Формирование самостоятельности детей средствами занимательной математики.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Доклад: "Формирование самостоятельности детей средствами занимательной математики" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
for-nie_sam-ti_d._sredst-i_zan._mat.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6
общеразвивающего вида» г. Ясногорска Тульской области
Формирование самостоятельности детей средствами занимательной математики.
Подготовительная группа
Воспитатель:
Свиридова Л.П.
Акцентирование внимания педагогов и родителей на воспитании у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно - образовательной работы в детских садах, развивающего эффекта дошкольного обучения, умственного воспитания в целом. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности (предметной, игровой, учебной).
Я решила проследить за развитием самостоятельности в игровой деятельности, средством организации которой является занимательный математический материал.
С целью выявления уровня сформированности самостоятельности детям 5 лет (каждому индивидуально) были предложены три задания: «Сложи квадрат» (рис. 1).
Рисунок 1
«Составь фигуру» (рис.2).
Рисунок 2
«Составь куб» (рис.3).
Рисунок 3
Анализ результатов задания дал возможность определить три уровня развития самостоятельности детей. К первому (низкому) уровню отнесены дошкольники с неустойчивым интересом к деятельности, время протекания которой незначительно (7-15 минут). Задание они выполнили частично, с наводящими вопросами и практической помощью взрослого, только по образцу.
Ко второму уровню отнесены дети, проявившие внимание и интерес к деятельности. Время из напряженной работы составило 15-20 минут. Задание было выполнено правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами. Проявление инициативы, творчества не наблюдалось.
Дети, отнесенные к третьему (высокому) уровню, проявляли заинтересованность и внимание к деятельности. Время их напряженной работы было довольно продолжительным (20-40 минут). Задание они выполняли самостоятельно (без подсказки), проявляли инициативу, творчество.
Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в формировании нового для детей вида деятельности- самостоятельной познавательно - игровой. Ее содержанием были разнообразные элементарные занимательные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и др. Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства или использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности детей.
Была установлена взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и самостоятельной детской деятельностью. В содержание занятий в большей мере, чем это делалось ранее, включала занимательные задачи, задания с раздаточным материалом, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления. Нашла оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способом практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование проблемно-практических ситуаций, игр и игровых приемов, аналогий).
Как в самостоятельной, так и деятельности детей на занятиях основное внимание обращала на постепенное усложнение умений (способов практических действий), которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим).
На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Я уделяла внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлением элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам; решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребенком.
В группе были созданы условия для игровой деятельности. Организована игротека (уголок занимательной математики), где были подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре»), на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия (лабиринты «Найди дорожку», «Кто съест морковку?» и др., «Чем похожи, чем отличаются», «Найди одинаковые»), на составление фигур из отдельных частей («Составь квадрат», «Составь фигуру»), силуэтов («Танграм», «Головоломка Пифагора»), объемных фигур («Куб - хамелеон», «Уголки»).
Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях я предлагала детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойств и классификацию по признакам цвета, формы, размера.
Естественно, включение в содержание занятий нестандартных игр и упражнений привело к изменению характера обучения. Значительно меньше стали использоваться показ и пояснение. Основное внимание было уделено приемам, стимулирующим интерес детей к поставленной учебной (игровой) задаче, желание найти способ для ее решения. Обращала внимание на осознанное отношение детей к своим ошибкам.
В содержание занятий, прежде всего, включила те игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявление закономерности следования. Например: в таблице нарисован круг, квадрат и снова круг. Детям предлагала продолжить ряд: выбрать необходимые фигуры, определить их место, обосновать. Так же использовала на занятиях игровые упражнения на группировку фигур и предметов («Наведи порядок», «Каждой игрушке свое место»), на нахождение отличительных признаков, задачи – шутки, математические загадки и т.п.
Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трех элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных. Так же детям предлагала составить силуэт по расчлененному образцу. Дальнейшее освоение игры проходило в самостоятельной деятельности.
В ходе занятий с целью развития воображения, пространственного мышления дошкольникам предлагала задачи на смекалку с использование счетных палочек, цветных лучинок. Требовалось составить как можно больше разнообразных фигур из 6 палочек, 2 квадрата из 7, преобразовать изображение какого-либо предмета, геометрической фигуры путем перекладывания, уменьшения количества палочек.
На данном этапе работы использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации: «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», «Проверь, правильно ли Пиф выполнил задание», с последующим помещение игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующим игровым материалом стимулировали самостоятельную деятельность детей. Я предлагала ребенку поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта, указывала на допущенную ошибку, побуждала к ее исправлению, поощряла проявление самостоятельности, в случае угасания интереса подсказывала направление поисков.
