"Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по математике (старшая группа) по теме

Елена Александровна Заика

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_konsultatsiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

        В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

        Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка. Одним из источников развивающей роли обучения является содержание усваиваемых знаний. В связи с этим был определён круг математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок.

        Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

        Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за:

  • неумения осуществлять самоконтроль,
  • пояснять свои действия,
  • включать математические термины в речевое высказывание.

Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями  навыками, предусмотренными программой, в том числе по разделу математики.

Мною было проведено обследование группы детей, с целью изучения особенностей формирования математических представлений у детей 5 лет с диагнозами ОНР и ЗПР. Оно показало, что дети испытывают трудности:

  • в установлении зависимости и отношений между числами,
  • в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,
  • в определении пространственного положения предметов,
  • в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.

Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,

  • их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;
  • отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;
  • трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;
  • плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы. не умеют пользоваться словесными образцами;
  • затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание.

Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Поэтому  в процессе обучения математике детей  коррекционной группы, должна происходить также коррекция речевого развития и познавательной деятельности. В течении двух лет, которые дети ходят к нам, должны  решаться задачи обучения, воспитания и коррекции.

Задача обучения предполагает формирование у детей представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы. Воспитательные задачи реализуются в процессе формирования таких качеств личности, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность. Коррекционная задача предполагает  развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления.

При построении работы с детьми по формированию математических представлений я использовала специальные подходы, позволяющие в комплексе решать вышеперечисленные задачи.

Так как развитие речи и познавательных процессов взаимосвязаны, то я применяла проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.

Известно, что речь и моторика взаимосвязаны, поэтому детям постоянно предлагались разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций. На начальных этапах обучения мной использовались более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция). Комментирование хода выполнения заданий позволило увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

Я старалась поддерживать у детей интерес к выполнению предлагаемых им заданий. Этому способствовало использование наглядных пособий, игр, игровых приёмов. В процессе деятельности у детей формируются положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.

Для того, чтобы координировать работу по математике и развитию речи, я соотнесла требования программы по этим разделам. Например, формирование представлений о величине в старшей группе

Математика

Развитие речи

Знать: - направления протяжённости: длина, ширина, высота

- что предметы можно сравнивать по величине

Уметь: -выкладывать в ряд предметы разные по величине в возрастающем и убывающем порядке

-сравнивать предметы по величине на глаз

-сравнивать предметы по разным протяжённостям

-определять толщину предметов

Понимать значение слов: величина, размер, длина, высота, ширина, толщина, длинная, ещё длиннее, самая длинная и т.п., одинаковые по…, разные по…, толстый, тонкий, полный, худой, толще чем…, тоньше чем…; использовать их во фразовой речи.

Таким образом, изучая с детьми тот или иной раздел математики, я могла проконтролировать, вся ли работа по развитию речи  проведена, что дети усвоили хорошо, а что требует закрепления.

Широко использовался мной и занимательный математический материал  как на занятии, так и в свободное время. При этом его роль определялась с учётом возрастных возможностей детей и задач обучения, воспитания и коррекции:

  • активизировать умственную деятельность,
  • заинтересовать математическим материалом,
  • увлекать и развлекать детей,
  • ознакомить с новым материалом, вызвать интерес к нему,
  •  углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,
  • упражнять в применении их в других видах деятельности, другой обстановке.

В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, у них появляется интерес к математике, к логике, развивается умение сосредоточить внимание на проблеме.

Также, с детьми один раз в неделю проводится кружок «Сказочная математика». На занятиях кружка в занимательной игровой форме через сказки, загадки, проблемные задания, ребусы, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка) закрепляется изученный на занятии математический материал, решаются задачи речевого развития. Все дети с удовольствием посещают кружок, с нетерпением ждут следующего занятия, чтобы помочь героям сказок.  Дети раскрепощены, не боятся высказывать своё мнение, давать свой вариант ответа. Таким образом, повышалась речевая активность всех детей, и процесс закрепления и активизации математического словаря шёл успешнее, т.е. решалась самая сложная задача – использование этих слов во фразовой речи не только при выполнении математических заданий, но и в процессе продуктивной деятельности и в быту.

        Для развития координации движений рук применялась зарядка для пальчиков. Давалось много игровых заданий для развития мелкой моторики (мы лепили, делали аппликацию методом обрыва, соединяли точки, чтобы узнать, какой предмет изображён), для умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, по клеточкам (проведи героя по лабиринту,  нарисуй путь по клеточкам, кто где спрятался).

Таким образом, для успешного решения поставленных задач

  • в группе были созданы условия для того, чтобы сформировать у детей интерес к занятиям математикой и закрепить знания, полученные на занятиях: в математическом уголке собран яркий, красочный материал:

- дидактические игры с математическим содержанием,

- тетради и красочные книги с заданиями,

- сборники ребусов, головоломок, задач-шуток,

- шашки, шахматы, пирамидки, вкладыши…

  • работа по ФЭМП проводилась:

- на занятиях  математики,

- в свободное время: вначале это была совместная деятельность воспитателя с детьми, а затем и самостоятельная деятельность детей в уголке математики,

- на занятиях математического кружка,

- дома (большую помощь в работе оказывали родители).

В индивидуальных беседах с родителями я информировала о результатах обследования: сделала акцент на положительных моментах, вместе с тем обсудила трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. В течении года родители активно интересовались успехами детей, выполняли рекомендации воспитателя и логопеда. Также с родителями были проведены консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».

Применение разнообразных средств обучения, выполнение практических заданий и речевое регулирование постепенно усложняющихся математических операций позволяет детям с нарушениями речи получить широкие и прочные математические знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"

развивать умение самостоятельно работать по схеме и словесному указанию,пространственное воображение и мышление, умение ориентироваться в пространстве и на бумаге,закрепить навыки прямого и обратного ...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...

Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

развивать элементарные математические представления:умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;навыки соотнесения цифры с количеством предметов;умения составлять геометриче...