Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

кошко людмила леонидовна

на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся  с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_maslenitsa.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП  и ознакомлению с окружающим миром в старшей  группе для детей  с ЗПР  по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»

Интеграция образовательных областей: « Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Лексическая тема:  «Народная культура и традиции»

Задачи:

Образовательные: 

-продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5);

- закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; закреплять умение на конкретных примерах устанавливать какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. 

-закреплять умение считать до5,

 -формировать элементарные представления о последовательности дней недели,

Коррекционно - развивающие:

-развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы

-развивать глазомер, умение находить предметы - длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему

-Развивать умение сравнивать предметы по размеру, соотносить одинаковые и разные по размеру  предметы на основе практических действий

Воспитательные :
- формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством;
- воспитывать у детей чувство коллективизма, дружбы и взаимопомощи

-воспитывать интерес к русскому фольклору, уважение к традициям и обычаям русского народа  

желание оказывать помощь

Демонстрационный материал: чучело масленицы, деревянные пятисоставные матрешки по количеству детей, 7 прямоугольников разного цвета, шапочка с изображением солнца, картинка к игре «Достань петуха с высокого столба»

Раздаточный материал: ленточки разной длины (3 размера) по количеству детей, набор цифр от 1 до 5 по количеству детей, дидактический материал к игре «Подбери заплатку» по количеству детей, картинка к игре «Достань петуха с высокого столба»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент :

Педагог и дети настраиваются на общение (берутся за руки и встают в круг).

"Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить!!!"

Воспитатель: "Ребята, я к вам  сегодня пришла и сюрприз принесла. Это неживое существо. Оно сделано для праздника. Напоминает куклу. Догадайтесь, что это?"

 Ответы детей.

-Вы правы.  Чучело - это прощальный образ зимы.

                 ( выставляю чучело масленицы)

Воспитатель:

"Здравствуй, Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне. Как вы думаете, ребята,  а чего нашей гостьюшке не хватает?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Вот и одежда. Одёжка на диво: удобна и красива!  Надо бы ленты цветные  нам взять и на  рукава повязать!

Ребята, посмотрите, перед вами  лежат ленточки. Но они все разной длины. А  нашей  Масленице  подойдут ленточки только вот такого  размера (показываю образец)

Воспитатель: каким  способом можно определить длину лент?

Дети: Способом наложения. Способом  приложения

Дети выполняют задание (показывают выбранную ленту)

Воспитатель:

-Какую ленточку по длине  вы выбрали?

Дети: такой же длины  как  образец.

Воспитатель: Как про эти ленточки можно сказать по- другому?

Дети: ленты одинаковые по длине

 Воспитатель: Ленточки выбраны, пора и Масленицу нарядить.

Дети наряжают Масленицу.

Воспитатель: " Вот какая получилась красавица! И я к вам в гости собиралась и красиво наряжалась! Вы должны мне быть под стать. Молодчики, ай да -  рубахи надевать. Девицы красные, разбирайте платки атласные!  (дети одевают наряды)

Масленица - это самый древний, самый любимый в народе праздник. Его отмечают в конце зимы - начале весны. Зима в России долгая, суровая, снежная. Поэтому  и старые, и молодые радуются ярким солнечным лучам, ясному небу, звонкому чириканью шустрых воробьёв. Масленицу в народе как только не величают! И широкая, и весёлая, и объедуха, и разгульная, и раздольная. Масличные гуляния продолжаются целую неделю.

-Предлагаю и вам вспомнить дни недели. Будем называть их по порядку и обозначать прямоугольниками разного  цвета.

Воспитатель:1-й день недели как называется?

Дети: Понедельник

Воспитатель: Как называется  второй, третий…день недели

Воспитатель: Какой день недели будет следующим после среды?

Сколько всего дней недели? (7)

Воспитатель: Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения и пр.:
 1.Понедельник - "встреча",

2. вторник - "заигрыш",
 3.среда - "лакомка", "разгул", "перелом",
4. четверг - "разгуляй - четверток", "широкий",
5. пятница - "тёщины вечера", "тёщины вечерки",
6.суббота - "золовкины посиделки", "проводы",
7.воскресенье - "прощеный день".
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая; боярыня-масленица, госпожа масленица".

