конспект занятия по математике "Кот Матроскин и другие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Яшкина Нонна Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельнлости. Образовательная область "Познание.ФЭМП"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике «Кот Матроскин и другие»

Цель: формирование у детей элементарных математических представлений.

Режимные моменты

Интеграция образовательных областей

Компоненты организации детской деятельности. Задачи

Оборудование

Содержание

Анализ занятия

НОД

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Социализация»

Образовательная область «Коммуникация»

Образовательная область «Познание»

 

- учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;

-познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15;

-совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов;

-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа;

-упражнять детей в установлении соответствия между вчерашним и завтрашним днём и последовательностью дней недели, в назывании их.

-развивать сообразительность, умение решать поставленную задачу;

-формировать умение спокойно отстаивать своё мнение.

-учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

-продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

-продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире

Демонстрационный материал

Полоска бумаги, 15 кругов, магнитная доска, 10 счётных палочек в пучке, корзина, 19 морковок, 10 свёкол,5разных по весу баночек, картинки с изображением овощей.

Раздаточный материал

Счётные палочки (по 15шт. для каждого ребёнка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, жёлтый и зелёный круги, треугольник, квадрат)

1-ая часть. Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком»

Введение в игровую ситуацию

-Любите ли вы сказки?

-Помните сказку, в которой рассказывается, что у одного кота была корова, которую звали Муркой?

-Где жили герои этой сказки?

-Чем отличается деревня от города?

-Сегодня утром звонил Матроскин и просил помочь ему сосчитать баночки с молоком. Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с Молоком?

На фланелеграфе 10 кругов. Воспитатель говорит детям, что это банки с молоком, которые приготовил Матроскин.

-Давайте отсчитаем столько же счётных палочек и пересчитаем их.

(воспитатель просит детей перевязать 10 палочек резинкой и поясняет, что у них получился пучок, из 10 палочек)

-Сколько пучков у вас получилось?

-Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. Очень давно его называли дцать.

-Обозначьте один десяток цифрой и назовите число.

(воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладёт ещё один круг. Он объясняет, что дальше Матроскин считать не умеет, и предлагает детям научиться считать дальше)

-Сколько ещё баночек с молоком принёс Матроскин?

(дети кладут на пучок ещё одну палочку)

-Сколько у нас десятков? (один десяток)

-Сколько единиц над десятком? (одна единица)

-Один – на – дцать-воспитатель называет новое число.

Дети обозначают число при помощи цифр, и уточняют, сколько в нём десятков и сколько единиц.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе ещё один круг. Дети добавляют ещё одну палочку.

-Сколько теперь стало баночек?

-Сколько у нас десятков? (один десяток)

-Сколько единиц над десятком? (две единицы)

-Две – на – дцать. Какое число у нас получилось?  Обозначаем его цифрами.

(Таким образом считаем до 15)

2-ая часть. Игровое упражнение «Матроскин готовит салат»

-Ребята, вы знаете, что Матроскин очень хозяйственный. Он решил приготовить салат из 5 овощей.

(воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 свёклу)

-Сколько всего овощей взял Матроскин?

-Сколько каких овощей он взял?

-Как вы составили число 5?

(все варианты выкладываются на магнитной доске: 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.)

3-я часть. Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата»

У детей наборы цифр на столе.

-Давайте запишем рецепт нашего салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры.

(воспитатель обсуждает варианты записи рецепта салата)

Физкультминутка.

(воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения)

Кот Матроскин потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Банку с мёдом не нашёл.

Чтобы банку нам достать,

Нужно на ночки встать.

4-ая часть. Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с мёдом по весу»

На столе у воспитателя 5 баночек с «мёдом». Воспитатель обращает внимание детей на то, что все они разные по весу.

-Ребята, давайте расставим баночки, начиная с самой лёгкой и заканчивая самой тяжёлой.

Воспитатель показывает самую лёгкую баночку, обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают её с остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она самая лёгкая. Затем двое детей берут по две баночки и выбирают из них самые лёгкие. Третий ребёнок сравнивает выбранные баночки, определяет самую лёгкую и ставит рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают самые лёгкие и расставляют их в ряд.

Вместе с воспитателем дети называют вес каждой баночки: «ЛЁГКАЯ, ТЯЖЕЛЕЕ, ЕЩЁ ТЯЖЕЛЕЕ, САМАЯ ТЯЖЁЛАЯ»

5-ая часть. Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погреб»

(у детей на столах альбомные листы и геометрические фигуры)

-В телефонном разговоре Матроскин мне сказал, что собрал богатый урожай. Он рассказал, где какие овощи будут лежать в погребе. Сейчас я вам покажу.

-Только сначала давайте вспомним, в какое время года начинают собирать урожай и для чего это делается?

(воспитатель располагает овощи на магнитной доске)

КАПУСТА по середине (дети кладут на листы бумаги зелёные круги), слева от капусты МОРКОВЬ (дети выкладывают треугольники), справа от капусты –СВЁКЛА (выкладывают красные круги), над капустой – ЛУК (выкладывают жёлтые круги), под капустой – КАРТОФЕЛЬ (выкладывают квадраты)

Затем дети рассказывают, как разложены овощи.

6-ая часть. Подведение итога занятия.

-Кому мы сегодня помогали?

-О чём нас просил Матроскин?

-Смогли мы помочь Матроскину?

- С какими цифрами сегодня познакомились?

-Понравилось вам помогать Матроскину?

Удалось  мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности. Вспоминая сказку про кота Матроскина, дети как бы стали её участниками. У детей возник интерес (помочь Матроскину) и готовность к восприятию.

В ходе занятия использовала следующие методы:

Словесные – создании игровой ситуации, при решении проблемных ситуаций;

Наглядные – рассматривание геометрических фигур;

Практические - игровое упражнение «Матроскин готовит салат»,

игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата»,

игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с мёдом по весу»,

игровое упражнение «Раскладываем продукты в погреб».

Метод контроля и стимулирования.

Предложенные задания были направлены на развитие внимания, памяти, логики, речи.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли активность. Были заинтересованы, внимательны, организованы. Все задания были подобраны с той целью, чтобы побуждать детей к решению поставленных задач.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат» у двоих детей вызвало затруднение. Им необходима была помощь.

Поставленные задачи были выполнены.

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели иметь продолжение. Самооценка детей показала, что 8 из 10 детей оценили результат своей деятельности зелёным шариком (ОТЛИЧНО).

В последующей работе необходимо уделить внимание на закрепление состава числа 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Если с другом вышел в путь"

Конспектоткрытого просмотразанятия со старшими дошкольникамипедагога-психологаКостиной А.С.МДОУ детский сад № 2на тему«Если с другом вышел в путь»     Цель : развитие коммуникативных н...

Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»

Цели.1.  Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2.           Закреплят...

Конспект занятия "Дружба. Что значит быть другом."

Конспект занятия для дошкольников перо дружбу...

Конспект занятия: « Мы радуемся и радуем других».

Формирование эмоционального развития воспитанников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, процессом из социализации и творческой самореализации, в...

Конспект занятия на тему «Помощь космическому другу»

Конспект для детей 6-7 лет. Включен элемент школьного урока....

Конспект занятия с родителями «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...