картотека математических игр
картотека по математике по теме

Ильина Ольга Николаевна

картотека математических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_cvet_i_forma_-kartoteka.docx44.21 КБ
Файл matematika_kartoteka.docx369.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЦВЕТ И ФОРМА.

Знакомство с красным — желтым — синим цветами

Различение — называние — систематизация

Материал. 10 красных, 10 синих, 10 желтых колечек от пирамидок или каких-либо других групп сходных предметов, внутри каждой, из которых предметы отличаются лишь по степени выраженности какого-либо признака (например, величине), но одинаковы по цвету; 1 красная, 1 синяя, 1 желтая палочка (или шарик); листы бумаги с цветными пятнами; специально подобранный дидактический материал. Палочки можно заменить любыми геометрическими фигурами.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

Найди предметы такого же цвета.

Дети образуют пары. Педагог раздает каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения красного, синего и желтого цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат колечки от пирамидок (тоже красного, синего и желтого цветов). Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки, с изображение синего цвета — все синие колечки и т. д.

В конце игры дети совместно строят из разноцветных колечек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказывают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игры на называние

Назови цвет предмета.

Ребенок (или педагог) прячет в руке палочку или шарик (красный, синий или желтый) и предлагает детям отгадать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игры на называние

Угадай, какого цвета одежда

Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т. д.)».

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Разложи предметы по цвету

Педагог выкладывает дидактический набор для свободной игры (например, мозаику или строительный материал) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Знакомство с зеленым цветом и его оттенками:

светло-зеленым и темно-зеленым

Различение — называние — систематизация

Материал. 6 карточек для обозначения зеленого цвета; листья; по 6 желтых, синих, красных, светло- и темно-зеленых счетных палочек. Счетные палочки можно заменить пуговицами такого же цвета или геометрическими фигурами.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

        Найди предмет того же цвета.        

Взрослый заранее готовит карточки для обозначения зеленого цвета и приносит в группу предметы зеленого цвета, например зеленую кофту, зеленый шарф, зеленую вазу и т. д.

Педагог кладет перед ребенком карточку, просит его найти в группе предмет такого же цвета и положить этот предмет рядом с карточкой.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на называние

Какой палочки не стало

Воспитатель кладет на стол счетные палочки:

2 светло - и 2 темно-зеленые, 1 синюю и 1 желтую. Водящий убирает одну палочку, остальные дети должны определить, какого цвета палочки не стало.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Построй улицу из счетных палочек

На столе вперемежку лежат по 6 палочек красного, желтого, синего, светло- и темно-зеленого цветов. Педагог просит выбрать из них все светло- и темно-зеленые. Из этих палочек дети строят «Улицу», чередуя их по цвету.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Знакомство с белым — серым — черным цветами

Различение — называние — систематизация

Материал. 2 листа газеты; 1 лист белой бумаги; горсть белого порошка (например, толченого мела); горсть черного порошка (влажной земли); картонные полоски (10х3 см): 3 белых, 3 светло-серых, 3 серых, 3 темно-серых и 3 черных. Вместо порошка можно взять гуашевые краски.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

Превращения

Взрослый кладет на стол 2 листа газеты и 1 белый лист бумаги. Дает детям время рассмотреть их. Потом высыпает белый порошок на один газетный лист, а черный - на другой.

На белом листе дети перемешивают эти порошки и наблюдают, как получаются различные оттенки серого цвета, говорят об этом, называя их.    

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на называние

Отгадай цвет

Ребенок прячет под платок полоску белого, серого или черного цвета. Остальные дети отгадывают, какого цвета полоску спрятал ребенок.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Педагог дает детям полоски белого, черного, светло-серого и темно-серого цветов. Предлагает расположить сначала по нарастанию насыщенности цвета серые полоски (от светло - серой до темно - серой), а затем поставить в этот ряд полоски белого и черного цветов. При повторном задании порядок расположения полосок обратный (от черного до белого цвета).

ЦВЕТ И ФОРМА.

Знакомство с оранжевым и коричневым цветами

Различение — называние — систематизация

Материал. Апельсины, каштаны, зерна от яблок (или другие предметы соответствующего цвета); счетные палочки: по 4 светло-зеленых, темно-зеленых, желтых, синих, 6 оранжевых и 6 коричневых.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

На столе лежат  апельсины и каштаны. Педагог дает детям листы бумаги и краски: оранжевую и коричневую, предлагает нарисовать апельсины и каштаны. После выполнения задания дети рассматривают рисунки.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Изготовление человечка

Взрослый кладет на стол каштаны, зерна от яблок, шишки, палочки, оранжевый пластилин и предлагает сделать человечка. Эти предметы можно заменить геометрическими фигурами из математического пенала, подходящими по цвету.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на называние

Дети играют в игру «Я вижу то, что ты не видишь, и оно коричневого (оранжевого) цвета».

