Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике ( группа) по теме

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится  к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей № 162

Опыт работы по теме

«Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель

Соловьева Наталья Ивановна

Нижний Новгород

2014

Содержание

   

 Введение                                                                                          

1. Психолого-педагогические исследования                                  стр 4

2.  Используемые приемы и технологии                                         стр 7

2.1 Цели и задачи                                                                               стр 17                                                                  

2.2 Новые технологии и направления                                             стр 18

2.3 Планирование предметно-развивающей среды                       стр 20

2.4 Работа с родителями                                                                   стр 21

3. Выводы                                                                                          стр 22

3.  Список литературы                                                                     стр 24                                              

 

Введение

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится  к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить ребенка думать? Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей не стандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим  стоит выделить такие понятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность. Включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение и зависимости разными способами.

Наш детский сад учитывает этот интерес и пытается расширить знания детей в этой области. Поэтому нас данная проблема заинтересовала.

  1. Анализ психолого – педагогических исследований по теме

        Мы проанализировали лишь основные направления, которые в той или иной мере затрагивают интересующую нас проблему.

       В поисковой деятельности ребенок получает возможность самостоятельно изменить ситуации в нужном ему направлении, осуществлять выбор учитывая при этом свои интересы, проявить индивидуальность, реализовать себя, действовать в соответствии со своими потребностями (Маневцова Л.М., 1973; Годовикова Д.Б., 1974; Лямина Г, 1975; Подьяков Н.Н., 1978 и др.). Проблема развития самостоятельности мышления нашла свое принципиальное решение прежде всего в трудах Выготского Л.С., в его учении о зонах развития. «Расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, составляет зону ближайшего развития ребенка» (Выготский Л.С., 1982). То, что ребенок сегодня сделает при помощи взрослых, завтра он может сделать самостоятельно. В  исследованиях многих психологов (Люблинская А.А., 1962; Виноградов Ю.В., 1972; Подьяков Н.Н., 1985; Запорожец А.В., 1986 и др.)  обнаружены глубокие и сложные связи между интеллектом и мотивацией. Мотивация зависит от установок личности, ее потребностей, интересов, уровня притязаний. В свою очередь, структура мотивов, подчиняясь закону иерархии, имеет качественную окраску, подчиняясь интеллектуальному опыту, уровню развития интеллекта. Очень важно, чтобы в приобретении знаний, мышление направлялось стремлением, желанием дойти до истины, докопаться до истоков ситуации, чтобы проблема захватывала целиком.

           Необходимо отметить о многочисленных исследованиях педагогов и психологов (Ананьев Б.Г., Блонский П.П., Выготский Л.С.,  Менчинская Н.А., , Эльконин Д.Б. и др.) о связи мышления с речью. Дошкольникам предлагается ход решения ими различных математических задач, что способствует их речевому различию. У ребенка формируется собственное мнение. Особенность иметь свое мнение – это своего рода способность отстоять свою точку зрения, доказывать. Важным показателем умственной активности и самостоятельности являются детские вопросы. Поэтому учебно - образовтельный процесс должен строиться при  ориентации на детскую индивидуальность.

1.2.Анализ программно- методического обеспечения

Основными задачами математического развития являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование обще-учебных умений и навыков ( умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и тд.)

 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.

    Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

     Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.

   Ведется большая работа с родителями:
- создана библиотека для родителей, где каждый родитель может взять домой интересующую его методическую литературу и посмотреть новинки;

- открытые дни для родителей;

- рубрика «это интересно», где родители могут прочитать и посмотреть ту или иную  игру, познакомиться с правилами.

Родители в свою очередь очень заинтересованы и помогают в приобретении новых игр и оснащении предметно-развивающей среды.

Мы считаем эта работа очень полезна, поскольку развивает логическое мышление и интерес к процессу обучения в целом, что легко поможет освоить в дальнейшем школьную программу. А это и есть момент преемственности со школой

2. Используемые приемы и технологии.

На наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их  игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

      Игра рассматривается педагогами и психологами как путь к познанию  ребенком самого себя, своих возможностей. Приобретение знаний в играх происходит у детей с большим интересом. Поэтому умение, приобретенное в игровой форме, отличаются большей устойчивостью, легкостью переноса в новые условия.

       Особую роль в математическом развитии ребенка мы отводим нестандартным дидактическим средствам, а именно: палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, геометрические конструкторы и др.

       Палочки   Кюизенера у наших детей вызывают очень большой интерес, благодаря чему развивается активность и самостоятельность мышления.  Каждый раз используя эти игры ребенок открывает для себя новое. Учится переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

       С помощью счетных палочек мы стараемся формировать  геометрические представления и развивать пространственное воображение наших детей. Игровые упражнения со счетными палочками содержат следующие задачи, а именно задачи на построение простых фигур (например, детям предлагаем построить треугольник из шести палочек), задачи на преобразование фигур  (например, детям предлагаем следующие задание – убери одну палочку, чтобы получилось два треугольника и т.д.), задачи на построение сложных фигур (предлагаем детям построить два квадрата из семи палочек). Также дети из палочек любят составлять цифры, буквы, геометрические узоры и т.д.

       Широко используем в нашей практике метод моделирования, логические схемы. За символами дети видят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещения значительно расширяет возможности самостоятельности детей.  Л.С. Выготский называл знак специфической формой  субъективности. Овладение и использование знаков позволяет самостоятельно, инициативно, получать и использовать  информацию в различных ситуациях. Рассматривая метод моделирования с другой стороны , у ребенка есть возможность для решения задач на абстрактном материале, не дожидаясь возникновения подобной задачи в жизненной ситуации, тем самым создаются возможности для самостоятельного конструирования всевозможных задач. Моделирование и логические схемы предполагают создание и использование наглядных моделей. Их использование позволяет по-новому увидеть и решить математическую задачу.

        Использование схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи. Ребенок может зарисовать не только конкретную задачу, но и составить, изменяя сюжет, многочисленные задачи, соответствующие данной абстрактной схеме. Способность интерпретировать схемы служит важной характеристикой усвоения материала.[1] 

      Дети всегда с интересом рассматривают рисунки, слушают игровую задачу, зашифрованную в этих схемах или моделях. Каждый раз предлагаем придумывать похожую историю по образцу или по другой схеме. Кроме того, предлагаем задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с нами.

         Сущность геометрического конструктора или игр – головоломок состоит в следующем: дети воссоздают на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу, и являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста. Также геометрический конструктор развивает пространственные представления, воображения, сообразительность, смекалку, находчивость, конструктивное мышление. Работая с конструктором дети проявляют творчество и фантазию. Способ действия в играх очень прост, но требует умственной и двигательной активности, самостоятельности  и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора. Из любого набора можно составлять абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Изображение предмета получается схематично, но образ легко угадывается по характерным признакам  предмета, строению. В своей практике мы используем такие игры – головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Головоломка Пифагора». Каждая из этих игр имеет комплект элементов, которые отличаются от элементов других игр. Из деталей «Танграма» дети выкладывают силуэты человека, животных, буквы, цифры, предметы домашнего обихода.  Игра – головоломка «Листик» дает возможность составлять силуэты различных видов транспорта. Дети очень любят составлять силуэты из разных наборов или из одного и того же и объединять эти силуэты в целые композиции.

    Поддерживать интерес к играм – головоломкам помогают загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Ребятам нравиться отгадывать загадки, составляя силуэты из конструктора. Силуэты вполне пригодны для аппликации  и предметного рисования. Тем самым прослеживается взаимосвязь математической деятельности ребенка с другими видами деятельности (игровая, изобразительная деятельность).

