«Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей 4 года жизни»
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Семененко Елена Васильевна

Мышление как психический процесс развивается в течение всей жизни человека и имеет огромное значение для функционирования его как личности. Предпосылки основных характеристик мышления закладываются в еще дошкольном возрасте. Таким образом, в этом возрасте могут быть заложены прочные основы развития всех видов мышления. Значение данной работы очевидно. Современное общество предъявляет высокие требования таким характеристикам мышления как самостоятельность, гибкость. Только в условиях грамотного руководства могут быть заложены прочные основы, позволяющие ребенку не пользоваться готовыми решениями, а развивать собственную познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx1 байт
Файл matematika.docx100.53 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Математическое развитие выступает одной из действенных форм развития мышления ребенка. Но в рамках дошкольного возраста формирование математических представлений должно осуществляться способами, максимально адаптированными к потребностям самих детей. Наиболее эффективной формой развивающей работы с дошкольниками является дидактическая игра, позволяющая активизировать мыслительную деятельность ребенка в ходе решения актуальных и интересных для него игровых задач.

Дидактические игры математического содержания, направленные на развитие мышления детей 4 года жизни

Дидактические игры геометрического содержания:

Кубики Никитина - «Сложи узор»

Описание: http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-foto-1.gif

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Сложи квадрат

Описание: http://nikitiny.ru/sites/default/files/SK-foto-1.gif

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Уникуб

Описание: http://nikitiny.ru/sites/default/files/Unikub-foto-1.gif

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства.  А  раннее развитие  пространственного  мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

Сложи кубики в коробку. Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: “Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!” – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик.

 Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.

. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит  от  настроения  “машиниста”.  В  этом  задании точность  в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями).

Обезьянка (Б.П. Никитин)

Играть в «Обезьянку» дети могут начиная с 2—3 лет и старше. Можно играть и с одним малышом, но если число участников больше, интереснее. Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол.

— Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», — говорит взрослый. — Но сначала послушайте сказку про обезьянку. Сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно... И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы — обезьянками.

И дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он приготовил для «обезьянок» и для «мальчика». Можно использовать для этой игры кирпичики.

Каждый играющий, т. е. «мальчик» и «обезьянки», берут по 2 кирпичика. В начале игры «мальчик» поднимает оба кирпичика вверх над головой и, когда видит, что все «обезьянки» сделали так же, быстро прячет руки с кирпичами под стол.

Игра заключается в том, что «мальчик» строит из 2 кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» глядят на него и делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90° и 45° и т. д.), то получается много разных моделей.

Цель игры — развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них большой находчивости и сообразительности.

Игру можно усложнять разными способами: дать 2 кирпичика разного цвета, к 2 кирпичикам добавить 3-й, и тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее; можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой; можно взять вместо кирпичиков кубики из игры «Сложи узор». Тогда «обезьянки» должны следить не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или двухцветными гранями и т.д.).

Геометрическое лото

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Дополнительные задания: раскладывать фигурки по цвету или форме, а карточки – на группы: животные, транспорт и т.д.

«Строим мост»

Машины должны проехать из одного города в другой. Но по пути им встречаются речки, широкие и узкие. Через них нужно построить мосты. Но они должны соответствовать реке.

«Одень куклу»

Педагог предлагает одеть кукол-близнецов по-разному, чтобы их не путать. Дети последовательно выбирают для кукол одинаковые виды одежды, но разного цвета. Оказывается, что одна из кукол потеряла носок. Детям предлагается найти его среди остальных. (проверяется умение искать пару). Носок возвращается к кукле.

«Яблочное варенье»

Для того, чтобы сварить варенье, нужно отсортировать яблоки: большие и маленькие, зеленее и красные и сложить их в отведенные для них кастрюльки.

План и карта (Б.П. Никитин) (Складываем игрушки по плану; План комнаты)

Для обучения подойдет любой набор кубиков типа "Строим сами" но так, чтобы кубики и другие детали располагались в ящике в один слой и в определенном порядке.  На обороте крышки нарисуйте цветной план размещения деталей и покажите , что на красный нарисованный кружок будем ставить красный цилиндр, а на голубой квадрат укладывать такого же цвета кубик. Порядок в ящике тогда можно будет соблюдать легко. После различных игр с  кубиками нужно будет сложить их в коробку. Это можно делать в несколько этапов:

1. Уложить на цветной план, когда план в ящике.

2.Уложить в ящик, когда цветной план лежит рядом.

3.Уложить в ящик, если рядом бесцветный план ( можно узнать только контуры деталей)

4.Уложить в ящик по памяти, когда плана перед глазами нет.

5.Укладывать в ящик по словесной инструкции взрослого.

Можно разработать несколько вариантов укладки и чередовать их. Потом можно переходить к плану комнаты и квартиры. Можно сделать в одном масштабе (из бумаги, картона, пластилина и т.д.)различную мебель и устраивать игры по меблировке комнат и расстановке вещей. А дальше можно сделать план двора, план микрорайона, чтобы малыши могли пойти в "магазин за хлебом", показать на плане дорогу в детский сад или к другу и точно знать, как к ним пройти и проехать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания

Материал из опыта работы по формированию навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

"Формирование логического мышления через дидактические игры математического содержания".

Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.В процессе развития логического мы...

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...