Статья "Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов"
статья по математике по теме

Акайкина Елена Григорьевна

Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития , и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_bloki_denysha_kak_sredstvo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов".                                                                                 

                                                                                 "Без игры нет и, не может быть  полноценного умственного развития.

                                                                                    Игра - это огромное светлое окно,                                                                  

                                                                                    через которое в духовный мир ребёнка

                                                                            вливается живительный поток представлений

                                                                                    понятий об окружающем мире.

Игра- это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности".                                                                                                                                                                        

                                                                                                                  Сухомлинский В.А.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети- творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Игра ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят каких-либо иных целей, чем играть. Игра для них - учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Для детей - это способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряжённым трудом и через усилие ведёт к удовольствию. В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.

Игры условно можно разделить на группы:

  1. Игры без правил.
  2. Игры с правилами.

К играм без правил относятся игры, которые создают сами дети (свободные, самостоятельные, творческие).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные игры и дидактические игры.

Между играми с правилами  и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимости активной самостоятельной деятельности, работы воображения.

Отличие между этими играми заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное решение задачи, выполнение правил.

Игра связана со всеми сторонами воспитательной работы детского сада. В ней отражаются полученные знания и умения, закрепляются правила поведения, которым приучают детей в жизни.

Что же значит « играть в математику?» Разве       можно вообще играть в науку, к тому же не в какую - нибудь, а в математику, самую грозную из всех наук? Поиграйте с детьми в игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Математика нужна в той  или иной степени огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Результатом обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления.

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Благодаря тому что, развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому отпадает необходимость в закреплении новых знаний).

Блоки Дьенеша в педагогической практике современного детского сада со своей ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают всё большее место. Это нашло отражение в программе «Детство».

Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.

В процессе разнообразных действий с блоками Дьенеша дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, декодирования, а также логические операции « не», « и», « или» В специально разработанных играх и упражнениях с блоками Дьенеша у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Блоки Дьенеша бывают двух видов: объёмный материал и плоскостной. Блоки Дьенеша дают возможность вести детей в их развитии от оперирования 1 свойством предметов к оперированию 2,3 и 4 свойствами.

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предмете 1 свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2 свойствам (цвет и форма, форма и размер, размер и толщина и т. д.), несколько позже – по 3 свойствам (цвет, форма и размер; форма, размер и толщина; цвет, размер и толщина) и по 4 свойствам (цвет, форма, размер и толщина). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.

Наряду с логическими блоками в работе применяются  карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно- игровых действий. Так, поддирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком «словесно-логическому мышлению».

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть. С блоками Дьенеша ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между « поссорившимися» игрушками и так далее, а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других задач.  

   

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

Конспект ООД по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников» для детей подготовительной группы

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать межполушарное взаимодействие, слуховое восприятие,  ориентировку на листе, продолжить обучени...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников»

Конспект  по применению кинезиологических упражнений  с дошкольниками....

"Кинезиология-как средства развития мыслительных процессов"

Конспект занятия в старшей группе на тему "Кинезиология-как средство развития мыслительных процессов"...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Презентация . "Нейродинамическая гимнастика как средство развития мыслительных процессов"

в материале представлен комплекс упражнений , способствующих повышению работоспособности...