Конспект НОД по ФЭМП. "Кукла Катя в гостях у ребят".
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Равилова Лейля Миннекотдусовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП.

Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»

Старшая группа (5-6 лет).

                                                          Подготовила: воспитатель

 I квалификационной категории

Равилова Л.М.

Цель: Учить выполнять деление предмета на несколько равных частей; закреплять умение сравнивать предметы.

Задачи:

образовательная:

формировать умение делить предметы на несколько равных частей, закрепить умение сравнивать предметы (Познание – ФЭМП);

развивающая:

развивать речь,  логическое мышление детей, формировать интерес к математике.

воспитательная:

воспитывать познавательный  интерес к логическим действиям – элементам анализа и синтеза, способствовать воспитанию чувства справедливости.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие.

Индивидуальная работа: закрепление знаний о геометрических фигурах с Радмиром, Ильзией, Камилем, Ростиславом; работа с ножницами с Эмилем, Ильфатом, Андреем, Эльвирой

Словарная работа: геометрические фигуры, часть, целое, столица, республика.

Предварительная работа: дидактические игры на закрепление геометрических фигур, работа с ножницами, беседа о столице республики Татарстан.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитофон, магнитная доска.

Демонстрационный материал: презентация «Достопримечательности города Казани», физкультминутка «Топай - хлопай»,  две куклы, яблоки, красная ленточка, лист бумаги А4.

Раздаточный материал: счетный материал, листы бумаги А4, геометрические фигур (прямоугольник, квадрат и треугольник), ножницы

Ход занятия.

1 часть: организационная

Дети на ковре в кругу.

Кукла Катя: Здравствуйте, ребята, вы меня приглашали к себе в гости в детский сад. Я пришла. Ко мне в гости приехала моя сестра – кукла Алсу. Поэтому мы пришли к вам вместе. Алсу живет в столице нашей республики – городе Казани и разговаривает на татарском языке.   Давайте вспомним, как выглядит столица нашей республики. (Просмотр презентации «Достопримечательности города Казани»  через интерактивную доску.) (НРК).

Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся с Алсу на её родном языке, спросим как у неё дела. (Исэнме, Алсу! Хальлэр ничек?) (УМК)

Я приготовила подарок для нашей гостьи Кати, а теперь оказалось, что у нас две гостьи.

-  Посмотрите, что это у меня? (Ленточка)

- Правильно красная  длинная ленточка. Из неё можно сделать красивые бантики для куколок. Ребята,  но что же нам с вами делать? У нас проблема. Ленточка одна, а гостьи две. Как нам сделать две ленточки из одной? (можно разрезать пополам).

 Мы разрежем нашу ленточку на две равные части. (складываю, разрезаю).

- А  как же нам проверить, одинаковые у нас получились ленточки или нет (надо приложить друг к другу.)

- Правильно,  равенство частей проверяется методом прикладывания. Подарим нашим гостьям ленточки  и украсим их волосы.

 - Возьми, Катя, ленточку. Алсу, мә бантик.(УМК)

2 часть: основная.

Игровая ситуация «Поделим яблоки поровну»

Дети подходят к столу.

Воспитатель:- Как вы знаете, в гости не положено идти с пустыми руками. У Кати для вас тоже есть гостинцы, посмотрите, что у неё в корзиночке (ответы детей: яблоки)

- Правильно, яблоки. Назовите фрукты на татарском языке для Алсу. (Алма) (УМК)

Посчитайте яблоки на татарском и русском языке? (ответы детей: пять яблок, биш  алма). (УМК)

Что нам надо сделать?  Яблок – 5, а вас 10 человек. (ответы детей: поделить яблоки)

 - Сегодня мы с вами будем учиться делить целое на части. Воспитатель - делит яблоко на части, а после на четыре части.

- Посмотрите ребята, было у нас целое яблоко, а стало две равные половинки. Чуть позже мы полакомимся угощением. Давайте, отблагодарим кукол за гостинцы. (Спасибо, Катя! Рэхмэт, Алсу!)

Наши гостьи заскучали. Давайте, немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. (На месте.)

Научились мы считать

 И теперь нас не унять.  

Мы считаем все подряд:

Три стола и двадцать парт,

Хлопнем восемь раз в ладоши,

Восемь раз пружинят ножки,

Два наклона, два подскока

Поиграли мы немножко.

Дети садятся за столы.

