Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Чич Наталия Петровна

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Цель моего занятия – это развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Прежде чем отправиться в гости к Лесовичку, дети вспомнили правила поведения в лесу. С большим удовольствием воспитанники  решали проблемные ситуации, которые перед ними ставил воспитатель. В процессе занятия дети закрепили прямой и порядковый счет в пределах 20,  действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа кругов Эйлера, построения моделей в виде двух видов фишек для установления состава числа из двух чисел и использования модели в виде логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом. В конце занятия был подведен итог для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что было самым интересным? С каким заданием ты легко справился? А какие задания вам показались самыми трудными?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_lesovichku.docx188.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательно-математическому развитию

с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

Тема «В гости к Лесовичку» 

Цель

Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить прямой и порядковый счет в пределах 20, действия моделирования отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа кругов Эйлера, построения моделей в виде двух видов фишек для установления состава числа из двух чисел и использования модели в виде логического древа для классификации чисел при сравнении с заданным числом.
  • Совершенствовать знания о составе числа из 2-х меньших чисел, умение решать задачи со счётными палочками на построение и преобразование фигур.
  • Углубить знания о природе родного края, вспомнить правила поведения в природе.
  • Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве,  стремление к защите растительного и животного мира.

Развивающие:

Развивать: 

  • интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом;
  • смекалку,  внимание, логическое мышление, комбинаторные способности и мелкую моторику рук;
  • диалогическую речь, любознательность, наблюдательность, познавательные и творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, умение внимательно выслушивать задание, понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал:

Мультимедиа:

  • правила поведения в лесу;
  • не разоряйте птичьи гнёзда;
  • не разоряйте муравейники;
  • не забирайте из леса животных домой;
  • не обижайте лесных насекомых;
  • не рвите редкие растения;
  • не оставляйте мусор в лесу;
  • не разжигайте костёр в лесу без взрослых;
  • не шумите в лесу;
  • белка;

Демонстрационный материал:

  • осенний листик-письмо;
  • карточка-номер автобуса;
  • карточки-билеты с заданием  2…4  ;
  • карточки с числами;
  • «доски» (из картона) для моста;
  • карточки с заданиями карточки с заданиями  7< … < 9 ;
  • модель в виде логического древа;
  • карточка – числовой  ряд;
  • круги Эйлера;
  • фишки двух видов;
  • план;
  • корзинка с орехами.

Раздаточный материал:

  • карточки-билеты с заданием  2…4  ;
  • карточки с числами;
  • счётные палочки;
  • карточки с заданиями  7< … < 9   ;
  • карточка – числовой  ряд;
  • круги Эйлера;
  • фишки двух видов.

Предварительная работа: 

  • решение  логических и конструктивных задач;
  • решение задач-смекалок на преобразование одной фигуры в другую;
  • дидактическая игра «Примеров много – ответ один», « Вычислительная

машина II»;

  • дидактическая игра «Какие цифры пропали?», «Считай, не ошибись!»,

«У кого больше?», «Угадай, сколько в какой руке…», «Где  чей домик?», «Найди игрушку».

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в окно залетел осенний листик. А на нём написано письмо. Послушайте его. «Ребята, в этом году в моём лесу большой урожай орехов, и я собрал их для вас. Но сам принести не могу, у меня много дел. Жду всех в гости». Как вы думаете, кто его нам прислал?

Предполагаемые ответы детей: Может быть бельчонок, ведь он так любит орешки. Или Лесовичок.

Ход НОД

Воспитатель: А вы помните, кто такой Лесовичок?

Ответы детей: Да. Это сказочный персонаж. Он живёт в лесу. Лесовичок большой друг и защитник природы

Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что Cтаричок-Лесовичок ждёт нас в гости.

Вы хотите отправиться в путешествие в осенний лес?

Ответы детей: Да, очень хотим.

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Мы с вами изучаем природу родного края и видим, как прекрасны его леса, золотисты поля, спокойны задумчивые реки, синие озёра. Жуки, стрекозы,  бабочки, деревья и цветы не только красивы, но и удивительны. Для того чтобы эта красота не увяла, не исчезла, природу нужно не только изучать, но и любить, и защищать, быть её другом.  

Слайд 1-9     Правила поведения в лесу

Фиксация затруднения в деятельности детей.

