Авторская программа " Занимательная Математика"
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме

перспективный план кружковой работы по позновательному развитию для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya.docx85.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамское бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад присмотра и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями №69"

 

                                                                             

                      Утверждаю                                                                           Утверждаю

кандидат психологических наук,доцент                                     заведуюший МБДОУ №69

________________Э. Н. Ахметшина                                           ________ С. Б. Симачкова

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

по математике

« Занимательная  математика »

http://player.myshared.ru/89322/data/images/img6.jpg

Составила воспитатель

                                                                                              МБДОУ №  69  

                                                                                      Хасанова Альбина

                                                                             Мансуровна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Программно-методическое обеспечение работы программы "Занимательная математика"

3. Ожидаемые результаты

4. Мониторинг

1. Пояснительная записка.

         

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливает с помогает в этом взрослому игра.

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
        Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника  Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

 Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Игралочка», учебно-методических пособий: «Математика в детском саду» В. П. Новиковой и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей

        1.1. Цель и задачи программы  " Занимательная математика"

        Цель.

        Расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

         Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

        Задачи:

1. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2. Формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3. Обогащать и активизировать словарь детей.

        Принципы посроения программы:

1. Доступность предполагаемого материала, соотвествие возрастным особенностям детей;

2. Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

3. Личностно-ориентированный подход к детям;

4. Изучение интересов и потребностей детей;

5. Практическое участие и наглядное оформление;

6. Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

         1.2.Формы организации детей: 

- Индивидуальные;

- Подгрупповые;

- Групповые. 

        1.3. Формы работы с детьми:

- Игра;

- Ситуативный разговор;

- Беседа;

-работа в парах;

- Интегративная деятельность;

- Проблемная ситуация.

        1.4. Методы работы с детьми:   

- Словесные;

- Наглядные;

- Практические.

        1.5. Методы и формы решения поставленных задач                                       Занятия по логике делятся на несколько видов:

        1) Обучающие занятия. На этих занятиях детельно разбираются понятия(счет,геометрические фигуры,величина) определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом математики, его основными категориями.

        2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. некоторые задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. и в том, и в другом случаях опора деляется на полученные знания детей.

        3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнить знакомые или аналогиные задания.

        На занятиях по матиматике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с матиматическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины, предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

        1.6. Актуальность программы:занятия по математике помогут   детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

                 Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

                 Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

         

Возрастные особенности:

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

3.Ожидаемые результаты:

        В результате изучения ребёнок должен:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.    

4.Мониторинг.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного

года и делается вывод об усвоение программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

 во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:

4 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2 балла – низкий уровень

1 балл – низший уровень

Методическое  обеспечение

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры от 1 до 9.

Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

Фланелеграф, мольберт.

Чудесный мешочек.

 Блоки Дьенеша.

 Пластмассовый и деревянный строительный материал.

Геометрическая мозаика.

Счётные палочки.

 Предметные картинки.

.Знаки – символы.

Тематический план программы "Занимательная математика"

п/п

Задачи реализации программного содержания

Содержание занятий

Материал к занятию

1

Учить сравнивать количество предметов (один, много), вы-ражать результаты определения в речи; учить устанавливать ра-венство и неравенство групп предметов;.

1Упражнение «Поезд»,  

2 игра«Парная игра»,

3 упражнение «Шишки и жёлуди»,

4игра«Магазин игрушек»,

5 упражнение "Собери ягоды»,

З.А. Михайлова. Математика – это интересно. с.25

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.31

2

Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше-меньше; учить понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него; учить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

1 упражнение «Помоги достать»

2 игра«Чтоизменилось?»

3упражнение «Купим пуговицы»

4 игра«Весёлый гном»,

 5 упражнение«Найди столько же».

