«Дорого яичко ко Христову дню»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Черёмухина Светлана Юрьевна

Это конспект непосредственно образовательной деятельности . Я его давала на защиту высшей категории. Занятие прошло интересно. Особенно детям понравилось посещение музея, где были собраны изделия народных мастеров, декорирования яиц, поделки из них и многие принадлежности , которые необходимы для празднования Пасхи. А ещё дети расписывали настоящие куриные яйца, то есть на объёмной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogo_yaichko_k_khristovu_dnyu.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического развития «Дорого яичко ко Христову дню»

Цель: Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа, его традициям, обычаям обрядам.

Задачи:        

Воспитательные: 

  • Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.
  • Прививать аккуратность и трудолюбие. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Развивающие: .

  • Развивать творческие способности, совершенствовать умение работать кистью и красками.

 Образовательные: 

  • Научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, пользоваться цветом как средством художественной выразительности.

 Работа над словарем: Ввести в активный словарь детей: пасха, кулич, писанка, церковь.

 Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: звон колоколов; сюрпризный момент; загадывание загадок; чтение стихотворений; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; посещение мини-музея; создание эмоционального фона.

3. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание слайдов, обследование, организация продуктивной деятельности детей; игровая деятельность;

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, мышления.

5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ; оформление композиции педагогом и детьми.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Материалы: интерактивная доска; презентация «Пасхальное яйцо»; подставки под яйца; тонкие кисти №3; гуашевые краски; ватные тампоны; объёмные формы яйца; «непроливайки» для воды; салфетки; мини-музей: сувениры- яйца; кулич; свеча; подсвечник; варёные окрашенные яйца; силуэты яйца с изображением цифр от 1 до 10; на каждого ручка и лист бумаги; атрибуты для решения задач; две ложки расписные; три плавающие свечи;

Оборудование: атрибуты яйца белого и расписного; пасхальные композиции

Зал оформлен как весенний лес, пасхальные композиции, декорация церкви, солнце.

 

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательная-исследовательская

Продуктивная

Музыкально – художественная

Чтение художественной литературы

Физическая

 Планируемые результаты:

Личностные.

Интеллектуальные

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  1. Активность.
    2. Самостоятельность.
    3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
    4. Эмоциональность.

     5.Волевое усилие.

                         

  Интеграция образовательных областей:

Направление

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное

Рассматривание

Беседа

Дидактическая игра

Мини-музей

Слайд-шоу

Принимать  активное участие в деятельности. Совершенствовать навык счёта в пределах 10. Умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание, записывать математическое выражение. Развивать творческое отношение к окружающему миру.

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование.

Социально-

Коммуникативное

Практические действия

Экспериментирование

 Решение проблем

 Индивидуальная работа

Поощрение

Развивать умения самостоятельно

действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; Воспитывать нравственные качества:

взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Речевое

Беседа,

Загадки

Стихотворения

Рассказывание

Дидактическое упражнение

"Назови ласково"

"Один - много"

«Посчитай»                                                                                          

Блиц-турнир

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Художественно-эстетическое

Звон колоколов

Продуктивная деят-ть

Удары бубна

Песенка «Мы»- /пасхальная/

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками. Продолжать формировать навыки рисования нетрадиционными техниками.

Физическая культура

Подвижная игра «Перенеси яйцо»

«Живые цифры»

«Кручение яиц» 

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

                                                   

                                                     План НОД

1.Вводная часть: 3- 5 минут
Создание проблемной ситуации с целью вызова интереса детей

Вопросы

Определение цели

 2. Основная часть: 20-25 минут

Рассматривание слайдов

Рисование гуашевыми красками с использования нетрадиционных техник Вопросы,

Определение способа рисования, творческий процесс.

Подвижная игра

Опыт

Решение проблемы

Чтение художественной литературы

3. Заключительная часть: 2-5 минут

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 Ход
непосредственно образовательной деятельности

Части НОД 

Содержание

Области

1. Вводная часть.                           Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Под пасхальный звон колоколов дети проходят в игровую часть группы, где находится выставка пасхальных яиц.

Воспитатель читает стихотворение  В.Шамонина «КОЛОКОЛА»

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как бьют колокола?
Дети: -Радостно, торжественно, празднично.

Воспитатель: А почему они сегодня у нас звучат?

Дети: Праздник. Пасха, Христово Воскресенье.
Воспитатель: Верно, ребята. Эти колокола звонят в честь светлого православного праздника Пасхи.

