Главные вкладки

    Статья по математике (старшая группа) по теме:
    Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»

    Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр».

     

                    Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы. Представленый занимательный материал, который окажет помощь воспитателю,  способствует формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр, ,как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

                    Работа будет интересна не только воспитателям детских садов, но и родителям.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_k_pechati_v_internet_-_kopiya.doc808.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование  логико – математических игр»

                                                                                                 

                  Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем даже 3 – 5 лет назад.

            И не случайно в федеральных государственных требованиях и в проекте ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам   относят такие социальные и психологические характеристики личности ребенка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения.  

                    Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.

                      Многолетний опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «сосчитай») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.

                      Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи – тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.

    Огромную возможность для развития  ребенка дают развивающие игры.

    Мы знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Суть игры – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка.  Я использую развивающие игры в своей работе уже много лет. Благодаря проделанной работе удалось достичь хороших результатов в развитии у воспитанников математических представлений. В связи с этим, на мой взгляд, игра, развивающая и обучающая должна быть основным методом обучения дошкольников математике.        

     - Игра не перегружает детей, вызывает интерес, отсюда развивается интерес к математике.

    - Логико-математические игры формируют не только элементарные математические понятия, но и логические структуры мышления и умственные действия, что готовит детей к усвоению школьных предметов.

    - Логико - математические игры помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

                                                                    1

    Таким образом мы пришли к следующим выводам:

    1. Требование времени и начальной школы диктует необходимость развивать у детей старшего дошкольного возраста не только наглядно-образное, но и словесно-логическое мышление.  Дети должны не только уметь считать, выполнять разные действия, но и могли доказывать, обосновывать правильность своих решений.

    2. Развивать мышление детей, способность к рассуждению, формировать элементарные математические представления, целесообразнее всего в игровой деятельности.

    Я поставила перед собой следующие задачи:

         1. Способствовать формированию основных мыслительных операций через использование логико-математических игр.

    1. Учить понимать суть задачи и выполнять ее самостоятельно.
    2. Обучать детей умению планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

          Изучение уровня развития умственных возможностей и в частности, способностей к математике наших воспитанников, позволил  мне определить те условия, которые необходимо создать для решения вышеназванных задач.

    К ним относятся:

    1. Создание необходимой предметно-развивающей среды, насыщение ее играми и пособиями, направленные на развитие логического мышления детей.

    2. Использование логико-математических игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

          В группе были созданы условия для игровой деятельности. Организован уголок занимательной математики – игротека, где были подобраны игры, различной степени сложности, которые были как покупные, так и сделанные своими руками:  игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также»);

    -        на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия
    «Лабиринты», «Найди дорожку», «Чем похожи, чем отличаются»),

    -на составление фигуры из отдельных частей («Сложи квадрат», «Собери сервиз», «Танграм», объёмных фигур «Куб-хамелеон», «Уголки»).

    -логические задачи на поиск недостающих фигур («Продолжи ряд», «Найди фигуру»),

    -игры на умение выявлять и абстрагировать в предметах свойства по блокам Дьенеша, а также на развитие способности к замещению, моделированию свойств - логические карточки, кубики с разрешающими и запрещающими свойствами,

    • задания на смекалку со счетными палочками;

    -палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними;

    -игра «Сложи узор» др.


            Работа строилась в несколько этапов:

    -1 этап: освоение простейших игр математического содержания;

    -2 этап: овладение умением самостоятельно ставить цель, искать пути её реализации, осуществлять самоконтроль;

    3 этап: формировать умение проявлять инициативу, творчество, самостоятельность

           

             На 1 этапе, задачи  решались, как в непосредственно образовательной деятельности,  так и в процессе  совместной деятельности с детьми  в утренний и вечерний отрезок времени.

    В содержание НОД, прежде всего, включались те игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявление закономерности следования. Также использовались игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки, игры и упражнения с палочками Кюизенера, игры «Танграм», «Головоломка Пифагора».

               Взяв в своей работе палочки Кюизенера, которые позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины, вначале я использовала их, как игровой материал. Во время игры с ними, дети открыли некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. Затем предлагаются игры в разных вариантах с элементами комбинаторики (перестановки); действиями сложения, с действием вычитания.

    Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило в НОД. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, Составляли из 2-3 элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных. Также детям предложила составить силуэт по расчлененному образцу. Дальнейшее усвоение игры проходило в самостоятельной деятельности. В ходе занятий с целью развития воображения, пространственного мышления дошкольникам предложила задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Дети строили по названию, по образцу, по заданию.

     На данном этапе работы использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», «Проверь, правильно ли гномик выполнил задание», с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующим игровым материалом стимулировали самостоятельную деятельность детей. Я предлагала ребенку поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта, указывала на допущенную ошибку, побуждала к ее исправлению, поощряла появление самостоятельности, в случае угасания интереса подсказывала направление поисков.

            В дальнейшем, на II этапе работы происходит  усложнение игрового материала. Предлагается  решение несложных логических задач и упражнений; работа с логическими блоками Дьенеша.

            В процессе данных логико-математических игр,  дети обучаются определенной последовательности действий, работе по алгоритму: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).

                Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.  Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам, позже - по трем и по четырем свойствам

    Использование карточек, обозначающих свойства из логических блоков позволяет развивать у детей способность к размещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно- схематическому, а карточки с отрицанием свойств - крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.       

    Особое место в моей практике по данному вопросу занимает место логические задачи на поиск недостающих фигур в ряду. Для того чтобы мои ребята успешно справились с этими заданиями, я учила их обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

         

            На III этапе работы, основное внимание уделяется выполнению творческих заданий, придумыванию новых логических задач. Постановка перед детьми следующих заданий стимулировала самостоятельность:

    • придумай свое;
    • составь что-нибудь интересное, новое.

    Предлагались игры: «Танграм», «Сложи узор», «Уникуб», «Колумбово яйцо», игры Б.Никитина, «Тетрис» (одна из покупных игр). Вот несколько примеров использования логико-математических игр:

    Например, в игре «Сложи узор»  дети составляют картинки по нерасчленённому образцу. Я заметила, что вначале дети применяли лишь отдельные сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так они стали придавать иные позы составляемым силуэтам животных (лисы, кошки) в игре «Танграм», «Сложи узор». Наблюдалась и одноименность в тематике при различении конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, кораблики были разнообразной конструкции.

    В дальнейшем дети овладевали умением ставить перед собой цель («Составлю робота», «Придумай свою задачу»), реализовать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способов воплощения замысла. Из этого следует, что, творчеству детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действия в новую ситуацию.

    Используя различные занимательные, развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше осваивают программный материал, выполняют сложные задания.

    Представляю каталог-описание некоторых логико - математических игр, а также конспекты непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников с использованием игр математического содержания.

    1.  Логическая задача: «Как изменилась фигура?»

    Упражнения  для решения этой задачи построены на трансформации (изменение цвета, формы, расположения и проч.) предметов, изображенных на карточках. Дидактический материал: карточки-задания и карточки-ключи (ответы) к этим заданиям.

           1 упражнение – на трансформацию цвета объекта. Предложить ребенку рассмотреть первую карточку: используя карточку-ключ определить, как изменить фигуру. Вопросы к детям: Что сделала карточка? - изменила цвет. Как изменился круг?

           2 упражнение – на трансформацию размера объекта;

           3 упражнение – на трансформацию количества объектов;

           4 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры (добавление);

           5 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем раздвижения объекта путем убавления части или целой фигуры (убавление);

           6 упражнение – на изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур (раздвижение);

           7 упражнение – на изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур (наложение, соединение);

           8 упражнение  – на изменение  месторасположения фигур или их частей путем разворота (разворот).

    1. Дидактические игры по блокам Дьенеша.

                  Игра «У кого в гостях Винн и – Пух  и Пятачок?

    Цель: развитие способности к анализу, синтезу, сравнение, обобщение.

    Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

    Содержание: 1 вариант – детям предлагается карточка-домик, нужно найти недостающую фигуру и положить в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок.

           2 вариант – от поиска одной фигуры, дети переходят к поиску двух недостающих фигур. Если интерес к прежней игровой задаче угаснет, предложить новую, например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты.

