Дидактические игры с пуговицами для детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) на тему

Гудкова Евгения Юрьевна

серия дидактических игр и упражнений с пуговицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx169.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактические игры с пуговицами для детей 3–4 лет

Воспитатель МАДОУ № 31 «Гусельки» корпус 2 «Незабудка» г. Чайковский Гудкова Евгения Юрьевна

Актуальность

     В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

     Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Тема эта очень актуальна.

     Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.

      Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал.

       Для таких занятий я взяла пуговицы и разработала серию дидактических игр и игровых упражнений с ними. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

      Работу осуществляла, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.

Возраст: дети 3- 4 лет

Направления развития: 

«Социально - коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно- эстетическое».

Дидактические игры с пуговицами для детей 3–4 лет

Дидактические упражнения:

Задачи: закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.

•«Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»

•«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»

•«Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой»

•«На что похожа пуговица? »

•«Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»

Варианты игры:

1.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по цветам

2.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять  знание геометрических форм (круга,  квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.

3.«Чередование пуговиц по заданию»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы двух цветов.

Игровые правила : Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, выкладывает логические цепочки из пуговиц.

4.«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету

Игровые правила: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, находит лишнюю пуговицу.

5.«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Игровые правил: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.

6. «Мозаика»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, самостоятельно выкладывает узоры из пуговиц.

7. «Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, наощупь определяет размер пуговицы.

Используемая литература:

1. Бабаева, Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб. метод. пособие / Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Кларина Л. М., Серова З.А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

2. Кинзянова, Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб. метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб. метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 105 с.

5. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на прогулке для детей младшего дошкольного возраста.

В данной работе представлены игры, которые можно провести с детьми младшего дошкольного возроста на прогулке....

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...