Главным православным праздником является праздник Святой Пасхи, который всегда отмечался  красивыми обрядами и традициями. Какими же традициями сопровождается празднование Пасхи?
(дети отвечают: в православных храмах, в этот торжественный день, проходит служба, верующие обнимают друг друга и приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» и в ответ говорят «Воистину воскресе!», и обмениваются яйцами как символом возникновения жизни.)

Речевое Познавательное

Социально-коммуникативное

2.Основная часть. Показ, вопросы, рассматривание слайдов

определение способа рисования, творческий процесс.

подвижная игра

дидактическая игра

опыт

решение проблемы

чтение художественной литературы

сравнение

 Звучит музыка. Входит ребёнок, изображающий яйцо.

Яйцо: Как же хорошо кругом!

Кто же я? И где мой дом?!

Вот ручей весёлый льётся,

В небе солнышко смеётся.

Кто же я? Не понимаю

Нежно вас я обнимаю.

Отгадайте-ка загадку.

Могу  разбиться,

Могу  свариться.

Могу в птицу превратиться.

Кто же я? /Яйцо/

Да, я, яйцо!

Очень белое лицо.

Во мне тайна есть одна

Называется она:

Сотворенье жизни.

Воспитатель: Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.

Яйцо: А скажите мне друзья, что со мной делают на православный праздник Пасха? /красят, расписывают и др./ 

 Воспитатель: «Дорого яичко к Христову дню». Так гласит русская пословица об обычае красить яйца и обмениваться ими в праздник Пасхи.

Яйцо: Я тоже хочу стать нарядным, расписанным, пасхальным.

Воспитатель: Оставайся ты у нас,

                          Мы распишем тебя в раз.

                          Чудо – писанкой пойдёшь,

                      В праздник светлый ты войдёшь.

Ребёнок: Родом ты своим гордись,

И на праздник торопись!

Слышишь пение с небес?

Иисус Христос воскрес!

Ребёнок: Станешь расписным яйцом,

И с пасхальным куличом

Понесешь благую весть:

“Иисус Христос Воскрес!”

Яйцо: Остаюсь у вас, друзья

             И на всё согласно я.

Воспитатель: Мы вас приглашаем посетить наш мини-музей «Пасхальное яйцо».   /Экскурсия в мини-музей. Дети рассматривают узоры на расписанных яйцах: из чего оно сделано, какие элементы и другие. /

Презентация «Рисуем пасхальное яйцо» /на интерактивной доске показать слайд-шоу сопровождая рассказом/

 

 Воспитатель: На Руси в Пасху любили играть с пасхальными яйцами. Это были очень популярные развлечения, в которых проявлялись ум, ловкость и быстрота. Предлагаю поиграть в игры.

 

               Упражнение «Посчитай»

Воспитатель: Мы начнём сейчас считать

                        И слова должны склонять.

                        Окончанье подбери,

                        Слово правильно скажи.

 / на согласование числительных с существительными./
Одно яйцо, два яйца, три яйца, ...
Один кулич, два кулича, три кулича, ...
Одна пасха, две пасхи, три пасхи, ...

                   

                Упражнение "Назови ласково"                      Воспитатель: Ласково слово мы все          называем,

        Суффиксы к слову тогда подбираем.

/на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов./
Яйцо - яичко, кулич - куличик, верба - вербочка, свеча – свечечка, пасха-пасочка, конфета-конфеточка.

 Воспитатель: А сейчас ещё игра.

                  Называется она «Один-много».

                   Я назову вам предмет один,

                   Вы же его назовите много.

                   Слушайте и отвечайте.

                    Упражнение "Один - много"                             

/на употребление существительных в родительном падеже мн. числа. /
Одно яйцо - много яиц, одна пасха - много пасх,

одна свеча - много свеч, один кулич - много куличей, одна конфета-много конфет.

 

         Подвижная игра «Живые цифры»

/в большом блюде лежат силуэты крашенных яиц, с обратной стороны на них изображение цифр от 1 до 10. Дети берут по одному силуэту, под музыку они бегают , на сигнал строятся по порядку, показывают и называют цвет яйца, цифру/. Второй раз играют, но встают в обратном порядке от 10 до 1.

Воспитатель: А какие ещё народные игры с пасхальным яйцом вы знаете? /»Битки», «Кручение яиц», «Катание с горки»/

Воспитатель: В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего. Но чтобы твое яйцо крутилось долго – нужно еще и сообразить, как лучше его закручивать – ставить яйцо горизонтально или вертикально, как держать руку и т.д. Изобретайте! Этот способ находится путем проб и ошибок, но он есть! Желаю успеха! 

Народная игра «Кручение яиц» 

Воспитатель: Молодцы же вы, дети. А сейчас - Блиц-турнир. Слушайте вопросы и быстро отвечайте. Кто первый ответит, тот получит от меня медальон «яйцо».

