Статья "Освоение математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи".
статья по математике (старшая группа) на тему

В статье раскрывается влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника и возможность ее использования по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             СТАТЬЯ

«ОСВОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

           ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

       ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

АВТОР

ТАРХОВА Л.И.

Велико воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника и развитии математических представлений.

С раннего возраста ребенок находится в окружении литературных произведений, сказок, через них знакомится с окружающим миром, получает множество познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, природным миром. Художественное слово помогает ему понять не только окружающий мир, но и освоить тайны родного языка, преодолеть трудности в стране великой Математики, решить и ответить на порой нелегкие вопросы и задачи.

Литературные произведения оказывают огромное влияние на умственное и личностное развитие ребенка, которое включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность, познавательный интерес. Развивая познавательный интерес, мы формируем речь ребенка, умение высказывать, обосновывать свои суждения. Воспитываем интерес к предмету и процессу обучения в целом. Развивая математические представления у дошкольника, мы математику максимально связываем с жизнью. А для ребенка сказка, художественное произведение - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится в самом названии произведений: «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «Три поросенка», и другие. Математические задачи литературного содержания, как элемент занимательности облегчают процесс обучения. Но и не только облегчает, но и развивает память, мышление. Повторение содержания текста задачи развивает связную речь ребенка.

На протяжении последних лет я работаю с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Для детей с таким диагнозом характерна недостаточная сформированность процессов тесно связанных с речью. Это нарушение внимания, памяти (они с трудом восстанавливают порядок предметов или картинок), не различают неточности в рисунках. Это нарушение артикуляционной и пальчиковой моторики, движения неточные, несогласованные. Недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщение явлений, низкая трудоспособность, неусидчивость, низкая речевая деятельность детей. Для полноценной подготовки к школе детей с таким диагнозом, учитывая характерные особенности каждого ребенка, появилась необходимость строить свою работу по развитию речи и математических представлений иначе.

  • С целью совершенствования умений детей счету, развитию речи в естественной для ребенка ситуации, использую в работе сказочные сюжеты, художественные произведения, математические задачи литературного содержания. Действуя с героями сказок, литературным персонажем ребенок с большим интересом, удовольствием выполняет задания, учится размышлять, рассуждать, усваивать количественный и порядковый счет.
  • Материал давать детям стараюсь не в виде готовых заданий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, открытию, с учетом интереса детей, их возможностей.
  • В ходе занятий предусматриваю задания разной сложности, побуждающие детей к размышлению, рассуждению, самостоятельности, речевой активности.
  • В структуру занятия включаю 3 -5 заданий, направленных на логическое решение вопроса, на развитие смекалки, находчивости с помощью литературного персонажа.
  • В каждом занятии использую физкультминутки, упражнения на развитие внимания, речевого дыхания, тематически связанные с учебным заданием. Это позволяет переключить активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
  • Для более глубокого и точного усвоения программных задач детьми, провожу занятия по подгруппам численностью не более 5-6 человек. Это дает возможность выявить интересы и трудности каждого ребенка.
  • На занятии использую разнообразный иллюстративно-наглядный материал, что повышает активную речевую деятельность детей.
  • Использую на занятии задания на развитие мыслительной операции, появление самостоятельности детей, инициативы. Так, например, на занятии по закреплению геометрических фигур, знаний числа и цифры от 1 до 5, дети вместе с Колобком разучивают загадки, зашифрованные слова, думают, рассуждают. Решают задачи литературного содержания, упражняются в играх на внимательность.

Много важных задач в интересной непринужденной форме можно решить, помогая Маше из сказки «Маша и медведь». Умение сравнивать числа в пределах «10», пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно». Решать примеры на сложение, вычитание в пределах 5. Развивать пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, снаружи, внутри. Решать задачи на развитие связанной речи - пересказывать отрывки из сказки. Говоря о поступках героев, правильно строить фразы. Чтобы найти дом Медведя, детям необходимо поразмыслить, проявить внимательность, смекалку.

Большая речевая работа требуется от ребенка на занятии по сюжету из русской народной сказки «Заюшкина избушка» - закрепление притяжательных прилагательных (лисий хвост, лисьи загадки), в подборе прилагательных к существительным (лиса - хитрая, изворотливая, осторожная); умение передавать отрывки содержания сказки; закрепление умения составлять целое из частей; вычленять в рисунке-схеме, из каких геометрических фигур состоит целое. Развитие способностей к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов.

