Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Медведева Надежда Ивановна

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 «ТЕРЕМОК»

Творческая работа

на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических средств».

Работу выполнила:

Медведева Надежда Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 43»

г. Саров

2012

Содержание.

Введение. Актуальность темы.

  1. Теоретическая часть

  1. 1.1. Анализ психолого-педагогических исследований.
  2. 1.2. Анализ методического обеспечения.

      1.3. Виды нетрадиционных дидактических средств.

  1. Практическая часть

  1. 2.1.  Первичное обследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей  5-го г.ж.
  2. 2.2. Цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных дидактических средств.
  3. 2.3.  Содержание работы
  4. 2.3.1.  Создание условий для математического развития.

2.3.2.   Использование нетрадиционных дидактических средств при ФЭМП.

2.5.  Взаимодействие с родителями.

Заключение.

« Ведь от того, как заложены

элементарные математические представления

 в значительной мере зависит

 дальнейший путь математического развития,

 успешность продвижения ребёнка

 в этой области знаний.»

Л.А.Венгер

Введение. Актуальность темы.

Дошкольный возраст- это важнейший этап в становлении человека. По признанию специалистов всего мира период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Математическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, помогает формированию внимания, памяти, воображения, речи.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать , стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Поэтому важно сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Этому способствует использование разнообразных дидактических средств.

Эффективным и результативным обучение будет тогда, когда дети не видят, что их чему-то обучают. Они думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе действия с дидактическими материалами, считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Это детям интересно, потому что они любят играть. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка.

I. Теоретическая часть.

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь развития.

В 17-19 веках вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирование представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и др..

Передовые идеи в обучении детей арифметики до школы высказывал великий русский педагог, основоположник научной педагогики в России, К.Д.Ушинский. В своих педагогических сочинениях он призывал учить, прежде всего считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах и т. д.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой издал в 1872 году «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету , основываясь на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

В годы Советской власти методика формирования элементарных математических представлений разрабатывалась Л.В.Глаголевой, Л.К.Шлегер, Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер.

Л.В.Глаголева пропагандировала разнообразие методов обучения. При этом большое значение имел каждый  из них.  Игра рассматривалась ею как метод обучения на занятиях по счету.

Е.И.Тихеева, известный общественный деятель в области просвещения, педагог-методист , выступала за легкое и непринужденное усвоение знаний, которые возможны не в условиях коллективного обучения, а в игре и повседневной жизни.

Продолжала разработку методики работы по формированию элементарных математических представлений  Л.С.Метлина. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» выдержала с 1977 года несколько изданий и долгие годы была единственным и основным пособием для воспитателя в организации обучения математике дошкольников. Главной целью предматематического образования она считала подготовку детей к школе.

В последние годы исследования направлены на выявление более эффективных методов и средств математического развития детей дошкольного возраста. В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном дидактическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т.д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей (А.А.Агеева, А.З.Зак, О.М.Дьяченко, З.А.Михайлова, А.А.Столяр и др.)

В практике работы дошкольных учреждений все еще широко используются репродуктивные (воспроизводящие) упражнения, которые не предоставляют возможности для развития творческого воображения и способностей детей. Многие ученые-педагоги и практические работники (Т.И.Ерофеева, З.А.Михайлова, В.П.Новикова) рекомендуют сочетать репродуктивные упражнения с продуктивными, носящими творческий характер.

Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А.В.Запорожцу, является изменение видов и содержания детской деятельности. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления. Мышление ребенка формируется в активном овладении ребенком способами и практической и познавательной деятельности.

Исследования отечественных психологов Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Н.Н.Подьякова, Д.Б.Эльконина доказали, что перспективным методом обучения дошкольников является моделирование. Метод моделирования нашел широкое применение в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями, разработанной авторским коллективом под руководством Л.А.Венrера.

Вывод: анализ психолого-педагогических исследований показал, что всегда признавалось значение игры и различных дидактических средств в математическом развитии дошкольников.

1.2. Анализ методического обеспечения.

Книжная индустрия предлагает достаточно большой выбор методических пособий по данной теме. Работая в обозначенном направлении, мы обращались к опыту следующих авторов.