Чтобы все смогли справиться с заданием, дети заранее должны договориться о том, какие предметы будут загадывать (например, те, которые находятся только в кукольном уголке или на полке и т. д.). Предмет, который загадывается, должен быть хорошо знаком детям.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Построй улицу!

Счетные палочки лежат на столе вперемежку: по 4 свётло - и темно-зеленых, желтых, синих, по 6 оранжевых и коричневых.

Дети выбирают только коричневые и оранжевые, из которых они будут строить улицу. Один ребенок становится ведущим мастером. Он называет цвет, остальные выкладывают палочки названного цвета.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд, чередуя маленькие и большие кубики.

ФОРМА.

Знакомство с признаками: большой — маленький

Различение — называние — систематизация

Материал. 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

ФОРМА.

Игра на классификацию

Одень куклу

На столе друг против друга сидят куклы: маленькая и большая. Одежда обеих кукол лежит рядом в куче. Дети сортируют одежду и кладут ее около соответствующей куклы. Затем выбирают наиболее понравившиеся им вещи и одевают кукол.

ФОРМА.

Игра на называние

Под столом или под платком ребенок ощупывает предмет, определяет его величину и называет его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький. Остальные дети наблюдают за тем, правильно ли выполнено задание, и меняют водящего.

Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребенок сравнивает: например большая пуговица и маленькая коробка.

ФОРМА.

Знакомство с признаками: длинный - короткий

Различение — называние — систематизация

Материал. 10 кусков пластилина; 1 длинная и 1 короткая палочка; 1 коричневая и 1 светло-зеленая счетная палочка; 1 длинная и 1 короткая картонная полоска; 1 длинный и 1 короткий карандаш.

ФОРМА.

Игра на классификацию

На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета.

Взрослый раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: 1 длинную и 1 короткую.

В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают, какая колбаска длинная, а какая — короткая.

Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.

Можно использовать вместо пластилина полоски из тонкой цветной бумаги.

ФОРМА.

Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают  очень короткие шаги, а при слове «длинный» - очень длинные шаги. После проведения игры педагог предлагает детям попеременно произносить слова «длинный» - «короткий».

В эту игру могут вноситься дополнения. Например: дети делают длинные (или, наоборот, короткие) шаги на носочках.

Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

ФОРМА.

Игра на систематизацию и называние

Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив - короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это - короткая».

Игра проводится несколько раз (но не более четырех). Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий блоки из строительного материала, карандаши и т. п.). Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, констатируют, что у всех предметов различная длина. Вероятно, кому-то из детей бросится в глаза, что карандаш в ряду коротких предметов длиннее, чем палочка в ряду длинных предметов. Взрослый дает время, чтобы дети составили самостоятельное мнение о длине карандашей. Затем он просит ребенка взять короткий карандаш и на его место положить длинный, так, чтобы дети наглядно смогли убедиться, что при сравнении короткого карандаша с длинным первый действительно выглядит короче.

ФОРМА.

Знакомство с признаками: толстый  - тонкий        

Различение — называние — систематизация

Материал. Заранее приготовленные толстые и тонкие вещи, например, 1 тонкий и 1 толстый носок; 1 толстая и 1 тонкая книга; 1 толстый и 1 тонкий карандаш; 2 различающиеся только по толщине шерстяные нитки; 2 различающиеся только по длине шерстяные нитки; 2 различных по величине кубика; 2 различные только по толщине книги; строительный материал.

ФОРМА.

Игра на называние

Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине, величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это маленький кубик», «Это тонкий карандаш»

и т. п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

ФОРМА.

Игра на классификацию

Один ребенок изображает толстого медведя (под одежду можно подложить подушку), другой ребенок - тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо.

Остальные ребята отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные толстые и тонкие вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, т. е. толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т. п.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного материала дети выбирают все толстые и тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

ФОРМА.

Знакомство с кругом

Различение — называние — систематизация

Материал. 1 маленький мяч и 1 пластмассовый или деревянный кубик; различный по форме материал из дидактического набора (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники); 2 различные по длине счетные палочки оранжевого и светло-зеленого цвета; строительный материал.

ФОРМА.

Игры на называние

Я вижу то, что ты, не видишь

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.

ФОРМА.

Угадай форму предмета

Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Взрослый поощряет тех детей, которые самостоятельно выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Построим поезд

Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.

ЧИСЛО.

