Конспект совместной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Как ребята цифру 5 спасли».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Задачи:

Знания:

1. Закрепить у детей умение определять предыдущее, последующее число к обозначенному цифрой в пределах десяти.

2. Закрепить у детей последовательность названия дней недели и умение составлять ее от названного дня.  

3. Закреплять у детей умение видеть, различать и называть знакомые геометрические фигуры.  

4. Закрепить у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

 5. Развитие у детей представлений о составе чисел( шесть — десять ) из двух меньших.

6. Продолжать упражнять  детей в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

Отношения:

1.Развивать у детей логическое мышление, память, воображение, внимание.

2.Прививать  детям интерес к занятиям по математике.

3.Развивать у детей смекалку, зрительную память.

 4.Воспитывать у детей умение понимать учебную задачу и     выполнять её самостоятельно.

5.Воспитывать у детей дружеские чувства друг к другу и коммуникативные навыки.

 Действия:

1.Закрепить у детей навыки ориентировки  на листе бумаги в клетку.

           2. Формировать  у детей умение моделирования отношений «часть —    целое» и   выделения компонентов  задачи в процессе придумывания задач по рассказу,   содержащему числа.

           3. Закрепить у детей навыки счета в пределах 10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_femp.docx968.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ детский сад №153 «Олеся»

                      Конспект совместной деятельности  по ФЭМП                      

                            в подготовительной к школе группе

 «Как ребята цифру 5 спасли».

                                       

                                              Подготовила:

                                               Лушакова О.В.


                                           Тольятти, 2015

Программное содержание: продолжать формировать  и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Знания:

1. Закрепить у детей умение определять предыдущее, последующее число к обозначенному цифрой в пределах десяти.

2. Закрепить у детей последовательность названия дней недели и умение составлять ее от названного дня.  

3. Закреплять у детей умение видеть, различать и называть знакомые геометрические фигуры.  

4. Закрепить у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

 5. Развитие у детей представлений о составе чисел( шесть — десять ) из двух меньших.

6. Продолжать упражнять  детей в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

Отношения:

1.Развивать у детей логическое мышление, память, воображение, внимание.

2.Прививать  детям интерес к занятиям по математике.

3.Развивать у детей смекалку, зрительную память.

 4.Воспитывать у детей умение понимать учебную задачу и     выполнять её самостоятельно.

5.Воспитывать у детей дружеские чувства друг к другу и коммуникативные навыки.

 Действия: 

1.Закрепить у детей навыки ориентировки  на листе бумаги в клетку.

           2. Формировать  у детей умение моделирования отношений «часть —    целое» и   выделения компонентов  задачи в процессе придумывания задач по рассказу,   содержащему числа.

           3. Закрепить у детей навыки счета в пределах 10.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки, решение логических задач, решение простых арифметических задач, работа в тетрадях – ориентировка на листе бумаги.

Демонстрационный материал: Мультимедийное оборудование, карточки с названиями дней недели, кубик с цифрами на гранях.

Раздаточный материал: Математические наборы цифр до 10 и знаков, карточки с цифрой пять, карандаши, тетради.

     Методические приёмы:

 Игровые технологии: использование сюрпризных моментов ,

Д/и «Неделя стройся», Д/и «Назови число»

ИКТ (использование слайдов). 

Здровьесберегающие технологии: физкультминутка «Все умеем мы считать», пальчиковая гимнастика «Налим».

Словесные (беседа, напоминание, указание, вопросы, поощрения).

ХОД  ООД:   

 

-  Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, а какие оценки вы хотели бы получать?   

 -  Сегодня в гости к вам я пригласила цифру 5, но она куда-то пропала, а без нее нельзя научиться  правильно, считать, получать «отлично» в школе.  Давайте вспомним, где находится цифра 5 в числовом ряду. Для этого я предлагаю вам построить числовой ряд (дети выкладывают числа у себя на столе,  замечают, что цифры 5 нет в числовом ряду.)

- Возьмите цифру 5 и расположите ее правильно.

- Уточните, между какими цифрами находилась пятерка. 

- Ребята,  я сейчас раздам вам по одной цифре, постройте, пожалуйста, числовой ряд.

- Вы готовы? Числовой ряд стройся!

Дети рассматривают свою цифру и цифры других детей, по команде воспитателя строятся в числовой ряд. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми анализирует качество его выполнения.

 - Ребята, я вспомнила, сегодня  утром, на столе,  увидела вот это письмо. Давайте его прочтём, может оно нам объяснит, в чём дело. Читает письмо:

«Чтоб «5» вам спасти –

Нужно много вам пройти:

Сложные задания, забавные свидания,

Всё вы встретите в пути,  

А помогут вам идти –

Все ваши знания.

