием числа 3; учить детей сравнивать два предмета по величине ( длине и ширине) опосредственно с помощью третьего ( условной мерки), равного одному из сравниваемых предметов; развивать умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: прямоугольные, квадратные, треугольные.

Ноябрь

  1. Познакомить с образованием числа4; учить детей отсчитывать предметы по заданному числу; закрепить умение низу); упражнять в делении целого на две, четыре равные части; развивать понимание отношения целого и части.

  1. Познакомить с цифрой 4; учить детей отсчитывать предметы по образцу; упражнять в умении различать величину предметов ( большой, поменьше, маленький); закрепить знания о временах года и частях суток.

  1. Познакомить с образованием числа 5; учить вести счёт и отсчёт в пределах 5; упражнять в счёте и в воспроизведении заданного количества движений; формировать умение различать вопрос (сколько?) и отвечать на него.

  1. Познакомить с цифрой 5; учить порядковому счёту в пределах 5; закрепить умение пользоваться приёмом приложения для определения отношения: (равно, больше, меньше); упражнять в ориентировке на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Декабрь

  1. Познакомить с образованием числа 6; учить устанавливать равенство между двумя группами предметов; упражнять в определении порядкового места заданного предмета; упражнять в ориентировке на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

  1. Познакомить с цифрой 6; учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 6, на основе конкретных множеств; закрепить умение устанавливать размерные соотношения между пятью предметами по ширине; упражнять в счёте предметов на ощупь.

  1. Познакомить с образованием числа 7; учить определять порядковое место предмета; упражнять в получении равенства из неравенства и наоборот путём сравнения множеств; развивать умение устанавливать соотношения по длине между предметами.

  1. Познакомить с цифрой 7; учить детей сопоставлять предметы по толщине, раскладывать их в порядке убывания и возрастания; закрепить представление о независимости числа предметов от их размера; упражнять в воспроизведении определённого количества движений по образцу, заданному числу.

Январь

  1. Познакомить с образованием числа 8; учить сравнивать целое и части, называть их: одна вторая, одна четвёртая, одна восьмая, понимать, что целое больше части; упражнять в соотношении предметов по форме с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, треугольника) и обобщению их по форме; закрепить умение вести счёт в пределах 8.

  1. Познакомить с  цифрой 8; учить порядковому счёту; формировать представление о том, что для определения порядкового счёта предмета среди других в ряду, направление счёта имеет существенное значение; закрепить умение понимать и различать вопросы (какой?  который).

  1. Познакомить с образованием числа 9; учить видеть равное количество разных предметов и отражать это в речи, закрепить умение отсчитывать определённое количество предметов по образцу и названному числу, пользоваться приёмами приложения для установления равенства, количества разных предметов; раскладывать предметы рядами, один под другим, действуя правой рукой слева на право.

Февраль

Учить детей сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство или неравенство; упражнять в сравнении двух предметов по высоте с помощью третьего (условной мерки) равного одному из них; закрепить представление о шаре, кубе, цилиндре.

Познакомить с цифрой 0; учить детей порядковому счёту в пределах 9; упражнять в сравнении предметов по форме, умении находить в ближайшем окружении предмету одинаковой и разной формы; закрепить понятие о том, что число предметов не зависит от расстояния между предметами, от направления счёта.

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом; учить сравнивать предметы по величине (ширине); раскладывать предметы в порядке возрастания, убывания; упражнять в порядковом счёте до 10; закрепить умение отвечать на вопрос: (сколько?, какой по счёту?).

Познакомить с образованием числа 10 (на наглядной основе), учить отсчитывать предметы по заданному числу; закрепить представление о том, что место занимаемое каждым предметом среди других изменяется в зависимости от того по какому признаку сравнивается; упражнять в порядковом счёте в пределах 10.

Март

1 . Познакомить детей с понятием: вчера, сегодня, завтра; учить  детей  выкладывать из геометрических фигур различные  узоры  и  предметы по образцу; закрепить умение считать в пределах 10; познакомить с образованием одной формы из другой.

2. Учить детей вести счёт предметов расположенных по разному; закрепить представление о том, что место занимаемое  каждым  предметом среди  других  изменяется в зависимости от того по какому признаку предметы сравниваются; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине, отражать в речи: (длиннее, короче, шире, уже).

  1. Учить детей устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом); закрепить понятие частей суток; познакомить с понятием сутки; упражнять в порядковом счёте.

4. Формировать представление о четырёхугольнике; подвести к  пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, в углу); упражнять в умении выкладывать из геометрических форм заданные узоры, предметы.

Апрель

  1. Учить воспроизводить группу, в которой на один элемент больше или  меньше, чем в другой;  упражнять в сравнении рядом стоящих чисел, какое из двух смежных чисел больше; закрепить  умение отражать в речи, какое из чисел больше на один; развивать умение считать до 10

.

  1. Учить подбирать предметы равные по одному из измерений, отвлекаясь от их соотношений по другим измерениям (длина, ширина, высота); упражнять в составлении  моделей  знакомых  геометрических  фигур из частей по образцу; развивать представление об определённой последовательности чисел

.

  1. Учить  делить  целое на две, четыре равные части путём складывания  пополам (на две части) и ещё раз пополам (на четыре части); закрепить представление о том, что половиной называют одну из двух равных частей; упражнять  в определении   какой  формы получаются части при делении на равные  части  квадрата и прямоугольника.

  1. Учить различать и называть цифры, упражнять в составлении  множества  из разных  по качеству  элементов, по заданному  числу и цифре; закрепить умение ориентироваться в пространстве, определять своё местоположение (впереди, позади, рядом, за, между).

Май

  1. Учить сравнивать  смежные числа с опорой на наглядный  материал; закрепить навыки порядкового счёта; упражнять  в  установлении  соотношения между 10 предметами  по длине, высоте; дать представление о постоянстве различий между соседними членами упорядоченного ряда.

  1. Познакомить детей с названиями дней недели; учить соотносить день недели с порядковым номером; упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 10; закрепить знание цифр от 0 до 9.

  1. Учить считать в пределах 10 на основе сравнения равных  и  неравных  по  численности  групп  предметов, выраженных числами: 5 и 5; 5 и 6; 6 и 7; и т.д.; закрепить знание цифр от 0 до 9; развивать знание об определённой  последовательности  чисел  и отношениях между ними.

  1. Учить сравнивать рядом стоящие числа, получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества  один  предмет; закрепить умение определять  какой  день  сегодня, какой  был вчера, какой будет завтра, упражнять в счёте и отсчёте в пределах 10.

Список   литературы:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ .Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного  образования(Под ред. Н.Е. Вераксы ,Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой),2-е изд .и спр. и доп.-М.МОЗАИКА-  СИНТЕЗ. 2012-336с.

2.Е.В.Колесникова. Программа»Математические ступеньки».-М.:ТЦ Сфера,,2010.-64с.

Е.В Колесникова. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений(изд.2-е.,доп .и  перераб. )-М.:ТЦ Сфера,2001.-80с.

3.Н.А.Арапова-Пискарёва. Формирование элементарных математических  представлений  в  детском саду. Программа и методические рекомендации.2-е изд .,и спр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.-112с.

4.Л.С.Метлина.Занятия по математике в детском саду(Формирование у дошкольников  элементарных математических представлений).Пособие для воспитателей детского сада.-2-е изд .,доп. –М.:Просвещение,1985г.-223с.,ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...