Воспитатель: Вот мы с вами и готовы отправиться в путешествие. Но лес так далеко. Может быть, воспользуемся каким-нибудь транспортом?

Ответы детей: Да.

Воспитатель подводит детей к решению данной проблемы при помощи вопросов.

Воспитатель: А на каком виде транспорта мы можем добраться до леса?

Ответы детей: Можно на трамвае, если там есть железная дорога. А можно на маршрутном такси. Но все мы в неё не поместимся.

Воспитатель:  Да, мы все в маршрутное такси не поместимся, и железной дороги там нет. А на каком виде транспорта мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответы детей: Это автобус.

Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте узнаем его номер. Первая цифра в номере автобуса означает число, стоящее перед числом 2. Какое это число?

Ответы детей: Один.

Воспитатель: А второе число в номере автобуса – число, стоящее после 8. Что это за число?

Ответы детей: Девять.

Воспитатель: Какой же номер нашего автобуса?

Ответы детей: 19.

Воспитатель: Правильно, автобус номер 19.

Воспитатель подводит детей к конструкции из стульев, помещает на него «номер» (карточку с цифрой 19). На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места.

Воспитатель: Вот наш автобус. Но прежде чем сесть в него, получите билеты.

На каждой карточке  не хватает какого-то числа. Догадайтесь какого. Полученный ответ укажет номер вашего места.

Воспитатель раздаёт билеты – карточки с примерами заданиями. Дети выполняют задание, берут соответствующие числа и рассаживаются по местам. Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание.

  0 … 2    ,   1 … 3    ,   2 … 4   

Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее. А пока мы едем, я предлагаю сделать разминку для нашего мозга.

Под тихую музыку  дети  отвечают на математические вопросы.

Сколько пальцев на руках?

Сколько пальцев на ногах?

Сколько ножек у змеи?

Сколько хвостиков у лисы?

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробьёв?

Кто сидит справа от тебя?

Кто сидит слева от тебя?

Кто сидит перед тобой?

Кто сидит за тобой?

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и подъехали к лесу. Выходим из автобуса. Дальше пойдём пешком. Но что это? Перед нами речка. Как же нам перебраться на другую сторону?

Ответы детей: Можно перейти.

Воспитатель:  Но вдруг там глубоко.

Ответы детей: Можно переплыть на лодке.

Воспитатель: Но у нас нет лодки.

Ответы детей: Нужно построить мост.

Воспитатель обращает внимание детей на стопку «досок». На каждой доске написано число от1до20.

Воспитатель: Ребята, а вот и доски для нашего моста. Смотрите, на каждой доске написано число. Значит, их нужно положить попорядку.

Дети «строят» мост, укладывая доски соответственно от 1 до 20.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы положили доски.

Ответы детей: Правильно. Первая доска, вторая, третья…

Воспитатель: Назовите «соседей» восьмой доски.

Ответы детей: Седьмая и девятая.

Воспитатель: Правильно. Назовите «соседей» двенадцатой доски.

Ответы детей: Одиннадцатая и тринадцатая.

Воспитатель: Верно. Какая доска лежит перед шестой?

Ответы детей: Пятая доска лежит перед шестой.

Воспитатель: Верно. Какая доска лежит после  шестнадцатой?

Ответы детей: Семнадцатая.

Воспитатель: Замечательно. Идёмте.

Воспитатель с детьми «переходят» по мосту через речку.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Идём тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц. Ребята, посмотрите, наша тропинка разветвляется  в 3-х направлениях: прямо, вправо и влево. В начале каждого направления находится указательный знак, показывающий цифрам направление дальнейшего движения. Вспомните номер своего места в автобусе или посмотрите на билет и идите в своём направлении.

                                                   …>8

                                                                 4<…<9

           

                                                      …<5

                                             

          - прямо идут цифры больше четырех, но меньше семи;

- направо пойдут все цифры, которые больше восьми;

          - налево идут цифры меньше пяти.

Таким образом, каждый ребенок идет в определенном направлении. Подходя к своему ряду столов, дети рассаживаются. Воспитатель указывает на столы, на котором лежат счётные палочки.

Воспитатель: Ребята, на столах палочки-веточки! Сосчитайте, сколько их?

Ответы детей: Двенадцать.

Воспитатель: Давайте поиграем с ними.

  • Постройте из них один большой  и четыре маленьких квадрата.

  • Переложите три  палочки так, чтобы получилось три маленьких

квадрата.

