Сообщение из опыта работы по образовательной области "Познание" через ФЭМП: "Математика - это интересно! Играем...? Играем...!"
материал по математике (старшая группа) по теме

Клинкова Людмила Сергеевна

Сообщение на педсовете МБДОУ д/с 46 от 29.03.2013г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

из опыта работы по образовательной области «Познание» через ФЭМП:

«Математика – это интересно!»

«Играем…? Играем!!!»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Клинкова

Людмила Сергеевна

П. Монино

декабрь 2012 год

Детский сад  - это островок детства, творческая мастерская, в которой я – воспитатель. И для детей, и для меня – это еще второй дом, который мы любим, где проводим большую часть своего времени.

Каждый день мы о чем-то беседуем, спорим, изучаем, делимся секретиками.

Девиз нашей группы «Ты и Я, а вместе МЫ». Поэтому, без ложной скромности, (извините) уверена, что в нашем доме царят красота и гармония.

Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В XVII – XIX веках Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, М.Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной подготовки дошкольников.

Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушеной. Исследования Л.А.Венгера, З.А.Михайловой показали целесообразность использования различных игр при ознакомлении с математическими отношениями.

Дети, независимо от возраста, включаются в решения различных задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Их выполнение вызывает у дошкольников живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, освоению способов познания.

Мышление ребенка старшего дошкольного возраста носит наглядно – действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит у него в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим является предметно – манипулятивный тип игры. Очень важно в этом возрасте поддержать в детях интерес к исследованиям и познанию окружающего мира. Поэтому окружающая среда должна быть наполнена разными интересными развивающими предметами, дающими возможность самостоятельного выбора и свободу деятельности.

Для этого в групповой комнате у нас имеется большая магнитная доска, которую по своему желанию могут использовать сразу несколько детей. Набор магнитных геометрических фигур, знаков, цифр позволяют детям проводить любые манипуляции на доске: выкладывать по порядку цифры, обводить их, соединять соответствующим количеством изображенных на картинке предметов.

Кроме этого дети очень любят определять цифры и геометрические фигуры на ощупь.

Эффективными игровыми пособиями для нас стали блоки Дьенеша, палочку Кюизенера, танграммы. Логические блоки Дьенеша – абстрактно – дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать. Логико – математические игры с блоками Дьенеша формируют не только элементарные математические представления, но и определенные спроектированные логические структуры мышления и умственные действия детей, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение для решения разного рода задач.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки в наибольшей мере позволяют познакомить детей с количественными отношениями в играх. Например: «Поезд» (закрепление умений различать цвета и соотношение длины), «Строим дорожки» ( учить группировать предметы по цвету и длине), «Построим забор» (закрепить умения выделять цвета и сравнивать по длине) и т.д.

Закреплению знаний о числе очень помогает кукольный настольный театр. На полке театрального уголка расположены герои настольного театра из знакомых детям сказок: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», и т.д. В играх – драматизациях дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Уже несколько лет, проводя работу по развитию элементарных математических представлений, мы используем следующую литературу:

Н.В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»

В.П. Новикова «Математика в детском саду»

Т.А. Шорыгина «точные сказки»

Е.В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет» (Методическое пособие)

У каждого ребенка есть индивидуальная рабочая тетрадь В.П. Новикова «Математика в детском саду», набор геометрических фигур (твердый и мягкий), набор счетных палочек и цифр от 0 до 20, набор «Танграм», трафареты цифр и геометрических фигур, раскраски по математике.

На полках в группе имеется хороший выбор дидактических и сюжетно – ролевых игр по возрасту детей, что развивает детскую логику, мышление и память.

В логопедическом уголке ребята чертят цифры и геометрические фигуры пальчиком на манке, находят их в емкостях, наполненных разными видами круп. Цветные ломаные палочки в руках детей превращаются в цифры. Работа со шнуровками развивает не только мелкую и тонкую моторику рук, но и закрепляет порядковый счет, понятие «последующий – предыдущий» (дидактическая игра «Назови соседей числа»).

В нашей работе нам очень помогают наши родственники – Родители детей. Ведь не зря же девиз нашей группы «Ты и Я, а вместе МЫ».

А кто «Ты», а кто «Я», а кто «Мы»? - догадайтесь сами! – это Ваше математическое задание.

С уважением Л.С. Клинкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Сообщение из опыта работы «Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению»

У многих из нас педагогов возникают вопросы – а нужно ли вообще заранее планировать деятельность на каждый день, если ход деятельности должен определяться возникшей образовательной ситуацией?-Во...

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»...

Сообщение из опыта работы «Реализация образовательных программ с использованием различных форматов образования»

Новые форматы организации образовательного пространства сегодня успешно применяются в системе дополнительного образования детей. Сегодня речь пойдет о таком формате образования, как дистанционном обуч...