           3 вариант – где используются таблицы с задачами, которые требуют анализа, синтеза, сравнения и обобщения по трем свойствам.

    Можно предложить новые игровые задачи: «Угадай, какие камни утеряны в ожерелье королевы?», «Какой кусочек сыра стянул у кота Тома, мышонок Джерри?».

                 Игра «Украсим елку бусами».

    Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.

    Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических  фигур.

    Содержание: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус.

    1. Палочки Кюизенера.

                           Игра «Цветные коврики» (салфетки, флажки).

    Состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его расположения.

    Алгоритм - определенная последовательность практических действий.

    Материал: палочки Кюизенера, карточки с изображением-схемой «ковров».

    Содержание: 1 – вариант: алгоритм, состав чисел. Научить детей «плести» такие же красивые узоры. Чтобы научиться «плести», нужно соблюдать следующие правила «алгоритм»:

    - выбрать одну полоску для начала плетения;

    - следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;

    - все ряды должны быть разными;

    - закончить ковер бахромой из белых полосок;

    - «прочитать» ковер цветами и числами.

    Желтый - белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый и т.д.

    Пять – один и четыре, четыре и один, два и три, три и два т.д.

          2 вариант – длина сторон и площадь (зависимость). Дети самостоятельно выделяют и формируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размер ковра, и чем больше число (первая выбранная полоска), тем больше вариантов его разложения.

    1. Игра «Танграмм».

    Цель: воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

            1 вариант.

    Цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

    Материал: наборы фигур к игре «Танграмм», фланелеграф и набор к нему.

    Например: отобрать все треугольники, сосчитать, сравнить по размеру, накладывая один на другой.

            2 вариант.

    Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся - по образцу и замыслу.

    Например: «Составить четырехугольник из большего и среднего треугольников», «Составить такие же фигуры, как на таблице».

            3 вариант.

    Составить фигуру-силуэт «Зайца» по расчлененному образцу.

    Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составить фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

    Материал: набор фигур к игре «Танграмм», образец.

            4 вариант.

    Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся.

    Цель: учить детей рассказывать о предложенном способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

    Материал: набор фигур к игре «Танграмм», фланелеграф, образец, доска, мел.

            5 вариант.

    Составление фигуры-силуэта домика.

    Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способ, расположения фигур, проверяя его практически.

    Материал: набор фигур к игре «Тнграмм», образец, доска, мел.

           6 вариант.

    Составление изображения по собственному замыслу. Занятия включают элемент творчества. Дети воссоздают общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают иначе, чем по образцу.

    Сценарии игровых проблемных ситуаций:

       Тема:  «Путешествие по Стране  математики».

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    - Учить детей находить заданную геометрическую фигуру с помощью кода, символа (по блокам Дьенеша).

    - Закреплять знания детей о свойстве числа.

    - Упражнять в  складывании квадратов из 4-5 частей.

    - Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

    - Учить решать логические задачи на основе слухового и зрительного восприятия.

    - Продолжать учить объяснять свои действия.

    Развивающие задачи:-

    - Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторные способности.

    - Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью игр «Найди недостающую фигуру», «Собери квадрат», «Найди лишнее».

    - Развивать психологические процессы: внимание, память, творческое воображение.

    Воспитательные задачи:

    -Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.

    - Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.

    Основные методы и приёмы:

    1. Словесные: вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных логических задач.

    2.Игровые: 1) создание проблемно-игровой ситуации;

                        2) логико-математические игры: «Собери квадрат», «Сложи цветок», «Соедини по точкам».

          3. Использование музыкального сопровождения, аудиозаписи голоса персонажа.

    Предварительная работа:

    - Игры на классификацию фигур и предметов: «Разложи по домикам», «Дорисуй», «Найди лишнее»- на развитие логического мышления, зрительного восприятия;

    Развивающие игры: «Сложи квадрат», «Танграмм».

    - Игры-упражнения с блоками Дьенеша: « Где чей гараж?», «Автотрасса»- на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.

    - Решение логических занимательных задач, проблемных ситуаций.

    Материал и оборудование:

    - костюм и головной убор для капитана.

    - бескозырка для матроса.

     - штурвал, якорь.

    - ширма с куклой волшебником.