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи  с. 21

В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь с. 15

3

-закреплять счет до 2;

-соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

-формировать пространственные  представления: слева - справа, длиннее - короче,шире - уже

1И/у «Отправим посылку ежику и белкам»

2игра « Едем в автобусе»,

3 упражнение«Подарим зайчонку и мишке на зиму шарфы»

 4 игра « Кто быстрее свернет ленту?»

Л. Г. Петерсон

С 28,29,31,332

З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников стр. 7

4

Расширение представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Формирование умений в сравнивании групп предметов разных по количеству.

1упражнениеУгадай сколько?»

 2игра «Который по счёту», 3упражнение«Что изменилось?» 4игра «Исправь ошибку»

5 упражнение«На котором (на каком) месте стоял (предмет)?»

З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников стр. 23

. А. Помораева

с.9,11

. Занятия по

Формированию

Элементарных математических представлений в средней

группе детского сада»

5

-формировать на предметной основе представление о круге;

-закреплять умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжить ее;

-продолжать учить различать части суток.

.1 И/у «Поможем зайцу унести колесо»

2 Игры «Сложи узор»

 3работа с перфокартой

4 игра лото «Круг».

Л. Г. Петерсон

с.30,31;

.П. Новикова. Математика в детском саду. с.14

6

Развивать умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треуголь-ник, шар, куб).

1 упражнение«Самолёты»

2 игра Найди предмет похожий по цвету»

3 упражнение«На что похоже?»

 4 игра «Сложи фигуру»

 5 упражнение «Что изменилось

З.А. Михайлова. Математика – это интересно. с.28

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.35

7

развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); устанавливать соответствия меж-ду двумя группами предметов; развивать мышление, внимание, память, речь.

1упражнение«Выложи предмет»

2игра «Собери чашку»

3 упражнение«Подбери пару» 4 игра«Чем похожи, чем отличаются»,

5упражнение Геометрическое

 лото»

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи  с. 27

В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь с. 16

8

-формировать представление на предметной основе о шаре;

-сравнение 2х групп предметов по цвету, форме, количеству;

-научиться определять форму геометрических фигур на ощупь.

1 И/у «Поможем колобку  найти его фотографию»

2 д/и «Найди такой же»

3 игра«Чудесный мешочек» 

4 упражнение«Собери цепочку»

 5 игра«Собери бусы».

Л.Г. Петерсон

с. 31,

.П. Новикова. Математика в детском саду. с.19

9

-закрепить счет до 3;

-продолжать  учить  сравнивать 2 группы предметов разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар;

совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначая результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее - короче; широкий-узкий, шире-уже.

1 Д/и «Петрушка учится считать»;

2 и/у «Необыкновенный зоопарк»,

3 игра«Сравним ленты», 4упражнение«Перепрыгнем через дощечки».

И.А.Помораева

В. А. Позина

«Занятия по

Формированию

Элементарных математических представлений в средней группе детского сада»

С.14,15,21.

10

совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже;

-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

-конструировать различные предметы из имеющихся геометрических фигур.

1И/у «Неразбериха»

2 упражнение«Найди отличия»

 3 игра«Сравним ленты»

 4 игра«Перепрыгнем через речку»;

5 д\и «Построй дорожку».

И.А.Помораева  Занятия по

Формированию

Элементарных математических представлений в средней группе детского сада»

с.15;

Л. Г. Петерсон

С.28, 29.

11

Упражнение в сравнении двух групп предметов разных по форме, цвету; определении их равенства или неравенства на основе сопоставления пар. Упражнение в умении нахождения предметов по двум признакам.  

1Д/и «Чудесный мешочек»

 2 игра«Найди пару»

3 упражнение «Найди похожее»

 4 игра  «Найди ключик к замочку»

5упражнение«Что изменилось

З.А. Михайлова. Математика – это интересно. с.32

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.41

12

Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник, шар, куб, цилиндр). Упражнение в умении составления целого из частей. Развитие внимания, мышления, комбинаторных способностей.

1упражнение «Составь узор»

2упражнение «Дорисуй фигуру»

3 игра «Собери картинку»,

4 упражнение «Найди и закрась»  

5 игра«Где чей домик?»