«Шапокляк ».

(Слайд №1 « Шапокляк»)

- Вот в чем дело! Шапокляк плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками. Но нам это не подходит.

Что же нам делать?  ( Спасти «5»).

- Мы отправимся  в путешествие по стране Математике, выполним задания Шапокляк  и вернём цифру 5.

-В первом задании Шапокляк просит нас вспомнить последовательность дней недели. Кто хочет участвовать в первом задании? Поднимите руки.

Д/и «Неделя стройся»

Детям, желающим выполнить задание, раздаются карточки с названиями дней недели. Когда  все «дни недели» выстроились по порядку, воспитатель просит поднять свое название (попрыгать, присесть, встать на цыпочки) «день недели», который идет после какого-то или  до какого-то дня. Затем воспитатель предлагает всем детям разойтись и по сигналу встать опять друг за другом, начав ряд, например, со  (среды, пятницы).

- С первым заданием мы справились. Теперь  Шапокляк хочет проверить знаем ли мы геометрические фигуры. Посмотрите внимательно на слайд и назовите, какие геометрические фигуры вы видите?  

(Слайд 2 «Геометрические фигуры»)

-Что можно сказать о количестве треугольников и овалов?

 -Каких фигур больше?

-На сколько прямоугольников меньше, чем треугольников?

-Сколько на слайде квадратов?

-Сколько на слайде кругов?

-Сколько на слайде трапеций? Сколько ромбов? Что можно сказать об их количестве?

-Вы правильно ответили.

И со вторым заданием мы справились.

-Приступаем к третьему заданию. Ребята, открываем наши рабочие тетради и пишем математический диктант, который для нас приготовила Шапокляк.

В центре - солнышко,

в левом верхнем углу - треугольник,

в левом нижнем – овал,

в правом  верхнем - квадрат,

в правом  нижнем – прямоугольник.

- Молодцы, все справились с заданием. Пришло время отдохнуть. Давайте перейдем на наш ковер и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Все умеем мы считать»

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Д/и «Найди число»

Дети по очереди  бросают кубик. В соответствии с «выпавшим» числом называют второе число так, чтобы вместе они составили, например семь. Ребенок, не правильно назвавший число, выбывает из игры.  Если дети хорошо справляются с заданием, можно изменять числа, которые требуется получить.

-А теперь, давайте, пройдем на свои места, для того, чтобы выполнить следующие задания Шапокляк.

-Решим математические задачки.

(Слайд №3 « Дерево с птицами на верхних ветках»)

-Перед нами дерево, на котором сидят перелетные птицы. Нам нужно сосчитать их, то есть решить арифметическую задачу.

 -Давайте вспомним, из каких частей состоит задача (условие, вопрос, ответ)

-Если в вопросе есть слово "осталось", какой арифметический знак нужно поставить.  ( -)

-Если "всего стало"  ( +).

-Первая задачка. Слушайте внимательно.

- На верхнюю левую ветку прилетело 2 ласточки, на правую верхнюю ветку прилетело 2 скворца.

 -Сколько всего птиц прилетело на дерево?

-Что нужно сделать? (нужно к 2 ласточкам прибавить 2 скворца)

- Сколько стало птиц? (4).

    (Воспитатель предлагает детям повторить условие и вопрос задачи)

- Какая модель подойдет к решению этой задачи, покажите, пожалуйста?

Ч+Ч=Ц   или Ц-Ч=Ч?   (Ч+Ч=Ц).  

- Отметьте условие задачи на числовой оси.

-Как записать арифметическое действие ?(2+2=4)

-А теперь, выложите у себя на столах арифметическое действие.

- Вторая задачка. 

(Слайд №4 «Дерево с птицами на нижних ветках»)

-На левую нижнюю ветку прилетело 2 грача, а на правую нижнюю ветку 3 кукушки. Сколько всего птиц прилетело на ветку?

- Повторите условие задачи.

- Повторите вопрос задачи.

- Какая модель подойдет к решению этой задачи, покажите, пожалуйста?

Ч+Ч=Ц   или Ц-Ч=Ч?   (Ч+Ч=Ц).  

- Отметьте условие задачи на числовой оси.

-Как записать арифметическое действие ?

-Выложите самостоятельно арифметическое действие.

(Дети  на столах выкладывают арифметическое действие  (2+3=5)

- Молодцы ребята, наши птицы подсчитаны. Устали немного? (да). Тогда давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Налим» 

Жил в реке один налим,           Медленные движения соединенными ладонями,   имитирующие плавание.

