КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
картотека по математике (старшая группа) по теме

Кудрявцева Екатерина Юрьевна

 

В дошкольном учреждении развивают все детские способности и наклонности, в том числе и способность

владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в

основе всей системы образования в детском саду.

Основные задачи развития речи детей - формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и

грамматических средств языка, развитие навыков связной речи - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе

идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой речевой задачи есть целый круг проблем,

которые необходимо помнить всем, кто работает с детьми. Большое внимание следует уделять усвоению и закреплению лексико-

грамматических категорий в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т.д.). но особенно на занятиях

 по математическому развитию

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения, которые можно использовать для формирования представления о цвете:

«Закрой окошки» 

Цели. Учить детей различать геометрические фигуры, классифицировать их по форме, размеру,  формировать  умение словесно обозначать форму предмета, учить правильному согласованию прилагательных с  существительными

Пособие. Домик с прорезанными  окошками в виде геометрических фигур

Ход игры. Дети должны подобрать окошко нужной формы и закрыть его.  

«Весёлый художник» 

Цели. Учить детей различать геометрические фигуры, формировать умения словесно обозначать цвет и форму предмета, учить  изменению прилагательных в роде, числе и падеже

Пособие. Карточки  с изображением геометрических фигур.

Ход игры.  Дети придумывают, на какой предмет похожа геометрическая фигура, затем им  предлагается дорисовать недостающие детали, при этом они  проговаривают: «Этот красный треугольник похож на флажок»

« Цветное лото» 

Цели. Закреплять умения детей различать оттенки разного цвета, учить согласованию прилагательных с числительными и существительными

Пособие.  Карточка с изображением какого –либо предмета, изготовленная по типу лото; маленькие карточки разных цветовых оттенков.

Ход игры. Дети рассматривают изображение и рассказывают, какие оттенки использовал художник, затем выбирают карточку с нужным оттенком, выкладывают на свободную клеточку, постепенно нужно закрыть все свободные клеточки. Выигрывает тот, кто первым закроет свободные клеточки около рисунка.

 « Выложи дорожку»

Цели. Закреплять  представление детей о геометрических фигурах, учить  согласованию прилагательных с существительными

Пособие. Геометрические фигуры разных размеров  и  цветов .

Ход игры. Детям предлагается выложить дорожку из чередующихся геометрических фигур для какого-нибудь персонажа по образцу, предложенному воспитателем.

Дидактические игры и задания, которые можно предложить  детям для закрепления представлений о величине:

«Сбор урожая»

Цели.Формировать представление детей о величине предметов; учить находить сходство предметов по признаку величины 

Пособие. Фрукты  и корзинки разного размера.

Ход игры. Разложить фрукты по корзинам в зависимости от размера корзинки и фрукта.

«Приключения Колобка»

Цели.Развивать умение сравнивать предметы по величине, закрепление понятий, определяющих размер предметов.

Оборудование. Изображения колобка разной величины, дорожки из цветного картона разной ширины.

Ход игры. Дети определяют размер Колобка и по какой дорожке он отправится в путешествие.

«Соедини пары»

Цели.Формировать способность детей сравнивать предметы по величине, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь детей.

Оборудование. Цветные фломастеры, перфокарты с изображением нескольких пар предметов разного размера.

 Ход игры. Дети фломастерами соединяют пары предметов одинаковых по размеру.

Игры и задания на ориентировку в пространстве:

  «Сделай, не ошибись»

Цели.Закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве, развивать речь, формировать представление о таких понятиях, как «справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади» 

Оборудование. Мяч, игрушки.

Ход игры. Детям предлагаются задания: положи мяч справа от куклы, слева, сзади и т.д. - важно, чтобы дети комментировали свои действия: «Я положил мяч  справа от куклы».

«Добавь слово»

Цели.Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; развитие ориентировки в пространстве

Оборудование. Мяч

Ход игры. Ребёнку бросают мяч, а он должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева» и т.д.:

- стол стоит ....(справа от меня)

- мишка сидит ... (слева)

«Умей найти своё место»

Цели.Формировать умение сочетать слово с действием; совершенствовать умение употреблять в речи такие пространственные понятия как «впереди, сзади, между, за»

Ход игры. Дети встают друг за другом, уточняя своё место, по отношению друг к другу, к соседям, используя слова «сзади», «между», «за». Задаются вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем?

«Занимательный экран»

Цели.Закрепление ориентировки в пространстве, умения пользоваться наречиями:  справа, слева, сзади, впереди; предлогами: за, перед, под и т.д.