Игра на нахождение места в ряду

На столе лежат 3 матрешки (большая, поменьше, маленькая). Дети должны расположить их по величине. Затем педагог дает еще 1 матрешку и предлагает найти ее место в ряду. Когда дети правильно выполнят это задание, взрослый добавляет еще несколько матрешек

ФОРМА.

Знакомство с треугольником

Различение — называние — систематизация

Материал. Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный; круглые, прямоугольные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.

ФОРМА.

Игра на называние

Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предмет, называет его и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно (основаниями друг к другу), то воспитатель исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей.

ФОРМА.

Знакомство с прямоугольником и квадратом

Различение — называние — систематизация

Материал. Карточки для обозначения круглой и треугольной формы (различной величины); блоки прямоугольной и квадратной формы; предметы прямоугольной и квадратной формы: конверт, марка, кубики, квадратная салфетка и т. п.; строительный материал.

ФОРМА.

Игра на классификацию

На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы различной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Педагог обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркирует их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в помещении заранее приготовленные предметы прямоугольной и квадратной формы, например книги, конверты, кубики и т. п.

ФОРМА.

Игра на называние

Какой фигуры не стало?

Взрослый выбирает 4 плоские фигуры (круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Строим улицу.

Из строительного материала дети выбирают кубики прямоугольной и квадратной формы, строят улицу, чередуя кубики. Играющие следят, чтобы соблюдалось чередование кубиков разной формы.

ФОРМА.

Игра на классификацию

Карточки с изображением соответствующих форм и их признаков лежат на столе изображением вниз. В помещении заранее приготовлены необходимые предметы. Ребенок подходит к столу, берет одну карточку и ищет предмет указанной формы или обладающий заданным признаком (например, длинный или маленький), затем кладет найденный предмет рядом с карточкой. Другие дети проверяют правильность выполнения задания. Если ребенок выбрал неправильный предмет, он уступает место другому.

ФОРМА.

Игра на комбинацию признаков

Для этой игры необходимы различный дидактический материал, карточки для обозначения всех форм и их признаков (кроме длинной и короткой) и карточки для обозначения зеленого, желтого, синего цветов.

Изображены ворота. Перед воротами лежат карточки, которые указывают на то, предмет какой формы подходит к данным воротам. Например, круглый; круглый и тонкий; толстый и зеленый и т. д. В зависимости от уровня развития детей в группе могут комбинироваться 4 признака. Например, большой, треугольный, толстый, зеленый и т. п.

ФОРМА.

Строительная игра

Педагог раздает детям счетные палочки (или блоки, или кубики) различных цветов и размеров. Дети рассматривают их и называют цвет, размер. (Среди знакомых цветов могут быть и незнакомые, например лиловый.) После этого педагог предлагает им построить из этих предметов разноцветную лестницу, упорядочив ступеньки по высоте.

ФОРМА.

Игра на называние

Место рядом свободно

Для этой игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый играющий получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т. д.)».

ЧИСЛО.

Различение — сравнение — систематизация

Материал. 6 - 8 различных по длине прямоугольных параллелепипедов (из строительного материала); вкладные цилиндры Монтессори или любые другие вкладыши;

5 - 8 картонных полосок (черно-серо-белый ряд); матрешки (семисоставные); прямоугольные палочки различного цвета.

ЧИСЛО.

Игры на систематизацию

Дети выстраивают прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот, от самого длинного до самого короткого.

Ребятам предлагают вложить цилиндры Монтессори (или какие-нибудь другие вкладыши, например коробочки) друг в друга.

После того как им удастся правильно выполнить предыдущие задания, можно предложить разложить полоски по цвету (аналогично заданию из раздела по ознакомлению с цветами). Причем между белой и черной должно быть 5 полосок с разными оттенками серого цвета. Дети составляют ряд, начиная с полоски белого или черного цвета.

Эта игра может быть усложнена за счет составления ряда с середины, т. е. с полоски серого цвета.

КОЛИЧЕСТВО.

Материал. 9 - 12 стульев; 10 одинаковых кружков;

10 круглых камешков одного цвета; другой материал, например игральные кубики, пуговицы и т. д.; игровой и строительный материал, который можно группировать.

ЧИСЛО.

Игра-конструирование

Дети строят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька состоит из 1 палочки, следующая из 2, далее из 3 и т. д., т. е. каждая последующая ступенька на 1 палочку больше предыдущей. Самая последняя ступенька может состоять максимально из 10 палочек. Причем очередная ступенька состоит из палочек большей или меньшей длины, чем предыдущие. Начинать лучше с самой короткой или с самой длинной ступеньки.