Воспитатель: Какой сегодня день недели? (вторник)

Вторник - заигрыш; в этот день проходят игры, забавы, угощение блинами

Воспитатель: Ребята, как  вы думаете,  кого  можно угощать блинами на масленицу?

Дети: Угощать можно друзей, гостей…

Воспитатель: К нам  сегодня  тоже гости пришли, но  кто они такие вы узнаете, отгадав загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что  матрёшки – веселушки да затейницы,  любят прятаться друг в дружку. Выбирайте  себе матрешку и доставайте всех подружек.

(дети выбирают себе матрешку)

Воспитатель: Ребята посчитайте матрешек

(Дети пересчитывают матрешек  - один, ……., пять.)

Воспитатель: Сколько всего матрешек? (пять)
- Какая по счёту самая большая матрёшка? ( первая)

-Какой цифрой  обозначим? Покажите ее.
- А какая по счёту самая маленькая матрёшка? ( пятая)

-Какой цифрой  обозначим? Покажите ее.

-Какая матрешка по счету средняя? Покажите её.

-Какой цифрой  обозначим? Покажите ее.

Воспитатель: На славу потрудились, пора и повеселиться.
Физкультминутка

Дети поют песню солнцу и играют в игру с солнцем. 

 «Игра с Солнцем»

Ход игры. В центре круга — «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца).

Дети хором произносят: Гори, солнце, ярче — Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» — «солнце» догоняет детей. «Слава Солнцу» Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Воспитатель:  Ребята, пока мы с вами играли. Матрешки заскучали, платочками играли. У матрёшек испортились платочки, давайте им поможем починить их, залатать. Посмотрите ребята, подойдет ли этот лоскуток к платочку? (нет), а этот (да). Теперь посмотрите на ваши платочки и подберите лоскутки.
     (Дидактическое упражнение  «Подбери узор»)
Воспитатель: Наши гости порезвились, наигрались да проголодались. Пора бы им подкрепиться. Как  вы знаете у  масленицы герой один. Круглый, вкусный и зовут его  все... (блин).   Какого цвета блин? (желтого).   На какую геометрическую фигуру похож блин? (круг).

Воспитатель: Перед вами  лежат блины - круги разного размера.  Угостите матрешек блинами. Как вы думаете, самой большой матрешке какого размера блин дадите?   Учитывайте размер матрешек и размер блинов

Дети выполняют задание.

Воспитатель: " Кто- то блинчики съедает, кто- то много так болтает, кто- то чай тут распивает, кто-то песни запевает. А давайте с вами  позабавимся.

Вспомним масленичную игру « Достань петуха с высокого столба». 

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Все петухи спрятаны в клетках, видны лишь лапки. Смотрите внимательно и отвечайте, сколько петухов спряталось.

Воспитатель: Дети старшей группы, сколько вы нашли петухов на своей картинке?

Дети: Мы нашли двух петухов. У петуха 2 лапки, а мы увидели 4 лапки, значит петухов 2.

 Подведение итогов НОД

Воспитатель:

"Не всё коту масленица. Всё заканчивается в своё время. Благодарна вам я за весёлые забавы, пляски удалые, слова  да дела разумные. Что запомнилось, сказывайте, не робейте".

Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилось? Какое задание  было трудно выполнять?  Как вы думаете, что следует сделать, чтобы трудностей больше не повторилось?

Воспитатель: Я благодарю вас за активность. А масленицу  будем еще всю неделю привечать. А в выходные провожать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема: «Опасные предметы»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.Рассказать д...

Конспект занятия по ОО "Познание" (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе детского сада тема: «Виды ткани» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект занятия по ОО "Познание" (ознакомление с окружающим миром)в подготовительной группе детского сада тема: «Виды ткани»в рамках недели "Наука и экспериментирование"Программное содержание:Об...

Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»

Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...

Конспект ОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной подгруппы на тему: «Интересные, удивительные предметы»

- формировать представления детей о рукотворном и природном мире;подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы....

Конспект интегрированного занятия (развитие речи – ознакомление с окружающим миром) Итоговое занятие за первое полугодие во 2-ой младшей группе Тема: Драматизация русской народной сказки «Репка»

продолжаем развивать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для ее проведения;- обучаем детей вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, учить произносить ...