.А. Михайлова. Математика – это интересно. с.37

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.44

13

-учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3х (сколько?);

-продолжать учить сравнивать по количеству на основе составления пар;

-пространственные отношения: на, над, под;

-учить узнавать треугольник  в окружении.

1И/у «Нарядим клоунов»,

2 упражнение«Построим домик из кубиков и призмы» 3игра лото «Треугольник»

4 упражнение Четвёртый лишний»

 5 игра «Где чей домик?»

Л. Г. Петерсон

с.36,37,

14

-упражнять в определении пространственных направлении от себя и назывании их словами: спереди - сзади; слева - справа; вверху - внизу;

-закреплять  умение различать левую и правую руки, понятия: налево – направо;

- совершенствовать умение сравнивать 2 равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.

.

1Д/и «Что где находится?»

2 и/у «Путешествие в осенний лес»

3 упражнение«Поручение»

 4 игра Что изменилось?»

5 упражнение «Исправь ошибку»

И. А. Помораева

с.12,18. Занятия по

Формированию

Элементарных математических представлений в средней

группе детского сада»

15

-упражнять в сравнений 2х предметов по высоте обозначая результаты сравнения словами: высокий - низкий; выше - ниже;

- закреплять приемы счета до 3х;

 Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством, при счете учить согласовывать числительное  с существительным в роде, числе и падеже;

-закреплять приемы счета (слева направо);

- упражнять в сравнении 2х предметов по ширине (шире-уже), длине (длиннее - короче).

1 И/у «Построим заборчики для жирафа и слона»

2упражнение «3 поросенка»

3 игра Домики поросят»

4 упражнение«Дорожки для поросят».

И. А.Помораева

с.15,18 Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

16

- учить группировать предметы по общему признаку;

-упражнять в определении пространственных представлении: ближе – дальше;

-закрепить знания о составе числа 2,3;

Учить различать процесс счета и его итог.

1 И/у «Собери вместе»

2 д\и «Что изменилось?»

 3 упражнение Посчитаем матрешек и машинки».

4 игра Отсчитай столько же»

5 д/и «Не смотри»(счёт на ощупь)

Л.Парамонова

с.170;

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

Л.Г.Петерсон

с.42

17

-закреплять умение считать в пределах 3;порядковое значение числа; учить правильно, отвечать на вопросы: « Сколько? Который по счету?

-упражнять  в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать  соответствующие признаки словами: длинный-длиннее, короткий-короче, широкий - шире, узкий - уже, высокий - выше, низкий-ниже;

-продолжать знакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом, учить определять  фигуру на ощупь.

1И/у «В гостях у Петрушки» 2упражнение « Разложи бантики по образцу»,

3 игра«Найди пару»

4 упражнение « Скажи наоборот».

И. А. Помораева

С.21

 Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

18

-формировать временные представления: раньше - позже;

-развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур;

-продолжать учить считать в пределах 3х, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос» сколько?»;

-развивать  умение определять пространственное направление от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа.

1 И/у «Расставь по порядку»

 2 упражнение«Столько же»

3 д/и«Выложи фигуру»

4 игра«Угостим зайчиков морковкой»

5 упражнени«Геометрическое лото»

6 д/и «Где звенит колокольчик?»

И.А.Помораева

с.19;

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

Л.Г.Петерсон

с.43

19

-закрепить знание об овале; учить называть форму реальных предметов;

-закрепить счет в пределах 4х, соотносить цифру 4 с количеством;

-учить выстраивать ряд из 4х предметов в убывающем и возрастающем порядке.