 Ребята, а сейчас, Катя и Алсу понаблюдают за нами. На сегодняшнем занятии мы будем учиться делить предметы на несколько равных частей. Ребята, пока ничего не трогайте. А смотрите, как я делю лист бумаги на 2 части. (Беру ножницы, делю не на равные части.) Посмотрите, я поделила бумагу на равные части, или они получились разные? (Разные.) Если предмет разделен на две неравные части, то их нельзя назвать половинами. Половинами называются две части, только если они равные.

А теперь мы с вами вместе будем пробовать и учиться делить лист бумаги на несколько равных частей. Мы будем работать с ножницами. Поэтому, давайте, вспомним правила безопасности. Не держите ножницы лезвием вверх. Во время работы удерживайте лист бумаги левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Перед вами лежит большой лист бумаги. Возьмите его в руки и внимательно повторяйте за мной. Посмотрите: я складываю-сгибаю лист бумаги пополам, так, чтобы соединялись противоположные стороны листа и по линии сгиба разрезаю его. Вот эти 2 равные части  - это половинки целого листа: это – одна половина, это – другая половина.  Давайте, проверим, получились ли у нас половинки. Равные ли это части? Чтобы узнать, наложим эти листы друг на друга. (Наложили, проверили. Ответы детей: да, это половины, потому что они равные).

А теперь поделим каждую половину ещё на 2 равные части. Скаажите, сколько маленьких частей получилось из одного целого листа? (Четыре). Скажите для Алсу на татарском языке? (Дурт.) Правильно, из одного целого листа получилось 4 маленькие части. Проверьте, равные ли это части? Как мы можем проверить? (Наложить друг на друга. Да, они равные.)

 (На магнитной доске прикреплен целый лист, 2 половинки, рядом крепим 4 куска.)  Посмотрите, перед вами целый лист, 2 половины и 4 равные части от целого листа. Что больше, целое или половина?(Целое).

Теперь как собираете пазлы, соедините эти листы в 1 большой целый лист, как будто вы не разрезали его. Оказывается, целое состоит из двух половин, ещё целое состоит из 4ех равных частей. А отдельные части образуют целое. Если уберем одну часть, у нас получится целое? (Пробуют, ответы: нет) (Следить, что бы  дети правильно употребляли слова и выражения : пополам, половина, равные части, целое, одна из двух, одна из четырех частей.)

Ребята, скажите, какую форму имеет целый лист? (Прямоугольную.)

А теперь мы покажем нашим гостьям, что можно делить на равные части не только прямоугольник, но и квадрат.

У вас на столе лежат 2 квадрата. Возьмите, желтый квадрат. Нам надо поделить его пополам, чтобы получилось 2 равных прямоугольника. Как надо сложить квадрат, чтобы получились 2 одинаковых прямоугольника? (Соединить 2 противоположные стороны.) Давайте, выполняйте.

А теперь возьмите синий квадрат. Нам надо поделить его пополам, чтобы получилось 2 равных треугольника. Как надо сложить квадрат, чтобы получились 2 одинаковых треугольника? (Соединить 2 противоположных угла.) Правильно. (Дети выполняют упражнения в составлении целых фигур из частей.)

3 часть: заключительная.

Ребята вы сегодня все были молодцы!

Давайте, вспомним, кто и откуда пришли к нам в гости? (Кукла Катя и Алсу из Казани).  Чему мы сегодня научились, когда помогали им? (Делить предметы на равные части.)

- Ребята, вот мы и выполнили всё, что хотели показать нашим гостям. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались? (Учились делить предметы на равные части.)

– Из чего состоит целое? (Из 2 половин. Из 4 равных частей.)

– Если поделить предмет на 2 неравные части – они будут называться половинами? (Нет)

– Какие фигуры можно получить, поделив квадрат на 2 равные части? (Прямоугольник, треугольник.)Правильно, молодцы.

А теперь идите мыть руки, потом будем угощаться яблоками, и попьем вкусный сок с пирогом в честь наших гостей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по ФЭМП.23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение

“Детский сад №101 « Щелкунчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП.

Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»

Старшая группа (5-6 лет).

                                                          Подготовила: воспитатель

 I квалификационной категории

Равилова Л.М.

Цель: Учить выполнять деление предмета на несколько равных частей; закреплять умение сравнивать предметы.

Задачи: 

образовательная:

формировать умение делить предметы на несколько равных частей, закрепить умение сравнивать предметы (Познание – ФЭМП);

развивающая:

развивать речь,  логическое мышление детей, формировать интерес к математике.

воспитательная:

воспитывать познавательный  интерес к логическим действиям – элементам анализа и синтеза, способствовать воспитанию чувства справедливости.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие.

