"Развитие у детей сообразительности, смекалки, логического мышления в результате использования планомерного наблюдения, обобщения, сравнения и противопоставления, выявления взаимоотношений между частями и целым"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Булатова Екатерина Игоревна

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше использовать "стихию ребенка"--ИГРУ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_detey.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей

В наше время,  в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» в смысле, математика далеко не всем будет нужна), уже умерла. Не секрет, что сегодня для достижения успеха в жизни мало обладать конкретными знаниями – необходимо уметь думать, рассуждать, объяснять. А в этом поможет только математика, особое значение которой – умственное воспитание, развитие интеллекта.

Результатом обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. У детей формирование и развитие логического мышления должно осуществляться своевременно. Главное – не упустить!

В современных программах дошкольного образования большое внимание уделяется логическому мышлению. Важно развивать не только представления об окружающем мире учить детей конкретным умениям: считать, писать, измерять, вычислять, но и логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы, обобщать, классифицировать представления и понятия.

Мышление ребенка – дошкольника – наглядно-образное, ребенок мыслит образами, представлениями. Но у некоторых детей могут быть развиты элементы словесно-логического мышления.

Какой бы предмет ребенок не изучал, он использует в  своей познавательной деятельности логические приемы мышления. В логическом мышлении также обращается внимание и на развитие речи ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. В заданиях на логическое мышление может быть несколько ответов, поэтому надо их найти.

Логическому мышлению детей младшего возраста нужно начинать учить постепенно. В 3-4 года познания детьми свойств и отношений проходит в основном в практической или игровой деятельности. Для этого в пространство по математическому развитию были внесены разные предметы, отличающиеся по цвету, форме(разные матрешки, геометрические фигуры, посуда. пирамидки, блоки  Дьенеша…)

На первом этапе дети сравнивают предметы по цвету; по форме и цвету. Дети учатся самостоятельно находить эти свойства. Можно использовать игры «Найди такой же», «Найди одинаковые».Когда дети освоят эти свойства, для закрепления можно использовать блоки Дьенеша (Задания: «Найди все фигуры, как эта», «Найди не такую фигуру, как эта»).В младшей группе словарный запас невелик, поэтому детям достаточно назвать сходства и различия, не  объясняя, почему они так думают.

В возрасте 4-5 лет дети уже могут объяснить выполняемые и выполненные действия. Здесь развивается речь ребенка. В этом возрасте  дети учатся оперировать свойствами, отношениями объектов, числами:  выявляют простейшие изменения объектов по форме, величине.

Для умственной активности ребенка создаются условия и обстановка, благоприятная для детей. Используются игры с блоками Дьенеша, но уже с усложнением задания, вводится не 1-2 признаков, как в младшей группе, а 3 признака.

Конечно, не всем детям дается легко, поэтому для более слабых детей создаются игровые ситуации, занятия индивидуально. Дети с высоким уровнем развития могут играть самостоятельно в такие игры и упражнения, как «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Сложи узор»…

В разных видах математической деятельности предлагается детям использовать «правила»- схемы последовательности действий, которые показаны стрелками(такие игровые упражнения как «Едем в гости», «Путешествие колобка»)

В старшем возрасте дети проявляют большой интерес к знаковым системам, выполнению арифметических действий с числами. При решении логических задач дети сами учатся объяснять последовательность своих мыслей, могут доказать свой выбор. Здесь можно использовать такие игры и упражнения: «Что лишнее», «Ориентировка», «Найди отличия»,»Магазин», «Логический поезд».Также продолжается работа с блоками Дьенеша, только берется уже 2-3 обруча.

Уровень логического мышления у детей разный :с высоким уровнем развития детям даются более сложные задания, где требуется творческое решение; дети со средним и низким уровнем развития—работа ведется индивидуально.

Для более успешного развития у детей сообразительности, смекалки, логического мышления с родителями проводится беседа о том. Как правильно и результативно организовать свободное время ребенка(предложить просто и в игровой форме поиграть в «математику»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...

Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по  использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....