1 И\у «Найди овал»

2 игра«Веревочка»

3д/у «Найди свой домик»

4  игра Узнай фигуру по описанию и покажи её»

5 упражнение «Узнай на ощупь»,

Л.А. Парамонова

с.227

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

20

-закрепить  знания о составе числа 4 на основе сравнения 2х групп предметов, выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4х;

-расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом;

-развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

1 И/у «Маша учит считать Петрушку»,

2 игра «Посчитаем углы и стороны геометрических фигур»

3 «Поможем Петрушке склеить посуду»

4 игра«Найди ключик к замочку»

5 упражнение «Дорисуй фигуру»

И.А.Помораева

с.23

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

21

-упражнять в различении геометрических фигур (квадрат,  куб) и другие фигуры осязательно - двигательным путем;

-развивать умение определять пространственное направление от себя: слева, справа, посередине;

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь);

-раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

1 И\у «Волшебный мешочек»

 2 упражнение«Поезд»

3 игра«Карусели»

4д/и "Части суток"

5 упражнение "Найди где спрятано"

И. А.Помораева с. 18, 24

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

22

-продолжать считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?».

-учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например:»Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»;

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху-внизу, слева - справа, спереди-сзади.

1 И\у «Куклы собираются в гости»

2 д/и «Спрячь игрушки». 

3 упражнение Найди пару»

4 игра «Завяжем куклам бантики»

5 упражнение «Найди по указанию»

И.А.Помораева

с.28

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

23

-закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета;

-продолжать  учить сравнивать  предметы по 2м признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями например: длинная и широкая-большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка;

-упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур ( куб,шар.квадрат,круг).

1упражнение Угадай сколько?»

 2игра «Который по счёту», 3упражнение«Что изменилось?»

 4игра «Длиннее- короче»

5 упражнение  "Геометрическое лото"

И.А.Помораева

с.29

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

24

-упражнять в счете звуков в пределах 5;

-упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5;

-закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;

-учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

1 И\у «Шарфы на зиму»

 2 упражнение «Спускаемся

(поднимаемся) по ступенькам»

3 д/у «Покажи столько же»

 4  игра «Наш день».

И.А. Помораева

с.37

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

25

-учить считать движения в пределах 5;

-упражнять в умении воспроизводить указанное количество движении (в пределах 5);

Продолжать учить двигаться в заданном направлении (вперед- назад, налево - направо;

-закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей;

-закрепить знание изображении цифр от 1 до 5.

1И/у «Степашка убирает игрушки»

2 упражнение «Найди столько же»

 3 игра«Следопыты»

4 упражнение «Собери картинку».

И.А.Помораева

с.41

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

26

-закрепить представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;

-учить сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий;

-упражнять  в умении находить одинаковые игрушки по цвету, форме, величине ( найти пары).

1 И\у «Накроем стол для чаепития»,

2 д/и «Подберем матрешкам предмет нужной величины»

3 игра «Постройте ребят по росту»

4 игра " Найди поописанию"

5 упражнение " Что лишнее".

И. А. Помораева

с. 44

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

27

-закрепить представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами ( в пределах 5);

-упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их по убывающей и возрастающей последовательрости, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше;

-упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар;

- закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

1 И/у «Посадим цветочки вдоль дорожки»

2 упражнение Посадим елочки в ряд»,

3 Д/у «Собери кубики и шарики в корзины»  

4 игра Геометрическое лото»

5 игра " Кто быстрей построиться"

И.А.Помораева

с. 45

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

28

-закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?»;

-совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты словами: самый большой, меньше, еще меньше, больше;

-совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

1 игра «Поездка на праздник сказок».

2 упражнение " Какой по счету"

3 игра " Сосчитай"

4 игра "День - ночь"

5 упражнение " Неошибись"

И.А.Помораева

с.48

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

29

-упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5);

-продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом;

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

1 И/у «Письмо от волшебника»

2 д/у «Продолжи ряд»

3 д/и «Найди фигуру»

4 упражнение " Составь по образцу"

5 игра " Найди пару".

И.А.Помораева

с.50

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

30

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета);

-упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше;

-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначая пространственные направления относительно себя словами: вперед- назад, налево-направо, вверх-вниз.