  • Фидлер М. в пособии «Математика уже в детском саду» предлагает большой методический и иллюстративный материал по ФЭМП для использования в процессе игр, бытовых ситуаций и на занятиях.
  • Авторы Новикова В.П. и Тихонова Л.И. в книге «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» представили игры, которые способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, целеустремлённость.
  • Педагог-новатор, автор книги «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П. рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «Умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изгтовлению.
  • Пособие «Математика до школы» написано коллективом авторов, изложено в двух частях. Часть первая «Математика до школы», автор Смоленцева А.А. содержит оригинальную систему игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития. Вторая часть «Игры-головоломки», составленная З.А.Михайловой включает описания разных по сложности игр-головоломок, способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей.
  • Фесюкова Л.Б., автор пособия «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» предлагает боле 300 игр по окружающему мирк, экологии, математики, развитию речи.
  • В книге «Развивающие игры в ДОУ», автора Бондаренко Т.М. предлагается система планирования развивающих игр, конспекты занятий по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры, сценарии презентаций, диагностику по игровой деятельности».

Таким образом, отмечаем, что значение игры и дидактических средств признавалось всегда.

1.3. Виды нетрадиционных дидактических средств.

Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. В современной педагогической литературе предлагаются разнообразные дидактические средства. Мы используем в своей работе следующие средства:  счётные палочки, модели, блоки Дьенеша, игры Б.Никитина, игры-головоломки, палочки Кюизенера, игры В.В.Воскобовича.

Самым эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является игровая деятельность. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Поэтому дидактические средства результативнее всего использовать не в учебной, а в игровой деятельности.

II.  Практическая часть.

2.1. Первичное обследование уровня сформированности элементарных математических представлений.

Обследование знаний и умений детей второй младшей группы в конце прошлого года показало, что дети усвоили программу на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, заметили, что дети нашей группы отличаются от детей, занимающихся по другим программам и технологиям. Отличие состояло в объёме усвоенных знаний и  гибкости их применения, также дети не проявляли познавательного интереса к занятиям и играм по ФЭМП. Глубоко работая по ФЭМП  на протяжении нескольких лет, отмечаем, что технология авторов И.А. Помораевой и В.А. Позиной в чистом виде достаточно скучна и однообразна.

Таким образом, перед нами возникла проблема: как добиться эффективного формирования элементарных математических представлений в доступной и привлекательной для детей форме.

Выход нашли в использовании нетрадиционных дидактических средств, так как они позволяют:

  • облегчить процесс познания,
  • поддерживать познавательный интерес,
  • развивать познавательные способности,
  • вести самостоятельный поиск решения поставленной задачи.

На начало года дети показали следующие результаты сформированности ЭМП.

  1.  Цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических средств.

Принимая во внимание полученные результаты диагностики, психолого-педагогические исследования и анализ методического обеспечения, поставили перед собой

цель: создание системы ФЭМП через использование нетрадиционных дидактических средств.

Для реализации этой цели сформулировали следующие задачи.

  1. Формировать логико-математический опыт.
  2. Развивать познавательные процессы, познавательную мотивацию.
  3. Воспитывать интерес к процессу познания, самостоятельности и инициативности.
  1. Содержание работы.

2.3.1.  Создание условий для математического развития.

Считаем, что благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребёнка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного творца.

        Для самостоятельной деятельности детей в группе организовали уголок-игротеку. Назвали его «Заниматика». У детей есть возможность в свободное время заниматься не только развлекательными играми, но и играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия. В основе формирования уголка лежит принцип доступности, что позволяет ребёнку самостоятельно выбирать игровой материал, исходя из потребности и интереса. Здесь представлен материал для закрепления полученных математических знаний: материал по формированию временных и пространственных представлений, по  ознакомлению с цифрами, геометрическими фигурами. Индивидуальной творческой деятельности предусмотрены карточки с заданиями для детей с разным уровнем сформированности ЗУН.        

        МДОУ «Детский сад № 43» реализует комплексную  «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Раздел «Умственное воспитание» содержит подраздел «Формирование элементарных математических представлений», содержание которого предполагает к концу года овладение детьми ЗУН по  следующим направлениям.

  1. Количество и счёт в пределах пяти.
  2. Величина (длина, высота, ширина, толщина).
  3. Форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, куб, шар).
  4. Пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева, вперёд, назад, далеко, близко).
  5. Временные представления.

Проанализировав задачи математического развития детей 5-го г.ж., мы отобрали дидактические средства, которые позволят дополнить и расширить материал, предлагаемый авторами технологии И.А. Помораевой и В.А. Позиной.

Одновременно взять в исполнение все дидактические средства невозможно, поэтому мы составили перспективный план. Он  предусматривает распределение игр в течение года, в соответствии с задачами занятий методического пособия И.А. Помораевой и В.А. Позиной.

        Для осуществления запланированных игр-занятий используем различные формы взаимодействия. Как правило, это игры в вечернее время, некоторые проводим на занятиях по ФЭМП. Одной из форм игровой деятельности совместно со взрослыми является кружок. Назвали его «Учимся, играя», так как эта формулировка является девизом проводимой нами работы.