Когда лестница будет готова, ребенок убирает любую ступеньку, а дети перемешивают остальные палочки. Взрослый восстанавливает лестницу и предлагает определить в ней место убранной ступеньки. Из лестницы можно убрать 1 - 2 ступеньки. Если ребенок испытывает затруднения, при повторном проведении игры количество ступенек сокращают.

КОЛИЧЕСТВО.

Игра на систематизацию

У каждого ребенка стул?

По количеству играющих ставится ряд стульев. Дети садятся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления (или приложения). Количество стульев изменяется, играющие проверяют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколько и детей, или же стульев больше (меньше).

Точно так же, применяя прием сопоставления, можно определить, кого больше в подгруппе - мальчиков или девочек, или: мальчиков столько же, сколько девочек.

КОЛИЧЕСТВО.

Парная игра

Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одноцветных круглых камешков и 10 кружочков (или же 10 пуговиц, или 10 игральных кубиков и т. д.). Ребенок кладет определенное количество камешков, а его партнер должен положить столько же кружочков. (Это количество постепенно возрастает.) Затем с помощью приема приложения проверяется правильность выполнения задания. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

КОЛИЧЕСТВО.

Игра на сравнение

Педагог кладет на стол в 2 кучки различный материал. Он берет по 3 одинаковых предмета из одной и из другой кучки, например 3 маленькие зеленые пуговицы и 3 маленькие белые пуговицы, и спрашивает, зеленых пуговиц меньше, больше или столько же, сколько белых. Дети проверяют свои ответы, применяя прием приложения. Затем взрослый берет по 3 разных предмета. Например, 1 круглый камешек, 1 пуговицу, 1 блок из пластмассового конструктора, 1 строительный кубик, 1 игрушечную машину, 1 матерчатого зверя. Дети сравнивают количество предметов в одной и другой группе, проверяют свои ответы. Постепенно педагог увеличивает количество предметов, причем сначала сравниваются одинаковые предметы, а затем разные.

.

КОЛИЧЕСТВО.

Игра на сравнение (продолжение).

Количество сравниваемых предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей правильно отвечает на вопросы. При появлении ошибок сравнивается меньшее количество предметов, но варьируется материал.

Взрослый не всегда кладет равное количество предметов, в одной группе может быть на 1 - 4 предмета больше, чем в другой. После нескольких занятий дети могут проводить игру на составление множеств самостоятельно, предлагая задания друг другу.

КОЛИЧЕСТВО.

Материал. 20 одинакового размера круглых камешков: 10 красных и 10 зеленых; коробочка; 10 деревянных или пластмассовых шариков и 10 пластмассовых стаканчиков.

КОЛИЧЕСТВО.

Игры на сравнение

В каком ряду детей больше

Дети встают в 2 ряда друг против друга. Один ребенок остается без пары, он водящий и отвечает на вопросы воспитателя.

Взрослый спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?» Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда. Затем дети второго ряда образуют круг. Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором?» Проверяя ответ ребенка, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Ребята в первом ряду встают на большее расстояние друг от друга, чем во втором, педагог снова задает вопрос: «В первом ряду столько же детей, сколько и во втором?» Ответ проверяется аналогично: все дети берут друг друга за руки.

КОЛИЧЕСТВО.

Игра в камешки

Педагог кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения, дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных. Затем взрослый изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем педагог кладет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Все ответы проверяются с помощью приема приложения.

КОЛИЧЕСТВО.

Игра в камешки (продолжение)

Постепенно педагог увеличивает количество камешков обоих цветов. Для того чтобы все отвечали не механически, взрослый может положить зеленых или красных камешков больше (или меньше).

Количество предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей отвечает правильно.

Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильности предыдущих ответов детей.

КОЛИЧЕСТВО.

Чего больше?

В ряд ставятся пластмассовые стаканчики. Недалеко в коробке или корзинке лежат шарики. Дети кладут шарики в стаканчики и убеждаются, что шариков столько же, сколько стаканчиков. Педагог собирает шарики, затем располагает их на столе на некотором расстоянии друг от друга, после этого кладет их перед стаканчиками, потом снова убирает в корзиночку. Во всех случаях он спрашивает детей: «Шариков столько же, сколько и стаканчиков, или больше (меньше)?» Дети обосновывают свои ответы, проверяют их правильность, вкладывая шарики в стаканчики.

КОЛИЧЕСТВО.

