Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»
консультация по математике на тему

Миннебаева Елена Борисовна

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mmo.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.

Математическое развитие не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенность сказать, что предметно развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений. Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада. А это значит, что передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.

 Моя методическая тема:  «Развитие логического мышления и математических представлений  через использование универсального математического материала»

Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

1.На современном этапе модернизация дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития математических и логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников;

2.Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

 Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:

организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием универсального материала, сенсорных карт для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

 Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития

  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений; овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
  • формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Научность

Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:

организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция,  интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

демонстрационные опыты;

сенсорные праздники на основе народного календаря;

театрализация с математическим содержанием;

обучение в повседневных бытовых ситуациях;

беседы;

самостоятельная деятельность в развивающей среде.

         Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.

Широко использую следующие игры:

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий  достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Такие   развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика»,  также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Широко использую подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», игры – путешествие во времени. Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

«Который час?», «А что потом?», «Цена одной минуты», «Цепочки» , «Части суток», «Времена года» ,«Найди игрушку», «Путешествие по комнате» «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные  карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

 Мои  воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

Мною созданы игровые карточки-таблицы многофункционального использования, материал которых можно использовать  для работы с детьми, начиная со 2 младшей группы, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Задачи, которые решают сенсорные карты:

  • Познакомить с понятием цвета ( различать цвет, классифицировать по цвету).
  • Познакомить с понятием величины ( упражнять в сравнении предметов).
  • Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • Осваивать количественный и порядковый счет.
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше), пользоваться         знаками        сравнения >,<.
  • Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
  • Решение арифметических задач
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию,         способность к         моделированию и конструированию.
  • Познакомить со свойствами геометрических фигур, объемными         формами.
  • Развивать пространственные представления ( слева, справа, выше, ниже         и т.д.).
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в         достижении цели.

 Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются.

В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, цвету и  свойствам. Например:

СЧЕТ: сколько больших (маленьких) фигур? (много) Сколько красных фигур?( одна) Сколько кирпичиков(кругов)?...

ОРИЕНТИРОВКА: Назови фигуры в верхнем ряду (во втором столбике)?...

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

 Работая с картами, дети закрепляют порядковый и количественный счет. Находят адрес той или иной фигуры:  второй ряд , третий столбик…

Называют другие фигуры, которые ее окружают (справа, слева, снизу, в правом верхнем углу и т.д.

Дети самостоятельно задают друг другу  адреса для поиска загаданной фигуры. Добавлена таблица из чисел первого десятка, тогда к предложенным игровым задачам добавляется сложение и вычитание.

С добавлением фищек определят состав чисел.

 Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:

К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени. В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

 Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
  • проекты с участием родителей
  • изготовление дидактических игр совместно с родителями
  • мастер-класс для родителей
  • Дни открытых дверей

  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

        

Сообщение  из опыта работы

«Современные подходы к организации

математического развития дошкольников»

воспитателя МБДОУ  №6 «Улыбка»

по проблеме «Формирование элементарных математических представлений через внедрение инновационных технологий»

Миннебаевой Елены Борисовны

на муниципальном методическом  семинаре  

«Познавательное развитие» (ФЭМП) для педагогов ЗМР РТ, проведенного на базе г. Зеленодольска

январь 2016год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.         Большое значение для фо...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Из опыта работы «Современные формы и методы организации двигательной активности детей в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности»

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной си...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...