2.3.2  Использование нетрадиционных дидактических средств для ФЭМП.

        Счётные палочки.

Трудно переоценить многообразие конструктивных возможностей счётных палочек. Мы используем их и как счётный материал,  и как материал для формирования начальных геометрических представлений, развиваем пространственное воображение.

В обучении выделяем два этапа.

 1 этап – образный. Дети играют с палочками, строя различные фигуры по своему усмотрению: выкладывают сюжеты и узоры.

2 этап – операционный или геометрический. Дети строят и преобразуют фигуры по условиям: по схеме или заданному количеству.

Для закрепления понятия «угол» используем игру «Зажги огонёк». Выложив из палочек квадрат, предлагаем игровую ситуацию. Говорим так: «В домике темно (окон нет) зажги в верхнем правом углу огонёк (т.е. положи маленький жёлтый блок).

Также из палочек  выкладываем не только геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер телефона служб спасения. Мотивируем подобные игры созданием ситуаций, где какому-то герою надо оказать помощь.

Палочки Кюизенера.

Живой интерес у детей нашей группы вызывают игры с палочками Кюизенера. Другими словами - это (цветные числа). Они представляют собой набор цветных палочек сечением 1 см. и длиной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см. Палочки одинаковой длины окрашены в один цвет.

Работа строилась постепенно.

  • Вначале их использовали как игровой материал, закрепляли качественные характеристики: цвет, размер, форма.
  • Потом научились посредством сравнения устанавливать тождество между палочками по одному признаку. Например, игра «Заборчик» позволяет закреплять такие отношения эквивалентности как  «Быть одинакового цвета» и «Быть одной и той же длины». Отношения эквивалентности по длине и цвету становятся ещё более очевидными в игре «Зоопарк». Дети выстраивают вольеры для животных разных размеров (высоты). Высота вольера должна соответствовать «росту» того или иного питомца (обезьяны, крокодила, жирафа). Оказывается, что клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
  • Научившись акцентировать внимание на свойствах палочек, мы стали развивать другие психические процессы: концентрацию внимания, сосредоточенность, распределение внимания. Дети с удовольствием выкладывают палочками изображения. Предлагаем  сначала действовать методом наложения, затем создавать картинку по образцу. Дети, усваивающие материал на высоком уровне, пробуют самостоятельно по уменьшенному образцу  выложить изображение. Блоки  Дьенеша.

Играя с блоками Дьенеша, дети приближаются к пониманию сложных логических отношений между множествами. Заметили, что  блоки сразу же привлекли внимание детей своей яркостью. В ходе манипуляций дети без труда выделили цвет, форму, размер, толщину. Они самостоятельно группировали их по заданному признаку, выстраивали разнообразные композиции (узоры, сюжеты). Уже на этом этапе (во второй младшей группе) пытались  выделять и обозначать свойства с помощью кодовых карточек. Так, цвет обозначали цветовым пятном, величина – силуэтом домика, форму – контурами фигур, толщину – условное изображения человечка. Также пробовали воссоздавать (моделировать) блок не только по его отдельному свойству, а по целому объёму свойств. Предложили детям такие игры:

- «Угадай цвет»,

-«Отгадай блок»,

-«Найди блок»,

-«Дружат – не дружат» (сходство и различия).

Очень полюбили игру «Давайте познакомимся». В ней мы впервые выделили все свойства блока (цвет, форму, размер, толщину).

 Зрительной подсказкой служит «Волшебный паровозик», в вагончиках которого располагаются кодовые карточки свойств блоков. Сейчас осваиваем игры на группирование по наличию или отсутствию какого-либо признака. Дети легко удерживают внимание на двух признаках. С этой целью предлагаем игру «Построй дорожку». Говорим, что она поможет герою перебраться через речку, если рядом будут блоки разные по форме и цвету.

Модели и схемы.

А.А.Столяр, Л.А.Венгер, Р.Ф.Соболевский ФЭМП рассматривают как вид символической деятельности.  Мы с успехом используем замещение, схематизацию, кодирование и моделирование как средство решения самых разнообразных математических задач.

Замещение дети широко применяют в игровой деятельности, начиная уже с раннего возраста (камешек вместо хлеба, кирпичик - трубка). В математике свои заместители – точки, фигуры, цифры. Специальными значками (схемами) обозначаются такие свойства предметов, как цвет, форма, размер, толщина.

Кодирование и декодирование - взаимозависимые средства. Это своего рода перевод на «другой язык». Вместе с детьми мы кодируем и разгадываем информацию.