Разложи цветы по вазам

Взрослый ставит на стол вазы различной формы. На столе в куче лежат цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же, сколько и ваз. (В каждую вазу дети ставят цветок.) Как и в предыдущем задании, педагог увеличивает количество сравниваемых предметов и меняет место их расположения. Например, он может попросить поставить все цветы в одну вазу, положить каждый цветок перед вазой, вазы расставить на удаленном расстоянии друг от друга, а цветы букетом положить перед вазой и т. д. После каждого изменения ситуации педагог уточняет, стало ли цветов (ваз) больше, меньше или столько же, сколько было раньше, просит объяснить детей, почему они так считают.

КОЛИЧЕСТВО.

Разложи цветы по вазам  (продолжение)

Число сравниваемых предметов постепенно увеличивается до тех пор, пока дети не начинают систематически ошибаться.

Когда взрослый прибавляет 1 или 2 цветка или убирает вазы, дети должны видеть, что он что-то убрал или прибавил. При этом педагог добивается понимания детьми, что изменилось лишь число предметов.

КОЛИЧЕСТВО.

Составление ряда

Найди кукле стул

Количество предметов для данной игры определяет педагог по правильности решения предыдущих заданий.

На столе стоят матрешки и стульчики. Взрослый предлагает детям выполнить следующее задание: самую большую матрешку посадить на самый большой стул, поменьше - на меньший стул, а самую маленькую - на самый маленький стул. Постепенно педагог увеличивает количество предметов. Затем смешивает матрешек и предлагает снова выполнить это же задание.

КОЛИЧЕСТВО.

Поставь машину в гараж

В данной игре используются коробки - гаражи и автомобили разного размера.

На столе лежат коробки разного размера (это гаражи) и столько же автомобилей. Дети сначала расставляют гаражи в ряд, начиная с самого маленького. Затем педагог предлагает поставить автомобили в гаражи. Дети выполняют задание самостоятельно, пробуя различные варианты. Если дети не придут к правильному решению (самая большая машина ставится в самый большой гараж, поменьше - в более маленький и т. д.), то взрослый демонстрирует правильный способ решения.

КОЛИЧЕСТВО.

Сравнение количества

Счетные палочки

Для игры используются счетные палочки разного цвета. После того как дети поиграли со счетными палочками, педагог  предлагает им проверить (с помощью приема приложения): синих палочек столько же, сколько и зеленых, а черных столько же, сколько и оранжевых, темно-зеленых столько же, сколько и светло-зеленых?

КОЛИЧЕСТВО.

Каких камешков больше?

На стол кладется разное количество разноцветных камешков, например 2 желтых, 5 красных, 3 синих. Педагог спрашивает, каких камешков больше всего. Дети проверяют свои ответы, прикладывая камешки одного цвета к камешкам другого. Затем составляют ряды и обозначают ряд с наибольшим количеством предметов одной чертой (например, они могут рядом положить палочку нейтрального цвета), с меньшим - двумя и последний ряд, в котором меньше всего предметов, -  тремя чертами. При выполнении следующего задания педагог варьирует количество предметов. Так, можно взять 1 красный камешек, 3 синих и 3 желтых. Оба множества с одинаковым количеством предметов обозначаются 2 чертами. В дальнейшем дети смогут уже самостоятельно составлять, сопоставлять и обозначать множества.

КОЛИЧЕСТВО.

Где больше?

Взрослый рисует 2 больших круга (или кладет обручи):

синий и белый, предлагает детям взять в игровой комнате по одному какому-либо предмету. Дети берут предметы и распределяют их между белым и синим кругом. Применяя прием приложения, они оставляют в белом круге столько же предметов, сколько и в синем. Затем все отворачиваются, а водящий убирает из одного круга несколько предметов (или же оставляет количество предметов в обоих кругах без изменения). Дети поворачиваются, рассматривают группы предметов и определяют, изменилось ли их количество или же осталось прежним. С помощью приема приложения играющие проверяют свои ответы.

КОЛИЧЕСТВО.

Сохранение количества

Изменилось ли число пуговиц?

Педагог кладет на стол большие красные пуговицы и предлагает детям положить рядом столько же желтых (выбор количества пуговиц обусловлен прежним опытом).

После того как дети убедятся, что красных и желтых пуговиц поровну, взрослый делает бусы, нанизывая желтые пуговицы на нитку, и спрашивает: «Красных пуговиц больше, чем желтых, или же желтых столько же, сколько и красных?» Он просит детей обосновать свои ответы.

Возможны другие варианты. Например, желтые пуговицы кладут друг с другом, а красные - на расстоянии друг от друга или же желтые пуговицы кладут в маленькую коробочку (или зажимают в руке) и т. д. Постепенно педагог увеличивает количество предметов. Так, желтых пуговиц можно положить больше, чем красных, и т. п.

КОЛИЧЕСТВО.