                                Блиц-турнир

1.На какой православный праздник расписывают яйца? /пасха/

2 Что является символом Пасхи?  /Яйцо/

3. Как называются расписанные яйца? /писанки/

4. Что символизирует яйцо? / жизнь/

 5.Какой формы яйцо? /Овальной/

6.Зачем красят яйца?  /Настроение, веселье/

7. Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете? /катание яиц и битье яйцами, кручение/.

8. Какие слова говорят на пасху? /Христос

воскресье/

9. А в ответ говорят? /Во истину воскрес/

10. Что обязательно дают друг другу в этот день? /Крашенные яйца/

11. Как называют яйцо во время пасхи? /Пасхальное/

12.Какие виды росписи яиц вы знаете? /крапанка, крашенка, писанка/

13.Что является главным блюдом в этот день? /пасха, кулич, яйцо/

14.Из чего делают пасху? /из творога/

Воспитатель: Предлагаю составить задачи.

                           Пожелаю вам удачи.

 Из каких частей состоит  задача? /из чисел, условия и вопроса/

Воспитатель: Первая задача на сложение. /на блюде лежат пять крашенных яиц, к ним положили ещё три яйца, дети составляют задачу, решают её и записывают выражение на листе бумаги/

Воспитатель: Вторая задача на вычитание. /в тарелке лежат четыре не крашенных яйца, одно яйцо упало и разбилось, дети составляют задачу, решают её и записывают выражение/

Яйцо: Но когда я стану расписным?

           Но когда я стану не простым?

          Я на праздник тороплюсь,

          В воскресенье покажусь.

Воспитатель: Ты, яичко, так не бойся

                         И совсем не беспокойся.

                           Вмиг распишет детвора

                          Кружевом таким тебя!

                          Писанкой, ты лучшей будешь,

                           Нас совсем не позабудешь.

                           Элементов много знаем,

                          И тебя мы украшаем.

Воспитатель: Ребята, правильно вы все сказали. Не будем отступать от традиций и украсим пасхальное яйцо.  Вы садитесь за столы, у каждого есть  яйцо, которое вы должны украсить узором. В настоящее время искусство расписывать писанки

возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. А во время работы мастера зажигали свечи. Три свечи горели в честь Отца и Сына, и Святого Духа. /воспитатель зажигает свечи; звучит музыка; дети берут по одному яйцу и садятся их расписывать вокруг стола с зажжёнными свечами; воспитатель помогает, направляет, подсказывает, поощряет. Дети кладут расписанные яйца на подставочку, на оформленном большом блюде, украшают композицию цветочками, конфетами./

Познавательное

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Речевое

Физическое

 

3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

 

Воспитатель: Поглядите-ка сюда!.

                         Вот их целая тарелка,

                         Не волшебных, золотых,

                         А красивых расписных

Звучит музыка. Выходит расписанное яйцо

 Воспитатель: Какое ты нарядное,

                          Какое ты обрядное.

                          Дети наши постарались,

                          Чтоб тобою любовались.

.Ребёнок: Самое лучшее –

Каждого любить.

Сердце, как ключиком

Добротой открыть

Ребёнок: Самое главное –

         Веру не терять.

Жизнь православная

Дарит благодать!

Воспитатель: Пасха! В трубы золотые                                                      Ангелы трубят с небес.

 Радуйтесь, все христиане!                  Радуйтесь! Христос воскрес!

А на память вам дарю,

Всем по-разному яйцу.

Веселитесь, песни пойте,

Старших вы всех уважайте

И себя не забывайте.

Христос воскрес!

Дети: Во истину воскрес!

  Звучит колокольный звон.

                          

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами «Дорого яичко ко Христову дню»

Лепка яичка из соленого теста и его украшение крупами и семенами....

Мастер-класс "Дорого яичко ко Христову дню"

Работа с детьми и родителями по созданию атрибутов к сюжетно-ролевым играм....

Конспект "Дорого яичко ко Христову дню"

Конспект совместной организованной деятельности педагога и детейпо освоению образовательной области «Социализация»(интеграция с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художестве...

Конспект занятия "Дорого яичко к Христову дню" (художественное творчество)

Зянятие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Образовательная область "Художественное творчество"....

Проект на тему: «Дорого яичко к Христову Дню»

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его  обычаями....

Презентация "Дорого яичко к Христову дню"

Презентация проекта "Дорого яичко к Христову жню"  для младшей группы ДОУ...

ПРАЗДНИК «Дорого яичко ко Христову дню» для детей всех групп

Цель:Приобщение детей к народным традициям.Задачи:Познакомить детей с православным праздником «Пасха». Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей. Раз...