Индивидуальная работа: закрепление знаний о геометрических фигурах с Радмиром, Ильзией, Камилем, Ростиславом; работа с ножницами с Эмилем, Ильфатом, Андреем, Эльвирой

Словарная работа: геометрические фигуры, часть, целое, столица, республика.

Предварительная работа: дидактические игры на закрепление геометрических фигур, работа с ножницами, беседа о столице республики Татарстан.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитофон, магнитная доска.

Демонстрационный материал: презентация «Достопримечательности города Казани», физкультминутка «Топай - хлопай»,  две куклы, яблоки, красная ленточка, лист бумаги А4.

Раздаточный материал: счетный материал, листы бумаги А4, геометрические фигур (прямоугольник, квадрат и треугольник), ножницы

Ход занятия.

1 часть: организационная

Дети на ковре в кругу.

Кукла Катя: Здравствуйте, ребята, вы меня приглашали к себе в гости в детский сад. Я пришла. Ко мне в гости приехала моя сестра – кукла Алсу. Поэтому мы пришли к вам вместе. Алсу живет в столице нашей республики – городе Казани и разговаривает на татарском языке.   Давайте вспомним, как выглядит столица нашей республики. (Просмотр презентации «Достопримечательности города Казани»  через интерактивную доску.) (НРК).

Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся с Алсу на её родном языке, спросим как у неё дела. (Исэнме, Алсу! Хальлэр ничек?) (УМК)

Я приготовила подарок для нашей гостьи Кати, а теперь оказалось, что у нас две гостьи.

-  Посмотрите, что это у меня? (Ленточка)

- Правильно красная  длинная ленточка. Из неё можно сделать красивые бантики для куколок. Ребята,  но что же нам с вами делать? У нас проблема. Ленточка одна, а гостьи две. Как нам сделать две ленточки из одной? (можно разрезать пополам).

 Мы разрежем нашу ленточку на две равные части. (складываю, разрезаю).

- А  как же нам проверить, одинаковые у нас получились ленточки или нет (надо приложить друг к другу.)

- Правильно,  равенство частей проверяется методом прикладывания. Подарим нашим гостьям ленточки  и украсим их волосы.

 - Возьми, Катя, ленточку. Алсу, мә бантик.(УМК)

2 часть: основная.

Игровая ситуация «Поделим яблоки поровну»

Дети подходят к столу.

Воспитатель:- Как вы знаете, в гости не положено идти с пустыми руками. У Кати для вас тоже есть гостинцы, посмотрите, что у неё в корзиночке (ответы детей: яблоки)

- Правильно, яблоки. Назовите фрукты на татарском языке для Алсу. (Алма) (УМК)

Посчитайте яблоки на татарском и русском языке? (ответы детей: пять яблок, биш  алма). (УМК)

Что нам надо сделать?  Яблок – 5, а вас 10 человек. (ответы детей: поделить яблоки)

 - Сегодня мы с вами будем учиться делить целое на части. Воспитатель - делит яблоко на части, а после на четыре части.

- Посмотрите ребята, было у нас целое яблоко, а стало две равные половинки. Чуть позже мы полакомимся угощением. Давайте, отблагодарим кукол за гостинцы. (Спасибо, Катя! Рэхмэт, Алсу!)

Наши гостьи заскучали. Давайте, немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА. (На месте.)

Научились мы считать

 И теперь нас не унять.  

Мы считаем все подряд:

Три стола и двадцать парт,

Хлопнем восемь раз в ладоши,

Восемь раз пружинят ножки,

Два наклона, два подскока

Поиграли мы немножко.

Дети садятся за столы.

 Ребята, а сейчас, Катя и Алсу понаблюдают за нами. На сегодняшнем занятии мы будем учиться делить предметы на несколько равных частей. Ребята, пока ничего не трогайте. А смотрите, как я делю лист бумаги на 2 части. (Беру ножницы, делю не на равные части.) Посмотрите, я поделила бумагу на равные части, или они получились разные? (Разные.) Если предмет разделен на две неравные части, то их нельзя назвать половинами. Половинами называются две части, только если они равные.

А теперь мы с вами вместе будем пробовать и учиться делить лист бумаги на несколько равных частей. Мы будем работать с ножницами. Поэтому, давайте, вспомним правила безопасности. Не держите ножницы лезвием вверх. Во время работы удерживайте лист бумаги левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Перед вами лежит большой лист бумаги. Возьмите его в руки и внимательно повторяйте за мной. Посмотрите: я складываю-сгибаю лист бумаги пополам, так, чтобы соединялись противоположные стороны листа и по линии сгиба разрезаю его. Вот эти 2 равные части  - это половинки целого листа: это – одна половина, это – другая половина.  Давайте, проверим, получились ли у нас половинки. Равные ли это части? Чтобы узнать, наложим эти листы друг на друга. (Наложили, проверили. Ответы детей: да, это половины, потому что они равные). 