Колбаска и шарик

Педагог берет 2 одинаковых куска пластилина и делает из них шарики, показывает их детям и спрашивает, одинаковое ли количество пластилина пошло на один и другой шарик. Если дети ответят, что неодинаковое, то взрослый повторяет показ еще раз.

Затем ребенок делает из шарика колбаску, остальные внимательно наблюдают за его действиями. Педагог спрашивает, одинаковое ли количество пластилина пошло на шарик и колбаску или же на колбаску пошло больше, и просит детей обосновать свои ответы.



Предварительный просмотр:

Математика

Назови соседей

                Дети встают вкруг. Взрослый по очереди бросает мяч детям, называя число. Ребенок, возвращая мяч, называет соседей числа.

Например, взрослый говорит пять, ребенок должен сказать четыре, шесть.

Вариант.

1. Назвать соседей  дня недели

2. Назвать соседей месяца

Математика

Продолжай считать

                Называя какое-нибудь число, взрослый бросает мяч ребенку. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке

Математика

Скажи последующее число

                Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

Скажи предыдущее число

Аналогично предыдущей игре.

Математика

Устный счёт 1

На кусте перед забором

7 ярко - красных помидоров.

Потом 4 оторвалось.

А сколько на кусте осталось?



Три яблока было у Коли.

Пять дали товарищи в школе.

Яблок сколько всего

Стало, друзья, у него?



Ежик  по грибы пошел.

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов - в корзинку,

Остальные - на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?



Математика

Устный счёт 2



Что так начало греметь?

Ульи строит наш медведь.

Ульев сделал он лишь семь

На два меньше, чем хотел.

Сколько ульев хотел сделать Мишка?

        

Шесть веселых медвежат

За машиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

        

Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

 А сколько груш осталось?



Математика

Дополни число

До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например, 9). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-нибудь число (например, 5). Поймав мяч, ребенок говорит число (4), которое в сумме с названным воспитателем составляет девять.



Математика

Отгадай

До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например,7). Воспитатель берет 7 камушков и делит их в две руки, зажимая в кулак (например, 2 и 5). Руки в кулаках держит перед ребенком. Ребенок выбирает, какую руку должен открыть воспитатель. Воспитатель открывает руку, ребенок смотрит, сколько камушков в этой руке (например, 2) и говорит, что в другой руке у воспитателя 5 камушков. Ответ ребенка проверяется.



Математика

Устный счёт 3



В  лодке ехал дед Евсей

И поймал он карасей.

7 – больших

И средних – 9.

Сколько же поймал Евсей

На рыбалке карасей? (16)



Раз к зайчихе на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по 2 морковки съели

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (4)



В снег упал Серёжа,

А за ним Алёша.

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)



Математика

Устный счёт 4



Поставил Андрюша

В два ряда игрушки:

Рядом с матрёшкой

Плюшевый мишка,

Вместе с лисой

Зайка косой.

Следом за ними

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?(6)



1,2,3,4,5

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка,

Не ленись,

Да смотри, не ошибись.  (13)



Математика

Устный счёт 5



За гусыней шли гуськом

8 гусят. 1 отстал.

Сколько осталось с гусыней?

Потом отстали ещё 2 гусёнка.

Сколько осталось?

Забеспокоилась гусыня.

Стала собирать гусят.

Всех собрала.

Сколько гусят пошли

За гусыней гуськом? (8)



Сима – сестрёнка Маруси,

Маруся – сестрёнка Аси,

Ася – сестрёнка Васи.

Ну, а теперь догадайся,

Нет ли хитрости в этом.

Сколько сестрёнок у Васи?

Не торопись с ответом! (3)



Математика

Устный счёт 6



Подогрела чайка чайник,

Пригласила 8 чаек:

-Приходите, все на чай! -

-Сколько чаек, отвечай? (9)



Пять малышек медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

Скольким сон хороший снится?

5-4=1



Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Шесть – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно!

2+6=8



Математика

Устный счёт 7



В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов?

7-2=5



 Ёжик по грибы пошёл,

10 рыжиков нашёл.

8 положил в корзинку,

остальные же – на спинку.

Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, ёж?

10-8=2



Математика

Устный счёт 8



Семь малюсеньких котят,

Что дают им, всё едят.

А один сметаны просит.

Сколько же котяток?

7+1=8



Что так начало греметь?

Ульи строит наш медведь.

Ульев сделал он лишь семь-

На два меньше,

Чем хотел.

Сколько ульев хотел сделать мишка?

7+2=9



Математика

Устный счёт 9



Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Жёлтых пять и чёрных пять,

А всего:…

5+5=10



Ветер дунул – лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало пять.

