Мастер-класс для воспитателей "Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников"
консультация по математике на тему

Алтухова Юлия Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 Звёздочка»

 

 

 

 

 

Мастер-класс для воспитателей

 

«Дидактически игры в формировании математических представлений   у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Воспитатель: Алтухова Ю.А.

 

 

г. Камень – на –Оби

2014 г.

 

 

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала  по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.


Математика – наука
Хороша и всем нужна.
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?

Хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательные пособия.

«Умные клеточки»

Изготовить пособие не трудно. Для полноценного использования пособия его нужно сделать на каждого ребенка - поверьте, это того стоит!

Как использовать пособие?

1.При организации работы по ориентировке в пространстве:

- В старшем возрасте это пособие поможет научить детей действовать по схеме, заданной с помощью знаков

- В подготовительной группе это пособие поможет закрепить умение ориентироваться в тетради в клеточку. Ваша задача - подготовить только текст задания. Совет из опыта: придумывая задание, постарайтесь так продумать ходы, чтобы действия детей заканчивались в определенном месте на игровом поле, тогда удобно проверить правильность выполнения задания!

2. При организации работы на закрепление навыков порядкового счета:

- данное пособие - это многоэтажный дом - размещение фигур, (плоскостных изображений животных, мелких игрушек.) по этажам, по квартирам;

- данное пособие - это лифт - игрушка катается на лифте (поднимается на второй этаж, пятый.) ;

Развивающая игра " Стадион"

Цель игры:

-закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;

- развитие логического мышления - умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий;

-закреплять умение действовать по символу - " отрицание"

Материалы для игры:

игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине, карточки со знаками-символами;

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Игра способствует умению находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

Каждая божья коровка должна найти свою ромашку.

Ещё варианты:

-взять одну ромашку или божью коровку и подобрать «соседей», то есть предшествующее и последующее число;

-можно сравнить числа или цифры и поставит между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или «равно»;

- ну и что ещё подскажет фантазия.

«Помоги Степашке»

Эта игра проводится по принципу игры «Божьи коровки»

«Гаражи и автомобили»

Цель игры: закреплять представление детей о составе чисел первого десятка, о цифрах;  в старшей и подготовительной группе закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

«Мозаика»

Вам понадобиться: - Салфетки универсальные - Ножницы –Карандаш -Трафареты геометрических фигур

Данное пособие поможет:

Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет)

Развивать речь, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры:«Собери красивые бусы», «Напиши цифры», «Напиши букву», «Выложи предмет», «Найди пару», «Науди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

Древнекитайская головоломка «Танграм»

Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в сотни разнообразных фигур: силуэтов животных, людей, окружающих предметов.

Для изготовления этой головоломки вам понадобится плотный картон или всё та же универсальная салфетка. Квадрат разрезать на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Самое простое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трёх элементов. Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигурф по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть геометрические фигуры.

«Рыбалка»

Данная игра состоит из набора рыбок и цифр. Задания могут быть самые разнообразные. Например:

- «выловить» заданное количество рыбок,

- поймать нужную цифру,

- вычислить пример на сложение или вычитание и найти ответ и т.д.

«Калейдоскоп»

Игра развивает умение расчленять узор на геометрические фигурф разной формы, цвета и величины по образцу. Развивает  зрительное восприятие, внимание и ориентировку в пространстве. Совершенствует умение называть из каких фигур и в какой последовательности сложен узор.

Материал: Карточки с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путём наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

«Весёлые гусеницы»

Пособие «Весёлые гусеницы» связано крючком из отдельных деталей (кружочков) Это пособие можно использовать для обучения детей основным цветам, для различения величин: длинный - короткий, для обучения счёта, для развития мелкой моторики.

                           Логические головоломки Красноухова

Развивает логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память.

       Карточки-примеры в картинках на сложение и вычитание

                  Четвёртый лишний

          Пазлы:  Изучаем формы и геометрические фигуры

                Признаки и свойства предметов

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Вы сегодня много слушали, что-то Вам показалось знакомым, что-то новым, что-то Вы пропустили мимо ушей. Что-то Вы для себя взяли на заметку. Я хочу услышать от Вас ваше впечатление от нашей встречи, что Вам запомнилось.

Передавая огонек, поделитесь своими впечатлениями.

Спасибо Вам за теплые, добрые слова. Всем большое спасибо! Было приятно с Вами пообщаться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ster-klass_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.

Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....

Игры по формированию математических представлений у дошкольников

quot;Игры по формированию математических представлений у дошкольников"...

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....

Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников

Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...