Из опыта работы «Математические знания и их роль в развитии познавательных способностей ребенка»
консультация (математика) по теме

Левшина Надежда Петровна

Формирование у детей - дошкольников первоначальных математических представлений, знаний и умений должно осуществляться таким образом, чтобы был получен не только непосредственный практический материал (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Математические знания и их роль в развитии познавательных способностей ребенка»

Формирование у детей - дошкольников первоначальных математических представлений, знаний и умений должно осуществляться таким образом, чтобы был получен не только непосредственный практический материал (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Иначе говоря, обучение должно способствовать общему развитию познавательных способностей и интересов  детей, и прежде всего, формированию у детей способности ориентироваться в определенной области деятельности (в данном случае - математической), доступных форм осознания математических отношений и зависимостей. Обучая детей счету и развивая у них количественные, пространственные и временные представления, мы должны одновременно думать о том, какова роль этих знаний в общем развитии ребенка, как развивается при этом мысль, умственные способности (находчивость, сообразительность, заинтересованность). Нередко считают, что сам по себе факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Такой взгляд ошибочен. Ведь случается, что дети запоминают сообщаемые им знания, не осмыслив их, не умея использовать в иных условиях.

Обучение счету должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Поэтому при обучении нельзя ограничиваться сообщением знаний, требовать их запоминания. Сообщая детям знания, важно следить, чтобы у ребенка формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

При изучении нового материала нужна и инструкция воспитателя, его показ и требование подражать.

Но по мере усвоения способа действия детям даже на ранних этапах должна быть предоставлена самостоятельность мысли. При обучении детей счету необходимо разнообразить способы решений, добиваться того, чтобы дети думали, как лучше ответить на поставленный вопрос, как можно сказать по-другому, как доказать правильность ответа. Такие вопросы: «Кто заметил ошибку в ответе Иры?», «Как следует ее исправить?», «Кто дополнит ответ Наташи?», «Кто сделал по-другому, чем Саша?».

Такие вопросы развивают внимание детей. При обучении детей счету намечают 5 этапов:

I этап: обучение ребенка 3-х лет происходит на предметах (кружки, грибки, флажки, и т.д.). Сначала дается детям задание: наложить на картинки пуговицы или кружки, которые нарисованы на карточке. Действие здесь состоит из 3-х частей:

а) различать правую руку от левой,

б) показывать направление слева направо,

в) точно накладывая пуговицы или кружки на изображенные предметы.

Все операции воспитатель объясняет, а дети потом выполняют, Здесь дети обучаются способам действия.

На II этапе обучения у детей навыки автоматизируются. Дети получают задание: на нижней полке положить столько кружков, сколько на верхней (прием приложения).

III этап - этап громкой речи без опоры на предметы.

Переход от действия с предметами к действию без предметов очень сложный. Воспитателю необходимо добиваться от детей объяснение по величине: 4 и 3 - что больше, на сколько. Тем самым речь детей приобретает новое значение: ребенок рассказывает о действии так, чтобы оно было понятно другому.

Задача IV этапа - научить детей выполнять действие без предметов. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно - создает собственный план действия.

Например: «молча про себя считает предметы, а если не уверен, то громко».

V этап - внутренняя беззвуковая речь.

Для V этапа характерна быстрота ответа. Первые математические представления формируются у ребенка на основе деятельности с множествами. Он убеждается, что множества могут быть равными и неравными.

Ребенок может производить сложения и вычитания и овладеть приемами присчитывания и отсчитывания.

В возрасте 3-х - 4-х лет дети усваивают понятие равенства и неравенства множеств на конкретном материале.

На основе сравнения у детей формируются парные понятия: пространственные, количественные, временные; правая - левая рука, сторона, больше - меньше, сверху - снизу, над - под, до - после, сегодня - вчера. Противопоставления помогают лучше понять и усвоить эти парные понятия.

В дальнейшем программа усложняется, и в подготовительной группе детей знакомят со знаками >, <, +, -, =, которые обозначают отношения между множествами, а слова «прибавить» и «отнять» становятся обозначением арифметических задач. Воспитывать потребность мыслить, ставить перед собой все новые задачи, вопросы, формировать интерес к преодолению трудностей и умение их преодолевать, приучать выражать свои мысли и суждения в речи. Все это развивает у детей сознательное отношение к ученью, формирует интерес к математическим знаниям. А направленность интересов способствует развитию воли.

В период обучения дети усваивают правила, на основе которых у них формируются навыки. Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда - способы размещения пособий во время занятий и после них, приучаются не играть с пособиями до и после занятий, а внимательно слушать воспитателя, учатся доводить работу до конца, стремясь к точности и аккуратности выполнения, приобретают навыки умения следить за ответами товарищей.

Все это формирует интерес к напряженной работе. На занятиях по математике широко используется наглядность.

Наглядность создает более глубокое чувственное восприятие и помогает умственному развитию.

Очень важно учить детей пользоваться наглядными средствами, искать и применять их. Наглядность может служить не только источником получения знаний, но и средством контроля.

Обучать детей счету необходимо систематично и последовательно; важно, чтобы знания у детей были взаимосвязаны.

Умственное воспитание осуществляется не только на обучающих занятиях, но в играх, труде, в быту, в процессе общения взрослого с ребенком.

Во всех этих видах деятельности ребенок приобретает знания и умения, развивает его ум. Но в процессе игр, труда и быта эти знания приобретаются ребенку в стройной системе и последовательности, а сообщаются отрывками.

Другое дело на обучающих занятиях, здесь необходимо давать детям знания в последовательности, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному важен при обучении детей счету. А последовательность в подаче знаний развивает мысль детей. Постепенно усложняющийся материал, являясь доступным детям, в то же время требует от них мобилизации прежних знаний, отбора их для решения нужной задачи, а это воспитывает внимание, сосредоточенность, развивает сообразительность.

Нужно чаще обращаться к детям с заданиями, подумать, догадаться. Система и последовательность в обучении приучают детей к организованности. Воспитывающее значение обучения возрастает, если знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются в жизни. Их жизнь - это игра, труд, занятия.

Приобретаемые знания по счету следует использовать в указанных видах деятельности. Так, например, готовя материал для сюжетной игры, дети могут использовать свои умения считать, выполняя ноль кассира, продавца. В изобразительной деятельности могут использовать количественные и пространственные представления, знания геометрических форм. Жизнь создает многообразные условия для применения математических знаний. Например, при накрывании на стол необходим отсчет нужного количества тарелок, ложек и т.д., пространственное размещение (справа, слева, с края, посередине).

При подвижных играх на площадке надо отмерить расстояние между «домами» 2-х играющих групп. Детей необходимо приучать наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужны знания счета, измерения, в каких случаях ими пользуются.

Все это развивает познавательные способности детей, дальнейший интерес к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов  ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника

Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...