Например, отгадай,  какого котёнка подарили Маше? (чёрного, маленького, толстенького).

С прошлого года мы начали ознакомление с предметным миром, используя методику работы с именами признаков. Каждому свойству-признаку предмета вместе с детьми присвоили символ (код). Разместили символы имён признаков в «Волшебном домике». С удовольствием дети нашей группы «приглашают» предметы в «домик» и  описывают их.

Групповая среда создана таким образом, что в уголках собран материал по разным областям. Детям невсегда понятно для чего та или иная игра, т.е. необходимо как-то обозначить функциональное назначение уголков. Для этого тоже используем картинки-схемы. Например, уголок книги иллюстрирует картинка книги, учебную зону -  учебная доска.

Разгадывание загадок математического содержания вызывают у детей радостное, приподнятое настроение. Считаем загадку  эффективным  умственным  упражнением в выделении количества, формы, размера, как общих признаков анализируемых предметов,, определении простейших математических связей и зависимостей.

Горячо, как огонь,                                 Три вершинки, три угла            

Кругло, как шар.                                     Три сторонки – вот и я.

            (солнце)                                                         (треугольник)

Игры-головоломки.

Считаем эффективным средством умственного, в частности математического, развития детей игры-головоломки. Такие игры, как «Танграм», «Листик» и другие объёдиняет общность цели: воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Каждая игра имеет свой комплект элементов и  обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» выкладываем силуэты животных, предметов домашнего обихода.

Игры В.Воскобовича.

Игры В.Воскобовича – это особый мир игры, познания и творчества. Одна из самых любимых игр «Геоконт». Ребята с удовольствием изображают с помощью разноцветных резинок на игровом поле геометрические фигуры различного размера, разнообразные предметы окружающего мира, различные узоры. Нравится детям выкладывать из частей фигуры в игре «Крестик».

Игры Б. Никитина.

Пособие представляет собой 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1,2,3 и даже 4-х цветные узоры, которые напоминают контуры предметов. Мы предлагаем детям самим дать название получившемуся узору.

Обучение также проходило в несколько этапов. Сначала мы просто предлагали сложить кубики в коробку, таким образом знакомились с кубиками. Потом предлагали такие задания: «Кто сможет сложить кубики так, чтобы донышко было синим» или «Красный поезд». Все игры сопровождаются наглядным изображением-подсказкой.

Считаем, что эти игры хорошо развивают способность наших детей к анализу и синтезу и комбинированию. Эти важные мыслительные операции используются в любой другой мыслительной деятельности и в конструировании.

Вывод: таким образом, мы попытались создать систему развивающих игр, которые наряду с основными занятиями, предусмотренными программой, помогают детям освоить и закрепить математические представления.

2.4.  Взаимодействие с родителями.

Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников.

Понимаем, для того чтобы родитель стал партнёром, надо установить доверительные  отношения. Поэтому всевозможными способами пытались демонстрировать родителям свою работу: фотовыставки, открытые показы, совместные досуги.

 Наряду с устным ежедневным общением с родителями о самочувствии ребёнка, его деятельности в детском саду, применяем систему письменного общения в форме «Дневничков». Мы сообщаем об успехах, неудачах ребёнка, предлагаем задания для дома, а родители описывают свои трудности и предложения. Сначала не все родители откликнулись на такую форму взаимодействия, но постепенно вовлеклись в совместную работу по развитию детей группы. Много среди наших родителей проводится конкурсов. Например, представилась возможность проявить творчество в конкурсе «Осенние фантазии».

После того, как мы продемонстрировали свои умения и знания на примере  блоков Дьенеша, родители активнее стали предлагать свою поддержку в оснащении процесса играми и пособиями. Большую помощь они оказали по изготовлению наглядности к развивающим играм (копировали, увеличивали, ламинировали). Некоторые даже приобрели домой.

Благодаря родителям обогатилась игровая среда и, сейчас можно говорить, что они являются активными помощниками  и участниками образовательного процесса.

Заключение.

Практика показала, что правильным образом организованная среда и регулярные упражнения детей в использовании развивающих игр и других дидактических средств помогают эффективнее формировать математический опыт и развивать познавательную активность.

Сентябрь, 2011 г.                                                                       Ноябрь, 2012 г.

Отмечаем, что в результате проведенной работы дети легко овладевают средствами и способами познания, стали более самостоятельны и инициативны, умеют работать в коллективе.

Обследование  математического развития  проводилось по основным показателям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Результаты педагогического обследования говорят об эффективности использования нетрадиционных дидактических средств математическом развитии дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционного дидактического наглядного материала

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит...

Консультация для родителей "Помощь родителей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

      Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и сем...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...