    - лист ватмана с заданием «Соедини по точкам».

    - вырезанные из картона цветы, на лепестках которых написаны загадки, вопросы,  упражнения.

    - билеты с символами, геометрические фигуры, прикрепленные к спинкам стульев (на каждого ребёнка).

    - карточка- таблица и картинки к игре «Найди недостающую фигуру» - на каждого игрока.

     - квадраты, разрезанные на 4-5 частей.

    - три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на которых написаны цифры 6,7,8, бумажные лепестки на которых написан в виде примеров состав этих чисел (все варианты).

    Ход  игровой проблемной ситуации.

    - Капитан - Ребята, я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и наверное уже многому научилиcь и многое узнали в детском саду. Что вы умеете?  (ответы детей)

     - Я думаю, что вы будете очень хорошо учиться в школе. А вот чтобы проверить так ли это, я предлагаю отправиться в путешествие по очень интересной стране –стране Математики. Хотите? Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои обитатели-волшебники. Им очень нравится загадывать детям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы любите математику, и это путешествие будет для вас интересным.

     - Я вам открою один секрет - в этой стране находиться волшебная книга. Если мы сумеем её отыскать, то математика откроет вам свои тайны, и вы будете учиться в школе только на "хорошо" и "отлично".

     - Но на чём мы отправимся в путь? (предложить детям изображение корабля на ватмане). Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры, последнюю точку соединить с цифрой 6, а цифру 1 - с цифрой 4.

         Дети выполняют задание: "Соедини по точкам" (Во время выполнения задания предложить детям проговаривать: цифру 1 соединяем с цифрой 2 и т.д.)

    - Что у нас получилось? (корабль)

     - Итак, в путешествие мы отправляемся на корабле. Матрос, корабль готов к отплытию?

    - Матрос – Так точно, товарищ капитан!

    - Капитан - Разрешаю занять борт корабля и раздать билеты с символами, по которым каждый пассажир найдёт своё место. (Напомнить детям о значении символов: черный силуэт обозначает геометрическую фигуру,  _ цветное пятно обозначает цвет геометрической фигуры, а большой или маленький домик – ее размер)

         Дети читают символы, находят соответствующие фигуры, прикрепленные к спинке стульев, и занимают свои места.

    - Капитан - Поднять якорь! Полный вперёд!

    - Матрос - Есть поднять якорь! Есть полный вперёд!

                                   ( Звучит музыка морского прибоя)

    - Капитан - Мы приплыли на остров загадок. Только где – же хозяин этого острова?

    - Волшебник (голос волшебника звучит в аудиозаписи) - Здравствуйте дети! Я, волшебник, хозяин Острова загадок, приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!

         Дети сходят на берег, находят цветы, на лепестках которых написаны загадки и вопросы, отвечают на них. На одном из лепестков написано, что искать волшебную книгу надо на другом острове.

    - Капитан - Молодцы, с загадками и вопросами вы справились. Займите свои места на корабле и отправляемся на другой остров. Полный вперёд!

          ( Звучит музыка моря).

    - Мы подплыли к другому острову. Сойти всем на берег!

    - Волшебник (аудиозапись)- Здравствуйте ребята! С вами говорит хозяин Острова геометрических фигур. Я знаю, вы ищете волшебную книгу. Где она вы узнаете в глубине острова, а попасть туда вы сможете, если выполните мои задания.

         Дети выполняют задание: "Найди недостающую фигуру" (задания рассчитаны на каждого ребёнка). Ребята, давайте спросим у Волшебника, может быть, у него для нас есть еще какие-нибудь задания.

    - Волшебник (голос в аудиозаписи) - На этом острове живут волшебные квадраты, которые очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением. Однажды все части перепутались  и не смогли снова стать квадратами. Вы сможете помочь моим друзьям, нужно скорее их собрать.

          (Дети выполняют задание: "Сложи квадрат" - на каждого ребёнка.  Во время выполнения задания можно задать дополнительные вопросы – Из каких  геометрических фигур состоит твой квадрат? На сколько  частей распался твой квадрат?) .        

    - Волшебник - Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Спасибо за помощь! Ищите волшебную книгу на острове цифр. Попутного вам ветра!