1 И/у «Весна пришла»

 2игра «Найди ошибку»

3 работа по панно «Весна»,

4 игра с солнечным зайчиком.

И.А. Помораева

с. 51

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

31

- закреплять умение группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению;

-  закреплять умение сравнивать количество предметов в пределах 5 на основе счета, приложения, наложения

-закреплять понимание смысла слов: «утро», «вечер», «день», «ночь»

 1 И/у «Наведем порядок  2 Д /и  Матрешки цветочки»  

3 игра «Исправь ошибку

4 Д/у " Составь правильно"

5игра "День - ночь

И.А.Помораева

с.5354

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

32

-закреплять умение различать круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб, прямоугольник;

-закреплять умение определять положение предметов в пространстве: слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, далеко - близко; двигаться в нужном направлении;

-закреплять умение определять части суток.

1 И/у «Чудесный мешочек»,

2 игра«Что где находится»,

3 д/у«Когда это бывает?»

4 игра " Найди где спрятано"

5.д/и " Узнай по описанию"

И.А.Помораева

с.53, 54

Занятия по

Формированию

Элементарных математичеих представлений в средней группе детского сада»

33

-совершенствовать умение считать в пределах 5, закрепление навыков порядкого счета в пределах 5;

-закрепление умения сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине и ширине);

-совершенствовать умение сравнивать  несколько предметов по величине и раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности.

1 И/у «Завяжем куклам бантики»,

2 игра «Посчитаем героев телепередачи

3 Д/у «Спокойной ночи, малыши»,

4 игра «Наседка и цыплята»,

5 упражнение «Выложим

кубики».

А. Михайлова. Математика – это интересно. с.32

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.41

34

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

«Наведём порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберёт», «Какая игрушка спрятана», «Матрёшки», «Три медведя», «Найди пару», «Завяжем куклам бантики», «Высокий, низкий», «Домик Зайца», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Кто быстрее свернёт ленту», «Расставь по порядку», «Сравни шарфики», «Разноцветные дорожки», «Разложи ленты», «Ворота».

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.43

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи с 19

Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинер

35

Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя.

Упражнение в умении двигаться в заданном направлении.

1 д/и «Что изменилось?»

2 д/у «Что где находится?»

3 играГде звенит колокольчик»  4 упражнение «Расставим игрушки»

 5 игра«Жуки»

А. Михайлова. Математика – это интересно. с.46

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.52

36

Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Знакомство с понятиями «вчера, сегодня, завтра».

1д/и «Наш день»

2 д/у «Поможем Мишке разложить картинки»

3 игра «Назови соседей»

 4 упражнение «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

5 игра «Расставь по порядку»

Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург  «Детство-пресс» 2003  стр 36

37

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке

1д/у «Наведём порядок»

2 д/и «Сломанная лесенка»

3 игра «Кто скорее соберёт»

4 д/у «Какая игрушка спрятана» 5 упражнени «Матрёшки»

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.46

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи с 21

38

Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Закреплять понятия «вчера, сегодня, завтра».

1 д/и Когда это бывает?»

2 д/у «Что сначала, что потом?» 3игра« «Закончи предложение» 4 упражнение «Наоборот»

5 игра «Когда это было».

Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург  «Детство-пресс» 2003   с 38

39

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

1д\и «Найди пару»

2 д/у «Завяжем куклам бантики»

3 игра «Высокий, низкий»

4 д/у «Домик Зайца»

5 игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»,

А. Михайлова. Математика – это интересно. с.47

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.54

40

Закрепление умения различать правую и левую руки; определения пространственных направлений, местоположения предметов относительно себя.

Упражнение в умении двигаться в заданном направлении.

 1 д/и «Куда пойдёшь, секрет найдёшь»

 2 д/у  «Где спрятались игрушки?»