    Выкладывая силуэты, ребенок постоянно находится в творческом поиске, в это момент мы  всячески стареемся его стимулировать и  поощрять. В результате этого у него развивается активность, инициативность, усидчивость.  При изготовлении игр – головоломок мы обратились за помощью к родителям. Этим предложением мы очень их заинтересовали и тем самым привлекли их к совместной деятельности с нами.

        На занятиях, а также и вне занятий мы используем тетради с печатной основой «Математика – это интересно». В заданных проблемных ситуациях, ребенок проявляет активность,  является участником игрового сюжета. По мотивам сюжетов рабочих тетрадей разработано учебно-методическое пособие, где представлены игровые ситуации, предваряющие выполнение детьми упражнений. Это очень удобно, так как в данном пособие расписаны все задания  с задачами, игровым материалом, который можно заранее приготовить. Все игровые ситуации разработаны по единой структуре. Они включают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий), описание игрового материала, используемого на занятии, учебно-игровые задачи, развитие сюжета (Играем! Познаем! Думаем!) с последующим обсуждением и выполнением упражнений в рабочих тетрадях.[2]                     

         Дети являются полноправными участниками создания обстановки: подбирают игрушки, что – то изготавливают новое, предлагают заменить эти предметы. Задания в тетрадях ребенок принимает как естественное продолжение его игровой деятельности. Игровая ситуация насыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.

         Каждый раз, открывая тетрадь и рассматривая новые задания (проблемные ситуации), мы не стараемся объяснить, что и как нужно делать. А наоборот всячески поощряем самостоятельность, инициативность наших детей. Мы предлагаем детям такие вопросы, в которых вывод рождается сам собой. Дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде. Они способны оценить степень сложности ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи.  Предметом детских рассуждений становится выход из противоречия, преодоления относительности, возможные варианты развертывания событий.

       Занятия в тетрадях привлекают детей и тем, что  в них можно рисовать, писать, раскрашивать предметы. Им нравится раскрашивать мелкие декоративные детали рисунков, избирательно относятся к подбору цветов.  Дети любят брать тетради домой и выполнять задания вместе с родителями. Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, что способствует лучшему усвоению материала и обогащает духовный мир ребенка.  

  Применяя в своей работе с детьми тетради с печатной основой мы способствуем познавательному, творческому развитию ребенка, воспитываем у него интерес к самостоятельному познанию, активным поисковым действиям самооценке.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности, поэтому в нашей практике большое значение мы уделяем дидактическим играм. Доказано, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В дидактических играх происходит переход к свободной, сознательной работе над волей, характером, развиваются разные формы контроля и самоконтроля, формируется умение самостоятельно ставить цели игры, игровые задачи и решать их, проявляя инициативу, индивидуальность.

 В педагогической литературе дидактические  игры направлены на закрепление знаний, формирование всевозможных умений, прививают определенные речевые навыки. В ситуации дидактической игры знания у детей усваиваются лучше. Дидактическая задача, поставленная нами, от детей скрыта. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается, т.е. дети непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Общение между нами и детьми определяется не учебной ситуацией, а игрой.  Мы с детьми являемся участниками одной игры, тем самым осуществляем личностно – ориентированную модель взаимодействия. Дидактическая игра помогает занятие сделать увлекательным, создает радостное настроение у детей.

Мы тщательно и заранее готовимся к организации дидактических игр. Планируем цель игры, подбираем дидактические материалы, пособия, продумываем, как будем знакомить детей с правилами игры. Предусматриваем, какие изменения можно внести в игру, для того, чтобы  повысить активность и интерес детей. Следует продумать и заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Очень важно спланировать поэтапное распределение игровых моментов на занятии. Так в начале занятия игра должна заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы; а в конце занятия игра может носить поисковый характер. В любом случае дидактическая игра должна быть доступной, интересной.

Дидактические игры помогают нашим детям сформировать определенный запас математических знаний и умений, учат детей думать, рассуждать, самостоятельно решать задачи.

В процесс обучения детей элементарным математическим представлениям мы включаем пословицы, считалки, загадки, сказочные задачки.