    - Капитан - Занять свои места! Я слышу сигнал SOS. Этот сигнал подают с острова цифр. Наш путь лежит именно туда.

           (Звучит музыка).

    - Сойти всем на берег.

    - Волшебник (кукла из-за ширмы). Здесь случилась беда. Был страшный ураган. У ромашек, которые растут на этом острове, осыпались все лепестки. Ромашки здесь не простые, а волшебные, цифровые.

    Капитан - Необходимо приложить лепестки к серединкам и цветы вновь расцветут. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написана цифра 6 (показать жёлтый круг с цифрой 6), на лепестках записан состав числа 6 и т.д. с 7 и 8. (После выполнения задания предложить детям назвать состав каждого числа)

    - Волшебник (кукла из-за ширмы). Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я вижу, вы очень умные, внимательные, сообразительные и в награду я дарю вам волшебную книгу (передаёт детям книгу).

    А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания!

    - Капитан - Нам пора покинуть эту замечательную страну и возвратится в детский сад! Всем занять свои места на корабле! Полный вперёд!

           Звучит музыка.

    -Вот мы и возвратились из путешествия по Стране математики. Что было для вас интересно? Хотели бы вы ещё там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется, и вы ещё не раз побываете в этой замечательной стране, учась в школе, а эта умная книга поможет вам в этом.

    До новых встреч!

     Игровая проблемная ситуация:        

     «Поможем Дюймовочке» (для детей старшего дошкольного возраста)

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    -Совершенствовать умения выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, используя блоки Дьенеша.

    - Совершенствовать умения пользоваться условными знаками разрешающими и запрещающими, умение определять правила и направления движения.

    - Учить решать логические задачи на основе слухового восприятия.

    - Продолжать учить объяснять свои действия.

    Развивающие задачи:

    - Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторных способностей.

    - Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью логико-математических игр «Сложи узор», «Собери бусы». Развивать психические процессы: внимание, память, творческое воображение.

    - Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, делать логические выводы.

    Воспитательные задачи.

    -Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.

    - Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.

    Основные методы и приемы:

    Словесные: художественное слово, вопросы к детям, в т.ч. поискового характера, решение словесных, логических задач;

    Игровые: создание проблемно – игровой ситуации, логико-математические игры: «Лабиринты», «Сложи узор», «Собери бусы»

    Использование музыкального сопровождения.

    Предварительная работа.

    -Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка»,

    - Игры на классификацию фигур и предметов «Разложи по домикам», «Дорисуй» - на развитие логического мышления, зрительного восприятия; развивающие

    игры  «Сложи квадрат», «Сложи узор».

    - Игры-упражнения с блоками Дьенеша «Где чей гараж?» «Автотрасса» на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.

    - Решение логических, занимательных задач, проблемных ситуаций.

    Оборудование.

    Конверт с письмом, «ковер-самолет», карта-схема «Где чей домик» с запрещающими и разрешающими знаками, чепчик, фартук, очки, игра «Собери бусы», наборы развивающей игры «Сложи узор» с карточками-схемами и силуэтами, лабиринты на каждого ребенка разной степени сложности, шапочка жука на ребенка, кукла Дюймовочка.

    Ход  игровой проблемной ситуации.

    Вводная часть:  создание проблемно-игровой ситуации – надо отправиться в сказку и спасти Дюймовочку, выручить ее из беды.

    Воспитатель:         -Кто-то бросил мне в оконце

                                     Посмотрите – письмецо.

                                     Может это лучик солнца,

                                     Что щекочет мне лицо ?

                                     Может это воробьишко,

                                     Пролетая, уронил?

                                     Может кот письмо, как мышку,

                                     На окошко заманил?

    - Вы хотите узнать, от кого это письмо?

    (Сообщает, что письмо принесла ласточка. Она просит помочь спасти Дюймовочку от злой жабы.)

    Основная часть:организация серии развивающих математических игр на составление фигур, на классификацию и сериацию, лабиринты.

    Воспитатель  задает вопросы: - Как можно попасть в сказку? На чем путешествуют сказочные герои? ( На лошадке, на Коньке-Горбунке,  на метле, на Сером волке и др.)