 Два ерша дружили с ним.         Движения ладонями с двух сторон

Прилетели к ним три утки         Взмахи ладонями

По четыре раза в сутки,

Научили их считать                  Сжать кулачки

Раз, два, три, четыре, пять.  Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших

- Итак, нам осталось справиться с последним заданием, которое называется« Графический диктант». Берем тетради, карандаши и слушаем меня очень внимательно. Это наше последнее задание, которое поможет нам найти цифру пять. Задание сложное, поэтому я буду выполнять его вместе с вами на доске.

-Начинаем:3 клетки вниз. 2 клетки вправо. 2 клетки вниз. 2 клетки влево. 1 клетка вниз. 3 клетки вправо. 4 клетки вверх. 2 клетки влево. 1 клетка вверх. 2 клетки вправо. 1 клетка вверх.3 клетки влево.

- Дети, что за цифра у вас получилась? (5)

-Слышите, ребята,  к  нам кто- то идёт.

(Входит взрослый и передаёт конверт)

(Слайд №5 «Шапокляк»)

- Ребята, в конверте записка, давайте её прочтём:

«Спасибо вам, ребятушки за старание и умения!

Постарались вы, ребята,

Я, поверьте, очень рада.

Цифру 5 вам возвращаю,

Хоть души я в ней не чаю,

Детям цифра 5 нужней.

С ней учеба веселей».

- Ребята, вот Шапокляк и вернула  нам всем цифру пять, которую вы заслужили (педагог раздаёт всем детям карточку с цифрой пять).

- Ну что , мы с вами, с помощью  силы знаний разыскали и вернули  цифру 5. Давайте её вернём на своё место в числовом ряду. 

-Вам понравилось сегодняшнее путешествие?  

-Что вам понравилось больше всего?  

- А какие задания вам показались самыми трудными?  

-Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось вернуть цифру 5.

(Педагог поощряет детей.)

Логика образовательной деятельности

Слайды

Вид

 деятельности  

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

C:\Users\Ольга\Desktop\Шапокляк.jpg

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Игровая

Воспитатель предлагает вспомнить, где находится цифра 5 в числовом ряду и построить числовой ряд.

Воспитатель читает детям письмо от Шапокляк.

Воспитатель проводит Д/и «Неделя стройся».

Дети выполняют задание.

Дети слушают письмо и соглашаются помочь спасти пятерку.

Дети выполняют задание с карточками дней недели.

Сформировано  умение выполнять задание

Положительный настрой детей на деятельность.

Сформировано умение  у детей выстраивать дни недели по порядку.

Коммуникативная 

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

 

Воспитатель предлагает ответить на вопросы по слайду с геометрическими фигурами.

Воспитатель предлагает детям написать в тетрадях математический диктант.

Воспитателем проводится физкультминутка «Все умеем мы считать»

Воспитатель проводит  Д/и «Найди число»

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя

Дети пишут в тетрадях математический диктант.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети ловят кубик и называют недостающее число

Развито внимание, умение различать и считать геометрические фигуры.

У детей закрепились пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу. Развито логическое мышление, память, внимание.

Развито умение выполнять двигательные действия под стихотворный текст.

 У детей развито представление о составе чисел из двух меньших

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Воспитатель предлагает решить задачу и записать арифметическое действие к ней.

Дети выполняют задание.

Сформировано умение детей решать арифметическую задачу путем сложения двух чисел и составления арифметического действия к ней. Развито умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Воспитатель предлагает решить задачу и записать арифметическое действие к ней.

Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику «Налим»

Воспитатель предлагает детям выполнить «Графический диктант»

Дети выполняют задание.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют задание под диктовку воспитателя

Сформировано умение детей решать арифметическую задачу путем сложения двух чисел и составления арифметического действия к ней.

 Развито умение выполнять двигательные действия под стихотворный текст. Развитие мелкой моторики рук.

У детей закреплены навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; навыки счета в пределах 5.

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Воспитатель читает записку от  Шапокляк. Раздает детям карточки с цифрой 5 и просит вернуть ее на свое место в числовом ряду.

Педагог поощряет детей

Дети слушают.

Возвращают цифру пять на свое место в числовом ряду.

Дети рады, что помогли отыскать цифру 5.

Развитие у детей интереса к занятиям по математике. Воспитание дружеских чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Правила дорожного движения"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группыПравила дорожного движения...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".

Цель совместной деятельности  - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»

Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»

В занимательной форме  дети закрепляют теоретический и практический  материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"...