Загадки являются образцом устного народного творчества. Применяя в нашей практике загадки математического содержания, развиваем у детей самостоятельность и креативность мышления, умение доказывать свою точку зрения. У ребенка разгадывание загадок математического содержания вызывает радостное эмоциональное состояние. Но одновременно с этим загадки являются умственным упражнением. С нашей стороны важно научить ребенка не только отгадывать, но и доказывать правильность отгадки, используя при этом разные способы доказательств. Например, загадывая детям загадку  : Ножек четыре,

                                      Шляпка одна.

                                      Нужен, коль станет

                                      Обедать семья.

Отгадка предполагает ответ стол. Дети, конечно, сразу начинают выкрикивать правильный ответ. А мы спрашиваем: «Почему стол? А может это загадка про стул? Ведь у стула тоже 4 ножки и одна шляпка». Многие дети начинают с нами соглашаться, а многие дети продолжают доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения, тем самым развивая самостоятельность мышления.  Загадки математического содержания подразделяются на несколько групп: количество и счет, величина, геометрические фигуры, форма предметов, ориентировка в пространстве, во времени.

 Успех отгадывания загадок  зависит от того, на сколько дети знают и любят загадки. Результат решения детьми загадок зависит от их жизненного опыта, развития и представления об окружающих предметах, явлениях, умения видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном.

Если говорить о применение загадок на занятиях по формированию элементарных математических представлениях, то тут мы предлагаем детям загадки в разных частях занятия: в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Здесь назначение загадок будет в создании у ребят положительного, эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности. Используются загадки с математическим содержанием и в других частях занятия: в середине, в конце, в качестве игровых заданий, упражнений. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой загадки могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.  

Кроме того, загадки математического содержания мы используем в разных видах деятельности детей: в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. В работе с родителями организовали конкурс «Придумай математическую загадку». Дети вместе с родителями придумывали новые загадки, делали рисунки к ним, после чего мы организовывали выставку.                  

Используя в своей практике загадки с математическим содержанием, мы стараемся развивать у детей общие умственные математические способности, самостоятельность мышления, воспитываем познавательное отношение к математике, развиваем смекалку, находчивость, инициативность.

 Загадки с математическим содержанием можно использовать в сочетании с задачами – шутками, занимательными вопросами, сказочными задачами.

Дети очень любят решать задачки. Задачки – сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так, как неизвестно,  какой будет задан вопрос в конце. [3] 

Такие задачки позволяют расширять представления детей об окружающем мире, т.к. тематика в них самая разнообразная. В своей практике мы используем сказочные задачки, которые даны в приложении методического пособия, являющегося результатом работы авторов по творческому освоению и внедрению в практику программы «Детство».

Предлагаем детям самостоятельно или вместе с нами сочинять аналогичные задачи на занятиях, на прогулках, в игровой деятельности. Дети с большим интересом пробуют сочинять такие задачки, а потом им очень нравится их зарисовывать.

На занятиях по развитию у детей элементарных математических представлений и в свободной деятельности детей используем игровые задания, которые сами изготавливаем, и у каждого ребенка все задания разные.  Таким образом, мы ребенку даем возможность почувствовать себя субъектом учебно-игровой деятельности. Проблемную ситуацию мы задаем так, что каждый ребенок вынужден находить только свой способ решения задачи. Предлагаемые задания помогают формировать не только самостоятельность, но и оригинальность.  

При помощи этих специальных игр и заданий мы решаем следующие задачи: учим детей не бояться своего варианта решения, воспитываем уверенность в себе; пропагандируем оригинальность детской мысли другим детям и взрослому; учим детей уважать чужое мнение, отличное   от собственного. Например, игровое задание «Домик цифр». Перед детьми иллюстрации с домами, которые отличаются по расположению и цветовой гамме. Нет не одной одинаковой иллюстрации. На этих иллюстрациях замаскированы цифры от 0 до 10. Детям предлагается поймать цифры фишками. Для активизации детей воспитатель общается с каждым, ни кого не торопим. Дети выполняют игру каждый в своем индивидуальном темпе.