    - Но на этих сказочных героях или предметах может путешествовать только один человек, а нас много. На чем же мы отправимся в сказку? ( на ковре-самолете)

    - Злая Жаба разрезала ковер-самолет на мелкие кусочки. Что же делать? (Подвести детей к самостоятельному решению -  попробуем сложить их. Проводится математическая игра «Сложи квадрат»).

    Индивидуальная работа – предложить детям разного уровня подготовки игровые наборы разной степени сложности.

    - Из каких геометрических фигур состоит твой коврик? Какой формы твой ковер?  Сколько фигур ты взял, чтобы сложить квадрат?

    Воспитатель достает большой «ковер-самолет», сшитый из разноцветных квадратов» (Дети встают на ковер,  «попадают в сказку»)

    - Как же нам найти добрую женщину, у которой жила Дюймовочка? Нам поможет вот эта карта!

    (Рассматривают карту. С помощью разрешающих и запрещающих знаков определяют, в каком домике живут разные герои. Ответы детей: - В этом домике не может жить жук, т.к. стоит запрещающий знак, значит, он живет в этом домике и т.п.).

    Вопросы к детям:

    - Сколько домиков на сказочной улице?

    - Кто в них живет? Как ты догадался, что здесь живет жук?

    Сюрпризный момент- появление Доброй Женщины (воспитатель одевает элементы костюма) Вопросы к детям:

    - Кто вы? Зачем пожаловали в сказку?

    - Для того чтобы выручить Дюймовочку, надо много знать и уметь, быть ловким и сообразительным. Я сейчас проверю, какие вы сообразительные. У меня рассыпались бусы. Помогите мне их собрать.

    (Математическая игра  «Собери бусы» (с помощью определенного кода)

    Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-коды  с числом фигур до 10, средним уровнем – 6, низким – до 5.

    Вопросы к детям:

    - Сколько  геометрических фигур  в твоих бусах?

    - Под какой цифрой у тебя треугольник?

    - Какая геометрическая фигура под цифрой  5?

    После выполнения задания Добрая женщина показывает дорогу: «Вам необходимо переправиться через речку. Там на поляне вам встретиться жук».

    -Как же нам перебраться через речку? Нам помогут вот эти животные. Мы соберем изображенных на картинках животных и «переплывем» на другой берег.

    Индивидуальная работа: предложить детям с высоким уровнем подготовки карточки-силуэты изображения, средним и низким уровнями - расчлененные изображения разной степени сложности. (Проводится математическая игра «Сложи узор». У детей разного уровня подготовленности карточки различной степени сложности. Дети собирают силуэты  животных по карточкам и «переплывают» на другой берег).

    Сюрпризный момент – появление «Жука»

    (Ребенок в маске Жука предлагает пройти лабиринты, чтобы найти Дюймовочку)

    Индивидуальная работа: детям разного уровня подготовленности  предлагаются лабиринты разной степени сложности.

    (Решение занимательных задач)

    1.У бабушки Даши внучка Маша,

    Кошка Пушок, собака Дружок.

    Сколько у бабушки внуков?

    2. В году у деда 4 имени.

        Скажи, какие.

    3. Нас семь братьев. Летами мы равные,

        а именем разные. Угадай, кто мы?

    Игра «Отгадай, в каком цветке» Дети выполняют задание на поиск недостающей фигуры

    После выполнения задания – появляется кукла - Дюймовочка

    Заключительная часть (анализ и самоанализ) Вопросы к детям:

    -Понравилось ли вам путешествие в сказку?

    - Что было интересного?

    - Какие задания были для вас трудными?

    - Что нам помогло выполнить все задания и спасти Дюймовочку?

    (Игровой момент – «возвращение»   на ковре-самолете)

     В заключении  хочу сказать, что обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

    Я считаю, что проводимая мною работа, по формированию логического мышления ведётся успешно. Мы создали условия и нашли эффективные формы взаимодействия  для формирования логического мышления у детей.



    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

    Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошколь...

    Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

    Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального о...

    Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"

    В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, с...

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Статья посвящена современному дидактическому инновационному материалу для развития интеллектуальных способностей дошколь...

    Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

    Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

    ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ...

    Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

    Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению ...

    развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

    проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества...

    Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

          Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из а...