Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Петрова Светлана Владимировна

В данном разделе представленны конспекты занятий и опыт работы по разделу ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike1.docx19 КБ
Файл konspekt_po_femp2.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по математике «Путешествие на остров знаний». Подготовительная группа

Описание материала: Занятие по математике в подготовительной к школе группе.

Занятие по математике в подготовительной к школе группе.
Цель:Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Задачи:
Обучающие: Закреплять знания о днях недели, закреплять названия и свойства геометрических фигур, умение решать текстовые стихотворные задачи. Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу, называть чётные и нечётные числа. Закреплять умение находить и называть цифры в пределах 20. Продолжать учить объяснять структуру арифметической задачи, уметь вычленять условие задачи, формулировать ответ. Записывать решение с помощью чисел и знаков. Сравнивать множества способов о опосредованного сравнения.
Развивающие:Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.
Воспитательные:Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: Письмо от феи, мостик, сундучок, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник ), мольберт, дом гномов, гномы-дни недели, 3 цветка с лепестками-цифрами, карточки «Хватит ли девочкам конфет?», наборы цифр и арифметических знаков, картинки на составление задач, сюрпризы для детей, музыка-запись.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «физическая культура».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная, восприятие текстового стихотворения.

Формы работы: игровая, беседа, отгадывание загадок, слушание, обсуждение, решение, чтение.

Ход занятия:

- Дети я сегодня пришла в детский сад и нашла необычное письмо, адресованное вам. Давайте его прочтём. Интересно, что же в нём?

Педагог читает письмо:

«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы сообразительные, внимательные, многому научились. Хотите проверить свои знания? Я приглашаю отправиться на мой любимый остров знаний. Я приготовила для вас задания. Надеюсь вы с ними справитесь.» - Фея знаний.

- Посмотрите дети, у нас на пути мостик. Давайте по нему пройдём и на остров попадём.

- Вот мы и на острове. Посмотрите какой-то сундучок. Что же в нём?

Педагог находит послание от феи: сундучок не открывайте, а что в нём вы угадайте? Слушайте внимательно:

  1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины (квадрат)

Почему вы думаете, что это квадрат? (все стороны равны)

  1. Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. (прямоугольник)

Почему вы думаете, что это прямоугольник? (2 - длинные стороны, 2 – короткие)

3.Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

Кто же я такой друзья?

Назовите вы меня. (круг)

Почему думаете, что это круг? (нет углов)

4.Три сторонки, три угла,
Отвечайте кто же я? (треугольник)

- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Что это? Геометрические фигуры.

- Какие ещё вы знаете?(овал, трапеция, куб, шар, многоугольник).

- С первым заданием мы справились, идём дальше. Посмотрите, чей-то дом. Вы загадку отгадайте, кто живёт в нём вы узнайте.

Загадывает загадку:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом

Попрощается последний

Появляется передний.

Что же это за братцы? (Дни недели).

- Это гномы. По их колпакам мы определяем какой день недели. Разыгрались, расшалились и перепутались. Вам задание: расставить гномов по- порядку. Каждый гном – день недели.

Дети выполняют задание и называют каждый день недели.

- Сколько гномов? (ровно 7).

- Почему? Потому что в неделе семь дней.

И с этим заданием мы справились. Посмотрите, дети, какие интересные цветы расцвели на этом острове. Что мы видим на лепестках этих цветов? (цифры)

Игра «Вставь пропущенное число».

- На всех ли лепестках есть цифры? Вам задание: нужно вставить пропущенные числа на лепестках и найти отличия у трёх цветов. На первом цифры идут по порядку. На втором - чётные числа парами. На третьем - нечётные.

- И с этим заданием мы справились. А сейчас 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю поиграть.

Игра «Найди своё место».

Стоят стульчики по кругу – на спинках номера. Детям раздаются цветы с цифрами. Звучит музыка – дети гуляют. С окончанием музыки – дети находят стульчик с таким же номером, который у них на цветке. Педагог спрашивает, у кого какой номер.1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

Свежим воздухом подышим.

А сейчас за стол садитесь

Задания выполняйте – не ленитесь.

Дети садятся за столы.

Игра – задание «Хватит ли девочкам конфет?»

На столе перед каждым карточки с рисунком. Предложить рассмотреть. А теперь давайте порассуждаем. Как узнать, хватит ли девочкам конфет. Наложить, приложить нельзя. Сгибать не будем, можем запутаться. Что же нам делать? Как вы думаете? Итог – раздать конфеты с помощью линий. Дети рисуют линии, устанавливая таким образом взаимно – однозначные соответствия. Ответ: конфет хватит всем. Их оказалось больше: одна конфета лишняя.

- И с этим заданием мы справились. А нам ещё Фея прислала картинки и предлагает составить по ним задачи. Давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос). Рассматриваем первую картинку.

- Про кого будем составлять задачу? (уточек).

- Условие? Задайте вопрос к задаче? Запишите и прочитайте решение задачи. По такому же принципу решают 2 задачу, но уже на вычитание, формулируя вопрос по - другому. (сколько осталось?)

- Но вот и подошло к концу наше путешествие. А вы помните, какие задания мы с вами выполняли?Ответы детей.

- Дети, а Фея знаний оставила нам послание. Хотите прочесть?

Дети читают:

"Молодцы! Я вами очень довольна.

В школе хорошо учитесь, не ленитесь

За ваше старание, внимание

Я хочу вас угостить чем – то

Не кислым и не горьким, не

Очень полезным, но зато полезным

Для вашего хорошего настроения!"- Фея знаний.

Дети получают сладкие призы!

