Работа кружка "Маленькие интеллектуалы" "Начинаем играть в шашки"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Завьялова Светлана Владимировна

«Начинаем играть  в шашки»

Цель: обучение игре в русские шашки.

Задачи: 1. Учить правилам расположения доски, расстановки шашек, правилам ходов и взятий.

               2. Развить произвольное внимание, мышление.

               3. Воспитывать умение играть, уважая  партнёра, неукоснительно соблюдать правила игры.

Ход занятия

- Ребята,  вы любите играть в настольные игры? Скажите, пожалуйста, в какие игры вы уже научились играть?  

(ответы детей)

-Молодцы! Вы всегда сможете интересно проводить  время со своими друзьями.

- А сегодня мы начнём учиться играть в русские шашки. Кто-то из вас, конечно, видел, как играют в эту игру взрослые. Может быть, кто-то пробовал уже сам. Давайте узнаем, что вы уже знаете о замечательной игре под названием русские шашки.

- Вот здесь у нас разные фигурки для игр (шахматная пешка, доминошка, шашка, карточка лото, карточка мэмори) – как вы думаете, какая из этих фигурок используется для игры в шашки?

-  Ты выбрал эту, хорошо. А кто думает по-другому? Правильно! Молодец! Именно эта фигурка используется для игры, в которую мы начнём сегодня учиться играть.

- А как же эта фигурка  называется? Давайте я буду использовать различные имена, которые ей дают маленькие ребята, которые учатся играть в шашки. А вы будете хором отвечать «да!» или «нет!», если название неверное.

Итак, начинаем!

Это фишка? – Нет!

Это доминошка? – Нет!

Это пешка? – Нет!

Это штучка? – Нет!

Это шашка? – Да!

Молодцы!

- Давайте теперь выберем игровое поле для шашек. Воспитатель поочерёдно показывает планшет для собирания мозаики, пустое квадратное игровое поле, игровое поле для игры с фишками. Шашечную доску он держит за спиной.  Дети хором говорят: «Нет!» в ответ на каждый вопрос воспитателя. Особой похвалы удостаивается ребёнок, который первым заметит, что среди игровых полей нет шашечной доски.

- Прежде всего,  юные шашисты – так называют ребятишек, которые учатся  играть в эту игру – должны научиться правильно располагать доску и правильно расставлять шашки. На передних столах у нас расставлены шашки. На одной доске всё сделано правильно, на остальных есть ошибки.  Сейчас мы  тихонько встанем и попробуем общими усилиями обнаружить, где какие ошибки сделаны. А потом вместе составим правила о том, как правильно готовиться к игре в шашки.

Детям предъявляются такие позиции:                                                                                      

 1. На доске расставлены только чёрные шашки с обеих сторон.

2. На доске расставлены чёрные и белые шашки, но чёрные расставлены по белым клеточкам, а белые по чёрным.

3. На доске расставлены чёрные и белые шашки, но у чёрных не хватает одной шашки, а у белых  одна шашка стоит в четвёртом ряду из-за чего кажется, что одной тоже не хватает, так как  одно место в третьем ряду пустует.

4. Все шашки расставлены правильно, но доска развёрнута поперёк.

5. Доска и шашки расставлены правильно.

Дети показывают, какие ошибки они обнаружили на каждой доске. Затем воспитатель предлагает вернуться к первой позиции, и ребята с его помощью  начинают формулировать правила:

1.     В шашки играют белыми и чёрными шашками.

2.     В шашки играют только по чёрным клеточкам, поэтому и белые, и чёрные шашки должны стоять  только на чёрных клеточках.

3.     Белые и чёрные шашки стоят в три  ряда, у белых и чёрных должно быть одинаковое количество шашек.

4.     Доску надо располагать так, чтобы белые шашки стояли на 1,2,3  горизонталях, а чёрные – на 6, 7 и 8.

Давайте теперь отдохнём! Физкультминутка на тему «Мы и шашки!»

-Дети под музыку и по команде воспитателя изображают с помощью мимических движений:
- раскрываем доску перед собой – несколько раз повторяем это движение;

- теперь достаём шашки из коробки:  белую - направо, чёрную – налево, белую направо – чёрную – налево;

-  ой, у нас шашки рассыпались, давайте собирать: нагнулись – подняли, присели - подняли;

- расставляем шашки – делаем движения, будто играем на фортепиано;

- перед игрой надо поприветствовать товарища: пожимают руки друг другу одной парой рук, потом другой и так несколько раз.                               

2-й вариант физкультминутки

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

 

-Садитесь, пожалуйста! Играть в шашки очень просто. Цель игры простая: оставить соперника без ходов: если ему нечем будет сделать ход, значит, он проиграл, а вы победили. Давайте теперь перевернём доски, которые лежат перед вами, и положим их вот так (показывает, как правильно) между играющими.

Чтобы играть, надо  знать, как шашка ходит и как она бьёт.

Посмотрите на рисунок номер один. Поставьте перед собой одну шашку на доску.  Здесь нарисовано, как ходит шашка. Правило, которое описывает ход пешки называется правилом усиков. Посмотрите на этого жука! Видите, как  у него торчат усы в разные стороны? Сделайте пальчиками такие же усы. Молодцы. А теперь вот так  же приставьте ваши пальцы-усики к  своей шашке. Ваши пальчики показывают клеточки, на которые может походить шашка. Шашка ходит только вперёд. Мы с вами играли в игру волки и овцы. Вспомните, кто там ходит так, как показано на первом рисунке?

-Правильно! Так ходят овцы, только вперёд.

 

Давайте посмотрим на второй рисунок. Здесь нарисовано, как  одна шашка может побить другую. Чтобы побить без ошибок, надо знать правило свободной  клеточки. Вот  оно. Первое условия взятия: шашки должны стоять рядом. Второе условие взятия: за чужой шашкой должна  быть свободная клеточка. Перепрыгнули и забрали её себе. Чем больше перепрыгнем – тем быстрее выиграем.  Как вы думаете, а почему на втором рисунке не две стрелки, а целых четыре?

 - Правильно! Шашка ходит только вперёд, а бьёт и вперёд и назад.

Давайте попробуем сыграть в шашки, а заодно проверим, выучили ли мы все правила, не будем ли мы ошибаться.  Играем четыре шашки против четырёх. Кто всегда ходит первым, помните?

-Да, белые! Начинаем?

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...