3 упражнение «Поможем Зайке найти дорожку к домику»

4 игра " Буги- вуги"

5 д/и " Угадайка"

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.55

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи с 24

41

Совершенствование умения считать в пределах 9, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнение в увеличении и уменьшении предметов на 1.

1 упражнение«Найди свой домик»

2 игра «Найди пару»

3упражнение«Чудесный мешочек»

4игра «Отсчитай столько же» 5упражнение «Не смотри»(счёт на ощупь)

А. Михайлова. Математика – это интересно. с.49

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.56

42

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по длине, ширине, толщине, высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке

1 д/у «Кто быстрее свернёт ленту»

2 д/и «Расставь по порядку»,

 3 игра «Сравни шарфики»

4 д/у«Разноцветные дорожки»

 5 игра «Ворота».

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.57

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи с 26

43

Учить считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами

(в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

1 д/у«Сосчитай предметы»

2 д/и «Сосчитай ягоды»

3 упражнение «Не ошибись»

4игра «Посчитай и ответь»

 5 д/у«Сосчитай сколько?»

В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера с. 27

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.53

44

Совершенствовать умения считать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами

(в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

1д/у «Продолжаем считать»

2д/и «Отсчитай столько же»

 3игра «Парные предметы» «поезд», «Сосчитай пассажиров», «Составим число», «

А. Михайлова. Математика – это интересно. с.51

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.57

45

 Совершенствовать умения читать в пределах 10. Закреплять навыки порядкового счёта. Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами

(в пределах 10). Закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10.

«Число и цвет», «Посчитай игрушки», «Собери цветок», «Считай дальше», «Найди пропущенное число», «Отгадай число».

З.А. Михайлова. Математика – это интересно. с.53

В.П. Новикова. Математика в детском саду. с.61

Литература:

З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.

В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.

И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.    

 Л. Г. Петерсон "Игралочка"

.Е. Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург  «Детство-пресс» 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

(Стул)

Пять братцев –

Всем одно имя.

(Пальцы)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)

А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)

У него четыре лапки,

Лапки – цап - царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)

Число 1.         Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

                                                     (Гриб)

Число 2.         Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Число 3.         У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

                                                   (Светофор)

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

                                                     С. Маршак

                       

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Число 4.         Дали туфельку слону,

                         Взял он туфельку одну

                         И сказал: «Нужны пошире,

                         И не две, а все четыре!»

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

         

  Число 5.          Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!

        Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Математик

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.

Все за одного и один за всех.

Два медведя в одной берлоге не уживаются.

Два сапога – пара.

Для друга и семь вёрст не околица.

Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнёт.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Первый блин всегда комом.

Семь дел в одни руки не берут.

Семеро одного не ждут.

Я считаю

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр,

Это – раз,

Чистит пёрышки сова,

Это – два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой – черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Это – пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять – это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи:

Один этаж, два этажа,

Три, четыре –

Мы в квартире.

Величина

Что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

        (Заяц)

Как столкнутся – стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)

Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)

Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)

Геометрические фигуры,

форма предметов

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(Треугольник)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)

Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)

Мы треугольники – два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)

От всех я отличаюсь –

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны, и три угла, и столько же вершин.

И трижды трудные дела мы трижды совершим.

Что похоже на открытку,        

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.

          (Прямоугольник)

Что такое перед нами:

Круглое, совсем без грани.

В основаниях по кругу.

Катим мы его друг другу,

А назвать никак не можем.

Может, кто–то нам поможет?

             (Цилиндр)

Он совсем, совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну конечно….

                                              (Огурец)

                                Рос шар бел.

                                Ветер дунул – шар улетел.

                                              (Одуванчик)

Жили-были два брата

Жили-были два брата: треугольник с квадратом.

Старший – квадратный, добродушный, приятный.

Младший – треугольный, вечно недовольный.

Стал же спрашивать квадрат:

- Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

- Брат,

Я ведь старше, я квадрат!

И сказал ещё нежней:

- Неизвестно, кто нужней.