Воспитатель: Замечательно! Какие вы сообразительные.

Физкультминутка.

Дети под тихую музыку выполняют движения по тексту:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем,

Крылья сложим назад.

Слайд 10 – Белка

Белка: Здравствуйте, ребята. 

Ответы детей: Здравствуй, белка!

Белка: Лесовичок приготовил для детей из детского сада подарок – корзинку с лесными орехами. Орехов в нашем лесу в этом году видимо-невидимо. Но сам Лесовичок сейчас очень занят: помогает зверям и птицам к зиме готовиться. Вот и попросил он меня передать корзинку. Но только я не знаю,  вам ли отдать её или другим ребятам.

Ответы детей: Нам отдай.

Белка: Лесовичок сказал, что вы умные-разумные. И если хотите получить его подарок, то выполните мои  задания. Согласны?

Ответы детей: Да, согласны.

Белка: На зиму я, белка, заготовила орехи. Их больше семи, но меньше девяти. Сколько орехов я заготовила?

Воспитатель повторяет задание и предлагает одному ребёнку поработать у доски.

В своей работе дети используют числовой ряд и круги Эйлера.

    7 < …< 9

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Воспитатель:  И так, сколько орехов заготовила белка?

Ответы детей: На зиму белка заготовила восемь орехов.

Воспитатель: Молодцы, вы быстро справились с этим заданием.

Белка: Да, правильно. Эти 8 орехов я спрятала в двух дуплах. Сколько штук орехов может быть в каждом дупле?

Воспитатель повторяет задание и предлагает другому ребёнку поработать у доски.

Дети, используя фишки двух цветов, выкладывают возможные комбинации состава числа 8 из двух меньших: 1 и 7, 2 и 6, 3 и5, 4 и 4, 5 и 3,6 и 2, 7 и 1.

Воспитатель: Как же спрятала белка 8 орехов в 2 дуплах? Назовите, пожалуйста, все возможные варианты.

Ответы детей: 1 и 7, 2 и 6, 3 и5, 4 и 4, 5 и 3,6 и 2, 7 и 1.

Воспитатель:  Очень хорошо!  Белка, ребята справились с твоими заданиями.

Белка: Ребята! Теперь я уверена, что Лесовичок именно для вас приготовил подарок. Вот вам  карта. Она поможет найти орешки. А я очень тороплюсь. Мне нужно продолжать заготавливать на зиму орехи и грибы. До свидания!

Ответы детей: До свидания! До встречи!

Воспитатель: Передавай привет и большое спасибо Лесовичку. Ребята, давайте посмотрим, что изображено на карте.

Воспитатель с детьми рассматривают карту, обсуждают и решают, что отмерять расстояние будут шагами. А идти надо от моста вперёд пять шагов, затем налево четыре шага и опять вперёд шесть шагов. Там должен быть пенёк.

Дети находят корзинку с орехами.

                                                                      6                  х           

                                                          4

                               6

Воспитатель: Вот мы с вами и нашли полную корзинку орехов. Спасибо Лесовичку и белочке. А нам пора возвращаться в детский сад. Идёмте к автобусу.

Подведение итогов

Воспитатель: Что понравилось сегодня на занятии?

Что не понравилось?  

Что было самым интересным?

С каким заданием ты легко справился?

А какие задания вам показались самыми трудными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкально-ритмическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми средней группы тема: «В госте к Мишке»

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной дея...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Загадочный космос» с детьми подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Использование современных образовательных технологий -...

Конспект непосредственно образовательной деятельности но ОО «Познавательное развитие» Тема: «Мой любимый город» для детей подготовительной группы

Задачи:Обобщить и систематизировать знания о городе Санкт-Петербург.Закрепить названия главных достопримечательностей города.Воспитывать любовь и уважение к своему городу и его жителям.Воспитание граж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Строительство «Парка аттракционов» в городе Роботариуме» с детьми подготовительной группы.

Закрепить навыки конструирования. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему: «Загадки осени» для детей подготовительной группы с ОНР

Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия. Коррекция мелкой моторики кистей рук. Коррекция общей моторики. Кор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Как ежик боялся идти в школу» с детьми подготовительной группы, имеющими диагноз: ТНР, ОНР (3)

Данная методическая разработка разработана для коррекционной работы с детьми подготовительного возраста - конец учебного года....