Необходимым условием решения задач по развитию речи и математических представлений у детей является организация развивающей среды. Дети могут свободно проявлять интерес к самостоятельной поисковой деятельности. В нашей группе создан математический центр, где имеются разнообразные развивающие игры, лабиринты, игры на составление плоскостных изображений, заданий связанных со сказочной тематикой.

  • Например: задание по сказке «Три медведя» предлагается ребенку на закрепление знания числа и цифры «3»; величина - «большой», «маленький», «высокий», «Низкий», «глубокий», «мелкий».
  • Задания: раскрась домик, в который Печкин принесет письмо упражняет в развитии мелкой моторики , ориентировке в пространстве, знания о составе числа, его написании. С целью формирования знаний о составе числа и цифры, можно использовать по сказе «Теремок».
  • Вопрос: « Которой по счету пришла лиса в теремок» - закрепляет ребенка о порядковом счете, закрепляет умение согласованию числительного с существительным.
  • Такое задание как «Что за число задумал Вини-Пух?»- упражняет в написании цифры, развивает мышление, смекалку.
  • А задание про козлят из сказки «Волк и семеро козлят» поможет детям в решении задач, в написании и знания числа и цифры «7»; ориентировке в тетради.
  • Понятие «узкий - широкий» поможет закрепить, если правильно указать путь Колобку, а «длинный - широкий» - показать дорогу Красной Шапочке.
  • Обрадуется Дюймовочка, если правильно найти ей вторую рукавичку, проявив внимание и мышление.

В математическом центре имеются игры на развитие логики и мышления. Это блоки Дъенеша, палочки Кюизенера, «Чудо кресты», «Сложи узор». Развивающие игры «Помоги муравьишке», «Цвет и форма», «Копилка цифр», «Шнур затейник», «Танграм», «Чудо крестики». Развивающие игры математического содержания и развития речи: Куда пойдешь и что найдешь», «Составь картинку», «Приходи сказка». Хозяйничает в этом центре «Почемучка» у которого для детей всегда есть неразрешенные проблемы, задания математического содержания, занимательные задачи.

Ознакомление детей математическим знаниям и развитию речи не огранивается только на занятиях. Оно продолжается в игровой, предметной деятельности, на прогулке. К данной работе стараюсь привлечь внимание и участие родителей:

  • Ежемесячная информация о знаниях по математике и задачам по развитию речи, которые дети будут получать в этом месяце.
  • Проводила семинары для родителей об использовании развивающих игр по математике, их взаимосвязи с развитием речи.
  • Консультации об использовании художественных произведений, сказок с целью развития у детей математических представлений, речевого творчества, воображения.
  • Участие родителей на открытых занятиях.

С целью пополнения знаний в работе по данной теме на протяжении последних лет участвую в работе районной проблемной группы по развитию речи и математических представлений у детей. Свои знания стараюсь совершенствовать путем изучения новых методических разработок, технологий, на курсах усовершенствования, на курсах по программе «Школа 2100». Полученные знания, формы работы постоянно применяю на практике.

Такая целенаправленная работа по развитию речи и математических представлений у детей позволяет обеспечить каждому ребенку продвижение в математическом и речевом развитии (о чем свидетельствуют результаты диагностики). Дети научились проявлять устойчивый интерес к процессу познания, проявлять умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Сформировалась способность мыслить, с сравнивать, делать логические выводы, сформировалось умение в речевом творчестве детей. У детей появился интерес к сочинительству, большинство детей свободно составляют рассказы из 4-5 предложений. Общение друг с другом стало более свободным, интересным, накопление необходимых знаний в подготовке к школе происходит в форме увлекательных игр, упражнений, творческих развивающих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Учебно-методическое пособие "Подборка игровых заданий для освоения математических представлений через художественную литературу детьми с общим недоразвитием речи"

В пособии представлены картинки математического содержания по русским народным сказкам; предлагаются вопросы и задания к данным картинкам....

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на лексической теме "Знай и люби свой город!" (Петербурговедение)

Методическая разработка итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме  "Знай и люби свой город!" Занятие сопровождается демонстрацией слайдов (презентацией). Речевой...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Конспект НОД "Будем в армии служить" в старшей группе. Познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы.

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе "Будем в армии служить. Интеграция образовательных областей - познавательное развитие (ФЭМП), чтение худлжественной литературы....

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...