Кто их может сосчитать?

1+1+5=7



Математика

Устный счёт 10



В кузове моём лежат

2 опёнка, 5 маслят,

Пара рыжиков румяных,

Сколько всех грибов, ребята?

2+5+2=9



Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Три несут былинку.

Пять несут иголки.

Сколько муравьёв под ёлкой?

2+3+5=10



Математика

Устный счёт 11



Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один в кадушку влез,

Два – в раскрытое окно.

Сколько было их всего?

3+1+2=6



Математика

Задача 1.

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:

- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.

- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

- Ну нет, это я самый главный,- сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях.

"Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце".

Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)

Математика

Задача2.

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы.

Сколько стульев было занято? (9)

Сколько было гостей? (8)

Математика

Задача 3.

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.

Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей,

Вопросы.

Каким по счету примчался к улью  заяц? (Третьим.)

У кого была самая маленькая посуда?  (У белки.)

У кого была самая большая посуда?  (У медведя.)

Математика

Задача 4.

Пришла к фотографу семья.

- Сфотографируйте нас, пожалуйста.

- Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Бабушку - в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.

Вопросы.

Сколько всего человек в семье? (7)

Сколько взрослых? (4)

Сколько детей? (3)

Математика

Задача 5.

В лесной избушке жили зверюшки.

Угадайте кто?

Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).

Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).

Круглый, колючий (еж).

Серый, злющий, зубастый (волк).

Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый (медведь).

Вопрос.

Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)

Математика

Задача 6.

Пошли Таня и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили мимо пенечков, Костя нашел 2 опенка. А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.

Вопросы.

Сколько всего грибов нашли Таня и

Костя? (7)

Сколько грибов дети пожарят? (6)

Математика

Задача 7.

Пришли к Антону на день рождения гости.

Макар подарил ему живого попугайчика, Степан - заводной вездеход, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя - переводные картинки. 

Вопросы.

Сколько подарков получил Антон? (4)

Сколько детей было на дне рождения? (5)

Математика

Задача 8.

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: "Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской - больше рыбы наловлю".

Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку.

А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Вопросы.

Кто больше наловил рыбы? Почему?

Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)

Математика

Задача 9.

Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать. Сначала прилетели 2 синички - поклевали сало; полакомиться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей, а под кормушкой важно расхаживали 3 вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.

Вопросы.

Сколько птиц прилетело к кормушке?

(9)

Сколько маленьких птиц? (6)

Сколько больших птиц? (3) .

Математика

Задача 10.

У нас большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница, бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад.

Вопросы.

Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)

Математика

Задача 11.

Собрались звери на поляне, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка. Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь. Вопросы. 

Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.) Какими по счету прибежали к финишу: лиса? лось? еж? (Второй, четвертым, шестым.)

Математика

Задача 12.

На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Бура-тино и Мальвина. Затем показался Карлсон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка. Вопросы. 

Сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям? (9) Из скольких сказок пришли гости на елку? (7)

Математика

Задача 13.

Семену исполнилось 7 лет. "Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?" - спросил он у мамы. Мама разрешила.

Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк. А красивую машину "Чайка", и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе.

Ведь они самые любимые.

Вопрос. Сколько игрушек было у Семена? (9)

Математика

Задача 14.

Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо-невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой - морковку и репу, третий - огурец и кабачок, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок.

Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел на них да как рассмеется: "Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят".

Вопросы.

Сколько зайцев забралось в огород? (4)

Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8)

Сколько из сорванных овощей зайцы  съедят? (6) 

Математика

Задача 15.

- Дети, давайте сделаем свою библиотечку,- предложила Наталья Григорьевна.

- Давайте,- обрадовались ребята.

На следующий день Сережа принес в детский сад книжку "Красная Шапочка". Люся принесла сказку "Золушка". Таня - книжку "Три медведя". Вася принес сказку "Теремок", а Андрей - "Золотой ключик". Тамара принесла две книжки: "Курочка Ряба" и "Колобок". Но дети сказали: "Эти сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их малышам".

Вопросы.

Сколько книг дети принесли? (7)

Сколько книг осталось в библиотеке?  (5)

Математика

Задача 16.

Зоя Петровна объявила: "Приходите завтра нарядными, мы пойдем на концерт".

Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела песню о родном крае. Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру, а чей-то папа показал чудесные фокусы. Этот номер мне понравился больше всего. Я дома пробовал повторить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.

Вопрос.

Сколько номеров было в концерте? (4)

Математика

Задача 17.

На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами. Рома принес синий и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым. Настя принесла желтый шар, Алеша - красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.

Вопрос.

