ФЭМП
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк»

ДОКЛАД

На тему:

«Применение математики в НОД

 и режимных моментах»

Подготовила:

 воспитатель

Потеева Л.В

Проверил:

зав. по УВМР

Пупырева Л.Н

Куйтун 2015

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Планировать непосредственно-образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений в своей группе я стараюсь по принципу объединения нескольких видов деятельности, связанных одной темой; организовать процесс передачи и освоения материала, отслеживая при этом уровень развития каждого ребенка, создаю условия для развития творческих способностей.

В моей средней группе, длительность непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений - 15-20 минут, провожу по подгруппам, а для закрепления материала (с детьми, которые затруднялись или не справились) использую индивидуальную форму работу в свободное время.

 В своей группе стараюсь выбирать интересные и нестандартные формы проведения НОД, используя разные виды деятельности для того, чтобы поддерживать внимание детей, повысить познавательный интерес.  В результате у детей развивается воображение, внимание, мышление, память, коммуникативные способности.

Организация НОД примерно такая:

В водной части создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.

В основной части детям даются знания необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. И параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучения связной речи.

В заключении предлагаю любую практическую работу на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Основные принципы, которыми я руководствуюсь, это:

Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявляя раздражения.

Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.

Меньше замечаний, больше похвалы.

Находиться рядом, быть готовым к эмоциональной поддержке.

Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий (по типу уроков) и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения и др., поэтому знания, полученные в НОД по ФЭМП я закрепляю в повседневной жизни в процессе организации различных видов деятельности в режимных моментах.

Особое внимание уделяю дидактическим играм, которые основаны на базе сенсорных представлений. В игровой форме раскрывается творческий потенциал у детей. Многократное повторение и закрепление изученного материала в игре позволяет каждому ребенку раскрыться и показать свои возможности.

В свободной деятельности широко используем сюжетно-ролевые игры, где создаться условия для применения математических знаний и способов действий. В ходе выполнения игровых заданий побуждаю каждого ребенка пояснить свои  действия, что и как он делал,  что получилось в результате.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на физкультуре, где четко просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Я практикую использование различных считалок,  в которых используется порядковый и количественный счет. Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков,  сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко используются подвижные игры с математическим содержанием, например: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Сделай фигуру», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

«Коммуникация» четко прослеживается в ФЭМП. Ведь от правильной формулировки , постановки вопроса нами, зависит, поймёт ли его ребёнок и каков будет его ответ (будет ли он полным, грамотно сформулированным).

На своих занятиях по художественной литературе мы выбираем произведения, способствующие формирование представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине, ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и  «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Также широко используем считалки, загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.

На художественном творчестве (рисовании) математические задачи решаю такими методами и приёмами, как ориентировка на листе бумаги (в центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица, на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище - овальное, 4 лапки и т. д.

Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности, где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх, конкурсах.

Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без взаимодействия с родителями. Я стараюсь донести до родителей с помощью консультаций и индивидуальных бесед, что математическое развитие осуществляется не только в специально организованной НОД, но и  на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома- за обычными делами, например, считать и сравнивать игрушки, одежу, посуду, мебель; на прогулке  - ширину улиц, количество встречных машин и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...