«Космические просторы!»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Жерлицина Мария Александровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Космические просторы!» (по освоению образовательной области «Познавательное развитие»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 211» Ленинского района г.Саратова

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе по теме

«Космические просторы!»

(по освоению образовательной области «Познавательное развитие»)

Провела: воспитатель

первой квалификационной категории

Жерлицина Мария Александровна

2014г.

По примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» (проект) под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной и др., реализуемой МАДОУ «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова

Подготовительная к школе  группа (6-7лет), продолжительность не более 30 минут.

Тема: «Космос»

Тема НОД: «Космические просторы»

Ведущая образовательная область «Познавательное развитие» (Математическое развитие).

Цель: создать условия для формирования математических представлений о числах в пределах 20.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи.
  • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить знания детей о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку,
  • Формировать  умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше;

Развивающие задачи: 

  • Содействовать  развитию логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим заданиям.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Формировать навыки правильной осанки
  • Соблюдать правила гигиены зрения.
  • Использовать в работе приемы сохранения психического здоровья дошкольников.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, игровая.

Формы реализации детских видов деятельности: вопросы – ответы, задачки, примеры, загадки;  игра с мячом «Назови число», физкультминутка.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма деятельности: игра-путешествие.

Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.

Демонстрационный материал: схема, модель для  составления арифметических задач.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы о космосе, планетах, знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок о космосе.
  • Решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.
  • Дидактические игры на развитие математических способностей: навыки счета «Арифметическое лото»,«Сколько предметов»; развивающие игры: «Составим поясок», «Сложи узор».

Взаимодействие с семьей: создание папки – передвижки о космосе, буклета «Математика в игре». Консультации для родителей: «Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

Ход НОД

I. Вводная часть.

- Ребята, какое у Вас настроение?

- А о чём мы можем говорить?

- Для подсказки Вам стихотворение.

Давайте, ребята, учиться считать!

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

- Ребята, так чем мы  будет заниматься? А хотите это делать не в группе, а на планете Математике?

II.  Основная часть.

- «А на чем мы с вами отправимся? Перед каждой парой  (группой) листок бумаги, а на ней цифры.  Соединив, по очереди,  цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим».

- «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?»

- Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 20.

Игра с мячом «Назови число»

Воспитатель спрашивает:

Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:

«Я буду бросать мяч, и называть число, вы, бросая мне, мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа».

- « Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты .Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:

- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить?

- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»

Схема:

Решение:4-1=3(от четырех отнять один осталось три)

Модель:

8+1=9

Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9)

- А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад,  нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант. 

В левом верхнем углу нарисуем квадрат.

В правом нижнем углу овал.

В левом нижнем углу прямоугольник.

В правом верхнем углу круг.

А посередине треугольник.

- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели!

« А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»

- Какое сейчас время года?

- Сегодня четверг, а завтра?

- Какие арифметические знаки вы знаете?

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

-Если стол выше стула, то стул…?

-Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Сколько месяцев в году?

- Назовите зимние месяца.

- Сколько ушей у трех мышей?

- Сколько концов у двух палок?

- Если сестра старше брата, то брат…?

- « Мы приземлились! Земля встречает нас хлебом и солью».

III. Заключительная часть.

Куда мы сегодня летали с вами?

Что видели?

Какие задания выполняли?

Что тебе больше всего понравилось?

А тебе?

Воспитатель преподносит детям каравай.

По окончанию путешествия педагог угощает детей вкусным караваем.

Литература.

  1. Панкова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Творческий центр «Сфера»  Москва 2011г.
  2. Бандоренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж 2012г.
  3. Колесова Л.В. Математическое развитие детей 4-7лет . Игровые занятия. Издательство «Учитель» 2010г.
  4. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010г.
  5. Нищева Н.В. Играем, развиваем,  растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010г.
  6. Голицина И.С., Шумова И.М.  Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Москва 2010г.
  7. Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр.  Санкт Петербург 2012г.
  8. Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На космических просторах" Тематическое занятие по музыкальному воспитанию в подготовительной к школе группе

Тематическое занятие, посвященное Дню Космонавтики, для детей подготовительной к школе группы детского сада. Целью занятия является знакомство детей с интересным и загадочным миром звезд, космосом и в...

Развлечение ко Дню космонавтики "На космических просторах"

Развлечение посвещено ко Дню космонавтики  12 апреля . Детям даются элементарные знания о космосе в игровой и познавательной форме. Здесь используются песни, ритмические движения, художественное ...

Тематическое занятие ОО "Музыка" "На космических просторах"

Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики и  к загадочному миру звезд, космоса.Задачи: 1. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение....

На космических просторах.

Познавательный  досуг.Старший  дошкольный возраст.Цель: Расширять представление о космосе; знакомить с историей развития космонавтики; активизировать словарный запас. Совершенствовать умение...

НА КОСМИЧЕСКИХ ПРОСТОРАХ

Итоговое развлечение  "На космических просторах" по проекту "Путешествие в космос"...

Дидактическая игра "Космические просторы".Речевое развитие.

В формирование грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Огромную помощь педагогу при обучении детей использованию предлогов в устной, а в дальне...

"Космические просторы"

Краткосрочный проект о космосе....