А теперь поделим каждую половину ещё на 2 равные части. Скаажите, сколько маленьких частей получилось из одного целого листа? (Четыре). Скажите для Алсу на татарском языке? (Дурт.) Правильно, из одного целого листа получилось 4 маленькие части. Проверьте, равные ли это части? Как мы можем проверить? (Наложить друг на друга. Да, они равные.)

 (На магнитной доске прикреплен целый лист, 2 половинки, рядом крепим 4 куска.)  Посмотрите, перед вами целый лист, 2 половины и 4 равные части от целого листа. Что больше, целое или половина?(Целое).

Теперь как собираете пазлы, соедините эти листы в 1 большой целый лист, как будто вы не разрезали его. Оказывается, целое состоит из двух половин, ещё целое состоит из 4ех равных частей. А отдельные части образуют целое. Если уберем одну часть, у нас получится целое? (Пробуют, ответы: нет) (Следить, что бы  дети правильно употребляли слова и выражения : пополам, половина, равные части, целое, одна из двух, одна из четырех частей.)

Ребята, скажите, какую форму имеет целый лист? (Прямоугольную.)

А теперь мы покажем нашим гостьям, что можно делить на равные части не только прямоугольник, но и квадрат.

У вас на столе лежат 2 квадрата. Возьмите, желтый квадрат. Нам надо поделить его пополам, чтобы получилось 2 равных прямоугольника. Как надо сложить квадрат, чтобы получились 2 одинаковых прямоугольника? (Соединить 2 противоположные стороны.) Давайте, выполняйте.

А теперь возьмите синий квадрат. Нам надо поделить его пополам, чтобы получилось 2 равных треугольника. Как надо сложить квадрат, чтобы получились 2 одинаковых треугольника? (Соединить 2 противоположных угла.) Правильно. (Дети выполняют упражнения в составлении целых фигур из частей.)

3 часть: заключительная.

Ребята вы сегодня все были молодцы!

Давайте, вспомним, кто и откуда пришли к нам в гости? (Кукла Катя и Алсу из Казани).  Чему мы сегодня научились, когда помогали им? (Делить предметы на равные части.)

- Ребята, вот мы и выполнили всё, что хотели показать нашим гостям. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались? (Учились делить предметы на равные части.)

– Из чего состоит целое? (Из 2 половин. Из 4 равных частей.)

– Если поделить предмет на 2 неравные части – они будут называться половинами? (Нет)

– Какие фигуры можно получить, поделив квадрат на 2 равные части? (Прямоугольник, треугольник.)Правильно, молодцы.

А теперь идите мыть руки, потом будем угощаться яблоками, и попьем вкусный сок с пирогом в честь наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке в первой младшей группе с 2 до 3 лет Игра с куклой Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке в первой младшей группе с 2 до 3 лет  Игра с куклой Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»...

Конспект занятия в средней группе:"Кукла Катя в гостях у ребят".

«Кукла Катя в гостях у ребят»Развлечение для детей Средней группы. Дети въезжают в зал на поезде.Воспитатель: На поезде веселомМы ехали сейчас.А поезд наш веселый,В зал привез всех нас.Нам солныш...

Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста «Кукла Катя в гостях у ребят»

Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи на тему: «Игрушки» для детей первой группы раннего возраста...

Конспект НОД с детьми первой младшей группы на тему: «Кукла Катя в гостях у ребят»

НОД с детьми в первой младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий, на тему: «Кукла Катя в гостях у ребят»Интеграция областей: «Познавательное развитие»Цель: ...

Методическая разработка Конспект НОД «Кукла Катя в гостях у ребят», с использованием игровых технологий для детей 1 младшей группы

Аннотация: Методическая разработка представляет собой Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Кукла Катя в гостях у ребят», с использованием игровых технологий для детей 1 м...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Кукла Катя в гостях у ребят».

Конспект НОД с детьми в первой младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «кукла Катя в гостях у ребят».

Социально-коммуникативное развитие: формирование понятия одежда и предметы одежды, основные цвета. Развитие речи, активизация словаря.Познавательное развитие: развитие у детей основы познавательных сп...