- А теперь возвращаемся в свой детский сад.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Тема: «Путешествие в страну «волшебных» часов»

Цель: продолжать знакомить детей с часами, с их разнообразием, учить детей определять время, контролировать время по часам в процессе выполнения разнообразной деятельности. Учить отгадывать загадки.

Развивать у детей внимательность, логическое мышление. Память.

 Формировать чувство удовлетворенности от умения выполнять задания на время. Воспитывать у детей интерес к занятию, оказывать помощь ближнему.

                                                    Ход занятия

Воспитатель:  Дети, какое у вас настроение? А давайте, чтобы настроение у вас было еще лучше, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу самой доброй и ласковой, теплой улыбкой. Посмотрите на меня. Я дарю вам свою улыбку и желаю вам здоровья. Вы готовы меня слушать?

Стук в дверь.  Входит почтальон Печкин.

На печке мало я лежу, бока я редко грею

Открытки, письма разношу  и вовсе не старею.

Но письмо вам не отдам, я задание вам дам.

Какое ещё задание? Отгадайте мою загадку.

Загадки:

Рта нет, а говорю.

Ног нет, а я хожу. Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно - это часы.  А у нас, Печкин, есть вот такие песочные часы. Ребята, вы их узнали? Они нам будут помогать сегодня.

Почтальон отдаёт письмо и уходит.

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Мы маленькие человечки, живём в стране волшебных часов. Злая волшебница тьмы заколдовала все наши часы и мы перепутали день с ночью.  Помогите нам, пожалуйста. На вашем пути будут встречаться конверты, в которых вопросы, их нужно разгадать. Будьте очень внимательны. Мы на вас рассчитываем».

Воспитатель: Предлагаю  отправиться в путешествие в  страну волшебных часов. Если мы всё правильно будем отгадывать, то будет звенеть колокольчик. Готовы?

Если дело не идёт и не спориться работа,

Друг всегда к тебе придёт, с другом справишься в два счёта.

Давайте будем помогать друг другу.

Отправимся в путешествие на поезде. Кондуктор раздаст билеты с номерами ваших мест. Каждый садиться только на свое место. Все правильно сели?

Станция:  «История часов»

1 конверт - как люди узнавали раньше время?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда не было еще часов, люди узнавали  время по солнцу. Когда солнце всходит - это утро, долго-долго светит - день, а когда начинается закат – это вечер. Темнеет – это ночь.

Узнавали ещё и по растениям. Разные цветы в разное время раскрывались и закрывались. ( Слайд)

С помощью кого еще можно узнавать время?   Отгадайте загадку:

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом – и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. Кто он?  (Петух.)

Оказывается петух 3 раза кричит утром, 2 раза –глубокой ночью,  1 раз –в полночь. (Слайд)

Вторая станция: «Угадай - ка»

2 конверт - что за часы изображены на картинках? ( Слайд)

Настенные часы, наручные, будильник, песочные, электронные, башенные, часы с кукушкой,

Башенные часы очень красивые и большие. Стрелки золотые и бьют так, что слышно очень далеко.

Воспитатель: Где изготовляют часы?

Дети: На часовом заводе.

Каких часов на свете нет, и в каждых свой секрет.

Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие: бом-бом-бом!

На весь дом.

Эти часы уличные на столбе – знакомы тебе?

Они здесь очень нужны.

Стрелки – великаны издали видны.

А ходики-избушки. В них живут кукушки.

Окошко распахнётся, кукушка встрепенётся

Ку-ку-ку-ку.

Как в лесу, на суку.

А будильник с вечера заведёшь

И спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудит – не забудет.

Третья станция: «Физкультминутка»

Давайте, ребята немного отдохнём.

Тик-так, тик-так,

 В доме кто умеет так?

 Это маятник в часах,

 Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

 А в часах сидит кукушка,

 У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

 Прокукует птичка время,

 Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

 Стрелки движутся по кругу.

 Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

 Повернёмся мы с тобой

 Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

 А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

 Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

 А бывает, что спешат,

 Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

 Если их не заведут,

 То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель: Молодцы.

Четвертая станция «Страна волшебных часов»

Воспитатель: Из каких частей состоят часы? У часов есть циферблат, на нем цифры

Есть  стрелки.  Какие они? Одна большая, другая маленькая. Что они означают? Большая- показывает часы, а маленькая - минуты. Но есть совсем тоненькая стрелка – она обозначает секунды. Для чего нужны часы? Чтобы узнавать время. Минута-60 секунд. Что больше 1 минутка или 3? Да 3 минуты – это 1 мин, ещё 1 мин и ёщё 1 мин . Стрелка 3 раза обойдёт круг.         

Кот  Антипка жил у нас

Он вставал с лежанки в час.

В 2 на кухне ел сосиски,

В 3 сметану ел из миски,

Он в 4 умывался,

В 5- по коврику валялся,

В 6 -тащил сельдей из кадки,

В 7 -играл с мышами в прятки,

В 8- хитро щурил глазки,

В 9- ел и слушал сказки,

В 10 - шёл к лежанке снова,

Потому что в час вставать.

На столах лежат «волшебные» часы. Вам надо правильно показать время. (3 часа, 11 часов, 5 часов и т.д.).

Дети работают с моделями часов.

Молодцы!

Воспитатель: Что за звон?

Да это же волшебство здесь происходит. Наши человечки оживают. Всё наладилось.  Мы помогли  прогнать злую волшебницу тьмы. Вот наше путешествие и закончилось.  Какие вы молодцы!

Вы были активными, сообразительными, дружными и заслужили награду от жителей страны «волшебных часов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...