Результат первого этапа работы – повышение активности детей в играх, проявление желания играть небольшими подгруппами «обучать» товарищей. Инициативность и творчество остаются еще на низком уровне, но все дети добиваются положительного результата. Индивидуальному подходу в руководстве деятельности придавалось особое значение.
В дальнейшем (на втором этапе работы) дети овладевали умением самостоятельно ставить перед собой цель, искать пути ее реализации, осуществлять самоконтроль. Игровой материал усложнялся, например: силуэты в играх «Танграм», « Головоломка Пифагора», «Уголки» надо было составить по нерасчлененным образцам и по собственному замыслу. Детей приучала к определенной последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?)
Дети освоили новые игры «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», где требовалось воссоздать силуэты по его модели или собственному замыслу.
Усложнялись логические игры и упражнения. Дети учились находить недостающие, например, в третьем и втором рядах фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам.
Постепенно инициатива в играх перешла к детям. Они перестали обращаться ко мне за помощью, увлеченно искали новые варианты решения задач. В соответствии с возросшей самостоятельностью дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету, указанию, поощрению, обращению к опыту ребенка. Появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности: индивидуальная, по группам (по интересам).
Увеличила количество творческих заданий детям на занятиях, широко стала использовать игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решение логических задач. Например: в задании «Составить квадрат» (рис.4) требуется решить задачу разными способами, а на основе комбинирования четырех элементов (рис. 5), составить фигуры.
Рисунок 4
Рисунок 5
В результате значительно возросли инициативность и творчество в деятельности детей.
На третьем этапе работы основное внимание было уделено формированию умения проявлять творчество в самостоятельной игровой деятельности, вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом на занятиях, придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур, задачи – головоломки и др.
Постановка заданий стимулировала самостоятельность: «Придумай свое», «Составь что-нибудь новое, интересное». Однако сначала дети проявляли лишь отдельные элементы творчества: использовали новые сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так, они стали придавать иные позы составляемым ранее силуэтам животных (лисы, кошки) в игре «Танграм». Наблюдалась одноименность тематики при различии конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, кораблики были различной конструкции.
Из этого следует, что творчеству детей предшествовал перенос освоенных ранее способов действий в новую ситуацию, их трансформация, переход от случайного комбинирования к продуманному, самостоятельное, активное оперирование знаниями и умениями.
В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель («Составлю робота», «Придумаю свою задачу»), реализовывать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способов воплощения замысла. Так из элементов игры «Танграм» ребенок составил самолет, ракету, проявив оригинальность замысла и выполнения.
Игротека была пополнена новыми, более сложными играми: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики». Наряду с используемыми ранее они дают возможность каждому ребенку на основе индивидуальных особенностей (склонностей, интересов, уровня развития) проявить самостоятельность, инициативу, творчество.
Проведенная мною работа показала, что самостоятельность, проявляющаяся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумать новое, выполнить задание по своему), Успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Непременными условиями при этом являются:
- систематическое внимание педагога к формированию у детей сенсорных умений и способностей: умение различать геометрические фигуры по строению, размеру, пропорциональному соотношению сторон, умение сравнивать, представлять, воссоздавать, видоизменять и др.;
- использование разнообразных, требующих активной умственной деятельности, постепенно усложняющихся игр и упражнений математического содержания;
- руководство детской деятельности, направленное на стимулирование активности, инициативы, творчества, желания добиться лучшего результата (совместная с ребенком игра, участие в игре, организация игр подгруппами, игр – соревнований, оценка результатов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.
В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной категории...
План работы с педагогами подготовительная группа Тема: Формирование самостоятельной детской деятельности средствами занимательной математики.
Предоставила слушателям материал по проведению родительского собрания в нетрадиционной форме, активного обучения родителей....
педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей средствами занимательной математики"
Эта статья о "Королеве" наук - занимательной математике и о том , какие "чудеса она может творить". Данный материал интересен как для воспитателей, так и для родителей, стремящихся р...
Родительское собрание "Формирование математических представлений средствами занимательной математики"
Уважаемые родители!Познакомьтесь с тем, как можно научить детей математическим понятиям, используя разнообразный занимательный материал....
Статья "Формирование самостоятельности средствами занимательной математики"
Цель данной статьи- проследить за развитием самостоятельности в игровой деятельности, средством организации которой является занимательный игровой материал...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогич...