Обобщение педагогического опыта по теме "Реализация электронного, смешанного, дистанционного обучения"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Фомина Наталия Евгеньевна

 

Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Ведущим является наглядно-  действенное, а затем и наглядно- образное мышление. Опосредованность позволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Вот в этот - то благотворный период ребёнок и общается с мозгом на его языке!

Важнейшей особенностью более старшего дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мнемотехника и является тренингом познавательных психических процессов(восприятия, внимания, воображения…)

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г.до н.э.) В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемоника - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей!  Вот и весь “секрет”-чем раньше, тем полезнее!

            В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой связи с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый опыт создания целостного детского мировоззрения.

 С пяти лет начинается настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как “воспроизводящее воображение”. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Б.П. Никитин  в своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» написал замечательные слова: « Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка  мозг его дозревает, в первые месяцы и годы жизни и становится способным к  функционированию».  Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.  Но  развиваться начинают  только те способности, для  формирования  которых создаются  условия  к моменту этого созревания.  Чем благоприятнее условия,  чем  разнообразнее  дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

«Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога  Хидена)  подтверждают,  что  мозг  на  ранних  стадиях  своего развития требует не только соответствующего питания, но и  стимуляции.  Если нейроны лишены стимулирующей  "учебной" среды, они уже не могут  формировать богатую  сеть волокнистых  соединений  мозга,  становятся, образно  говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются.  Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем  самым  обрекаем  его  на громадные  затраты сил и времени на  развитие способностей в будущем… Мы назвали это явление  «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» подводит итог Борис Павлович.

Проанализировав мнение учёных, психологов, педагогов мы сделали вывод, что тренировать мозг нужно так же как тело с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом нам и помогает мнемотехника!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста. Помощь родителям

Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Ведущим является наглядно-  действенное, а затем и наглядно- образное мышление. Опосредованность позволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Вот в этот - то благотворный период ребёнок и общается с мозгом на его языке!

Важнейшей особенностью более старшего дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мнемотехника и является тренингом познавательных психических процессов(восприятия, внимания, воображения…) 

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г.до н.э.) В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемоника - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей!  Вот и весь “секрет”-чем раньше, тем полезнее!

        В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой связи с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый опыт создания целостного детского мировоззрения.

 С пяти лет начинается настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как “воспроизводящее воображение”. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Б.П. Никитин  в своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» написал замечательные слова: « Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка  мозг его дозревает, в первые месяцы и годы жизни и становится способным к  функционированию».  Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.  Но  развиваться начинают  только те способности, для  формирования  которых создаются  условия  к моменту этого созревания.  Чем благоприятнее условия,  чем  разнообразнее  дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

«Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога  Хидена)  подтверждают,  что  мозг  на  ранних  стадиях  своего развития требует не только соответствующего питания, но и  стимуляции.  Если нейроны лишены стимулирующей  "учебной" среды, они уже не могут  формировать богатую  сеть волокнистых  соединений  мозга,  становятся, образно  говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются.  Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем  самым  обрекаем  его  на громадные  затраты сил и времени на  развитие способностей в будущем… Мы назвали это явление  «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» подводит итог Борис Павлович.

Проанализировав мнение учёных, психологов, педагогов мы сделали вывод, что тренировать мозг нужно так же как тело с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом нам и помогает мнемотехника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают ге...

"Игра в процессе обучения коми языку в кружковой деятельности" (обобщение педагогического опыта)

Игра- это главный вид деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Описываются игры, которые можно использовать при обучении коми языку....

"Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста коми языку как неродному на основе музейной педагогики" (обобщение педагогического опыта)

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОО» ...

Заочный методический семинар по программе «Обобщение педагогического опыта работников дошкольных организаций» (с применением дистанционных образовательных технологий). Выступление на тему: «Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, пси...