теория формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация по математике по теме

Гайсина Рамиля Минсагитовна

Консультация для педагов "теория формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с педагогами по ФЭМП38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педагогическом совете на тему:

«Теория формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Гайсина Р.М.

           Исследования последних лет показала, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние на его психическое развитие. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать  математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений. Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод,...) Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.

              Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.
           Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Единственно правильный путь развития и совершенствования познавательных интересов ребенка стоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития в его гармоническом единстве с развитием физическим, т.е. в соответствии с психофизическими особенностями каждой возрастной группы дошкольников.
         Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Крутецкий  Вадим Андреевич (1917-1989) - доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей, выделил девять
компонентов математических способностей:
1. способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4.  способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
6. способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7. гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8. математическая память – память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
9. способность к пространственным представлениям.

           Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

           Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом. А нам только остается купить билет в эту страну чудес».

          Делая вывод, хочу сказать, что ребенка можно учить практически всему на свете и при этом, все сделать вместе со своим малышом.

Литература:

1. В.П.Новикова ''Математика в детском саду; М. ''Мозаика-Синтез'';2000г.

2. В.П.Новикова ''Математика в детском саду; М. ''Мозаика-Синтез'';2001г.

3. А.А.Смоленцева ''Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием'' ;М.''Просвещение'';1987г.

4. Е.А.Колесникова. Математика для детей 6-7 лет; М. «Сфера», 2004 г.

5. Е.А.Колесникова. Математика для детей 3-4 лет; М. «Сфера», 2003 г.

6. Е.В.Колесникова "Математика для детей 4-5 лет" ТЦ Москва, 2008 г.

7. Т.И.Иванова «Занимательная математика для дошкольников».

8.Т. И. Иванова "Формирование математических представлений" 1996 г. СИПКРО

9.В.Н.Волчкова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста", 2001 г.

10.А. В. Пугина "Комплексные занятия в подготовительной группе", Волгоград, "Учитель",2008 г

11. З.А. Михайлова "Математика от трех до семи", Санкт-Петербург "Детство- пресс",2007 г.

12. В.П.Новикова "Математика в детском саду", М: "Мозаика-Синтез",2007 г.(3-4 года).

Старший воспитатель: Гайсина Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...