Оборудование. Кармашек с прозрачными стенками, внутри в центре кармашка расположена картинка ( футболист, кувшинка, слон на арене  и т. д.) Предметные картинки с держателем.

Ход игры. На экране в центре  - картинка. Ребенок берет другую картинку, помещает её внутри кармашка в разных местах, при этом называет, где его картинка расположена по отношению к картинке в центре. Например, лягушка  находится слева от кувшинки, мяч справа от футболиста и т.д.

Для закрепления  ориентировки во временн можно использовать следующие дидактические игры:

«Живая неделя»

Цели. Упражнять в использовании слов, обозначающих дни недели; учить последовательно их называть;  развивать речь детей. 

Ход игры.Игровая ситуация: с помощью волшебной палочки каждый ребёнок превращается в определённый день недели. Детям даётся задание: построиться по порядку. Дети объясняют своё место расположения:

« Я - четверг, стою после среды, но перед пятницей». Аналогично проводятся игры для закрепления частей суток, времён года.  

«Игра в неделю»

Цели.Уточнить представление детей о последовательности дней недели, учить правильно употреблять названия дней недели в речи.

Ход игры. Называется день недели, бросается мяч ребёнку, а ребёнок должен ответить - назвать следующий день недели и бросить мяч.

Дидактические игры и упражнения на закрепление количественного и порядкового счета:

« Закончи предложение» 

Цели.Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с существительным.

Оборудование. Набор предметных картинок;

Числовые линейки с бегунком и прозрачным кармашком.

Ход игры.Предметная картинка вставляется в прозрачный кармашек числовой линейки.  Детям  предлагается посчитать сколько рыб плавает в реке, передвигая  бегунок от цифры к цифре.  Например, ребенок  проговаривает: «В реке плавает (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки и т.д.), постепенно передвигая бегунок. Использование числовых линеек   позволяет обходиться минимальным количеством демонстрационного материала: если  поменять картинку на маленькую рыбку, тогда счёт будет таким: одна рыбешка, две рыбешки(это способствует  закреплению навыков словообразования).

« Волшебная радуга»

Цели.Закрепление знаний детей о цвете и порядковом счете, упражнять в согласовании  порядкового числительного с существительным.

Оборудование. Картинка  с изображением радуги для закрепления порядкового счёта.

 Ход игры. Дети рассматривают радугу и называют полоски по порядку (первая полоска красного цвета, вторая…. и т. д.).

« Волшебный стул»

Цели.Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10,  упражнять в согласовании количественного числительного с существительным.

Ход игры.  Для обработки навыка сложения и вычитания в пределах 10. На доске помещается пример: 2 утёнка плюс 3 утёнка - дети должны посчитать пример, соотнести с цифрой, которая закреплена у каждого на груди,  выбежать и  сесть на волшебный стул. Если пример решён верно, то воспитатель поднимает зелёную карточку; все действия дети объясняют.

«Магазин» 

Цели. Закрепление навыка согласования количественных числительных  с существительными  при пересчете товара 

Ход игры.  Товаром могут быть игрушки, посуда (закрепление лексики по теме «Игрушки», «Мебель»). Сначала нужно разложить товар, т.к, раскладка товара полезная игра сама по себе. Она учит ребёнка навыкам классификации. Перед началом игры обязательно нужно пересчитать вместе количество товаров каждого вида. Когда все товары разложены, выбирается ребёнок - продавец, остальные дети - покупатели:, которые обращаются к продавцу со словами: «Дайте мне, пожалуйста, пять кукол, три яблока, одного медвежонка (при пересчитывании товара закрепляется навык согласования количественных числительных  с существительными).

«Говорящие зигзаги» 

Цели. Закрепление навыков быстрого счета, соотнесение цифры количеству предметов, закрепление навыков согласования числительного с существительным.

Оборудование. Карточки с изображением предметов и цифр, сделанные по типу  пазлов

             

   

Ход игры. У ведущего карточки с изображением предметов, у детей – карточки с цифрами. Ведущий выкладывает карточки с картинками, а дети считают предметы и выкладывают карточку с нужной цифрой. Разрезы на карточках должны совпасть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе (3-4 года) по теме: "ФРУКТЫ"

Картотека составлена по основным направлениям логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом возрастных особенностей детей....

Картотека дидактических игр и упражнений для закрепления понятия формы

Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол д...

Картотека дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины

laquo;Сравни предметы по высоте»Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже. «Палочки в ряд»Выложить одновременно два ря...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико- грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Картотека дидактических игр и упражнении по формированию лексико-грамматического стороны речи

Картотека дидактических игр и упражнении по формированию лексико-грамматического стороны речи...