Вот настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столбы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы:

«Приятных я желаю снов,

Спать ложился – был квадратным,

А проснёшься - без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет квадрата…

Онемел, стоит без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Ориентировка в пространстве

Сели детки на карниз

И растут всё время вниз.

(Сосульки)

Крыльями не машет,

А выше облаков летает.

(Самолёт)

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывёт пароход –

То взад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Пушистая вата плывёт

куда-то.

Чем вата ниже –

Тем дождик ближе.

(Туча)

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Качать хочешь –

на нас садись.

(Качели)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

Два братца спереди бегут,

Два сзади догоняют,

А догнать не могут.

(Лестница)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль плывёт,

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт.

                      (Утка с утятами)

Пароход

Ванная – море.

                                                Я – пароход.

Полный назад!

  Полный вперёд!

                                                Право руля!

                                                Лево руля!

    Мчусь я по морю,

Ногами бурля.

                                                Я бы доплыть          

       До Австралии мог,

 Но у Петровых

 Потёк потолок.

Близок локоть, да не укусишь.

Велик телом, да мал делом.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

В чужих руках и ломоть велик.

Высок каблучок, да подломился на бочок.

Выше себя не прыгнешь.

Длинная нитка – ленивая швея.

Долго спать – с долгом вставать.

                             И у самого длинного дня есть конец.

Пчела мала, да и та работает.

Чем дальше лес, тем больше дров.

Яблоко от яблони недалеко откатывается.

Ориентировка во времени

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)

Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

(12 месяцев)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)

Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга находят.

(Месяцы)

Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети –

Не догонишь его.

(Время)

Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.

(День и ночь)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

Когда это бывает? (части суток)

Доброе утро – птицы запели,        

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

                                (утром)

                                               Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

                                               Солнцу, речке, ветерку.

                                               И летит на всю округу:

                                                «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

                                                                              (днём)

Говорит Зайчиха-мать:

- Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

                                  (вечером)

                                                                 Спят медведи и слоны,

                                                                 И лиса, и ёжик.

                                                                 Все в округе спать должны,

                                                                 Наши дети тоже.

                                                                                      (ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)

                                                Когда петушок раньше всех встаёт,

                                                Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?

                                                                                                     (утром)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает?  (днём)

                                                 Стало за окном темнеть,

                                                 Птицы стали тише петь.

                                                 Убирать игрушки нужно,

                                                 Мама всех зовёт на ужин.

                                                 Когда это бывает?   (вечером)

Век долог, да час короток.

Век живи, век учись.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

День да ночь – сутки прочь.

Готовь сани летом, а зимой телегу.

Делу - время, потехе – час.

Долг день до вечера, коли делать нечего.

Кто рано встаёт, того удача ждёт.

Не суйся, середа, прежде четверга.

Мы спросили у Емели…

                                        Мы спросили у Емели:

«Назови нам дни недели».

                                        Стал Емеля вспоминать,

                                        Стал Емеля называть:

Дядька крикнул мне: «Бездельник!»

Это было в понедельник.

На забор я лез и дворник

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

                                        И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

                                        И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку –

                                        Изорвал себе рубаху.

А в субботу – вот потеха! –

На свинье верхом проехал.

В воскресенье отдыхал –

                                        На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

                                        Не везёт же человеку!

                                        Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра    Для...

Авторская программа " Занимательная Математика"

кружковая работа по матиматике для средней группы....

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика"

Направленность программы:Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное  развитие личности детей через развитие  интеллектуальной активности.Актуальность, новизна, педагогическая це...

Презентация "Отчет о работе по дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"

Отчет о работе по  дополнительной образовательной программе "Занимательная математика"...

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...

Авторская Программа "Занимательная математика"

Авторская Программа "Занимательная математика", направленная на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....

Авторская программа «Занимательные блоки Дьенеша»

Программа представляет собой систему  игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша, направленных на развитие у детей  математических представлений в соответствии с их возрастными возможн...