Сколько всего шаров принесли  дети? (8)

Математика

Задача 18.

Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно! "А что если молочное еще вкуснее?". И купил молочное. "И сливочного тоже хочется". Съел сливочное. "Что-то я пломбир давно не пробовал",- подумал Степашка и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. "Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем",- подумал Степашка и купил себе еще три порции.

Вопросы.

Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7)

Что теперь будет со Степашкой?

Математика

Задача 19.

Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая.

На большую сели лось и медведь. А на маленькую - белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.

Вопросы.

Сколько зверей смотрели телевизор? (8)

На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?

Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2)

Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (6)

Математика

Задача 20.

Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить. Шкаф внесли папа и дедушка, диван - дядя Коля и дядя Вова. Стол принесли мама и бабушка, кресло - сестра Оля, а мы с Ромой - по одному стулу.

Вопросы.

Сколько предметов мебели в нашей  квартире? (6)

Сколько человек переносили мебель? (9)

Математика

Задача 21.

Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика: "Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня боятся!" Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провел на голове, по одной полоске - на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте. Хотел и на спине нарисовать полоску, но посмотрел на Василия, бросил краски и кисть - и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.

Вопрос.

Сколько полосок успел нарисовать  Барсик? (6)

Математика

Занимательные задачи

Сколько ушей у трёх мышей? Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы:

    голубь, щука, 2 синицы,

   2 стрижа и 5 угрей.

   Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.) 

Математика

Устный счёт 12



Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?


Математика

Устный счёт 13



С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Математика

Устный счёт 14



Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.

Математика

Устный счёт 15



Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо —

Совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке

Сосчитать ватрушки.

Математика

Устный счёт 16



В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?

Математика

Устный счёт 17



Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?

Математика

Устный счёт 18



Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели 
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой. Сколько их?

Математика

Устный счёт 19



На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят 
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде 
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей: 
Сколько будет цыплят 
У наседки моей?

Математика

Устный счёт 20



Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

Математика

Устный счёт 21



Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!

Математика

Устный счёт 22



По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!

Математика

Устный счёт 23



Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?

Математика

Устный счёт 24



Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили  сапожек?

Математика

Устный счёт 25



Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? 

Математика

Устный счёт 26



Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?

Математика

Устный счёт 27



Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

Математика

Устный счёт 28



Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь.

Математика

Устный счёт 29



На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?        

Математика

Устный счёт 30



Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?        

Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть - уплыли далеко.
Два - нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу!        

Математика

Устный счёт 31



Сидят рыбаки, стерегут поплавки:
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб из реки натаскали рыбаки?

        

На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные - на качели.
Сколько ребят село на качели?        

Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу три тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей?        

Математика

Устный счёт 32



Два гуся летят над нами.
Два других за облаками.
Пять спустилось за ручей.
Сколько было всех гусей?

        

Мама-белка для детишек
Cобрала десяток шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
Старшему - еловую.
Среднему - сосновую,
Младшему - кедровую.
Сколько шишек осталось

У мамы-белки?

Математика

Устный счёт 33



Бабушка Надя в деревне живет.
Животных имеет, а счет не ведет.
Я буду, ребята, их называть,
А вы постарайтесь

Быстрей сосчитать:
Корова, телёнок,

Два сереньких гуся,
Овца, поросёнок и кошка Катуся.
Сколько всего животных

У бабушки Нади?                

Посадил я пять хороших
Белых бусенок-горошин.
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло.
Сколько же не проросло?

Математика

Геометрические фигуры 1



Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг)

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его...
(Квадрат)

Математика

Геометрические фигуры 2



Треугольник

  У треугольника

  Три стороны,
И они могут быть

  Разной длины.

 

Трапеция

  Трапеция больше

  На крышу похожа.
Юбку рисуют

  Трапецией тоже.
Взять треугольник

  И верх удалить -
Трапецию можно

  И так получить.

Окружность

У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется - окружность!

Математика

Геометрические фигуры 3



О разных фигурах

Взял треугольник и квадрат,
Из них построил
домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.

Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел

Развеселый чудачок.

Математика

Устный счёт 34



На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Математика

Устный счёт 35



Подарил ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько у ежа ежат?

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего... (десяток).

Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?

Математика

Устный счёт 36



Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.

 

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дом с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.

Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

 

Математика

Устный счёт 37



Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?

У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трех внучат,
Трех драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)

В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....

Картотека математических физкультминуток

Математические физкультминуток...

Картотека математических игр

Картотека математических игр (ср.гр.)...

Картотека математических игр

картотека математических игр (мл.гр.)...

картотека математических игр

картотека математических игр для старшей группы...

Картотека математических игр

Картотека математических игр...