 С недавнего времени для дальнейшего развития логика математического мышления, опираясь на методические рекомендации к программе «Детство» мы организуем работу по формированию элементарных математических представлений у детей по фотографиям. К этой работе мы привлекали родителей и, конечно же, сами составляли занимательные задачки по фотографиям. Это метод мы используем как на занятиях, так и вне занятий. Дети рассматривают фотографии, определяют, кто где сидит, кто от кого дальше, кто к кому ближе (ориентировка в пространстве). Для закрепления порядкового и количественного счета задаем детям следующие вопросы: «Какой по счету стоит Ксюша от Максима?», «Сколько всего детей на этой фотографии?». Вместе с детьми придумываем задачи. Фотографии постоянно обновляем. Видим, что дети очень заинтересованы и вместе с развитием мышления ребенок совершенствуется как личность, развивается потенциал творческих возможностей, эмоциональная сфера, речь.  

Вывод:        

Все выше перечисленные методы и приемы позволяли нам строить обучение так, что главная роль отводилась самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверки правильности его решения, способствовали не только  овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию самостоятельности и креативности мышления.

            Следующий этап этой работы: использование таких  нестандартных направлений, как :

 

  • ТРИЗ направление,
  •  эвристическое направление,
  •  пространственное моделирование на базе оригами.

2.1. Цель и задачи

Цель:

формировать и развивать самостоятельность мышления через    использование новых нетрадиционных обучающих средств.

- Эвристическое направление.

- ТРИЗ направление.

- Пространственное моделирование на базе оригами.

Все эти направления способствуют углублению дидактических основ формирования математических пр6едставлений у детей, основанных на активном поиске способов действий. Развивают культуру мышления и логику, креативность мышления. Для решения этой цели были сформированы следующие задачи:

Задачи:

- формирование общих приемов умственной деятельности;

- формирование самостоятельности и оригинальности;

- обучение ребенка и формирование математических закономерностей;

- развивать пространственное воображение, память, творческие способности, конструктивное мышление;

- развивать вариативность мышления;

          - развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

- развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиваться лучших результатов;

- воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию. - воспитание самостоятельности и инициативности;

2.2.         Новые технологии и направления

 Активно стали использовать в нашей работе пространственное моделирование на базе оригами. Этот процесс оказался для нас очень творческим. Каждый раз мы решали, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них наших детей, анализировали математический потенциал изделий, выбранных для моделирования. работу по этому направлению мы стали осуществлять следующим образом:

- начинали моделирование с простейших фигур.

- постепенно приучали детей к условным знакам, схемам (дети с высоким уровнем знаний: Маша, Андрей, Дима очень быстро и точно освоили алгоритм действий, с остальными детьми проводились дополнительные занятия, индивидуальная работа).

- давали детям задание на дом – просили их складывать те фигурки, которые они научились делать в саду, и дарить их родным, друзьям. После того, как наши дети научились моделировать 6-7 фигурок, организовали конкурс «волшебный листик». Стали замечать, что в свободной деятельности дети самостоятельно складывали фигурки по памяти, разбирали готовые фигуры, зарисовывали них схему моделирования, создавали свои новые фигурки. Открыв для себя новый метод в работе с детьми по математике и применив его на практике, мы сделали вывод, что моделирование на базе оригами очень эффективно для успешного математического развития наших детей.

Цель эвристического подхода к математическому развитию детей заключается в том, чтобы помочь ребенку открыть каналы своего общения с миром математики, осознать их особенности и освоить научные языки. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задаем вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше 3? Да, если 4 и 3 – количественные характеристики объектов разной мерности, 4- количество дней, а 3 – количество недель. Таким образом, эвристическое направление раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

При знакомстве с новыми количественными характеристиками, при закреплении порядкового счета использовали метод «вживание» - вселение ребенка в состояние изучаемого объекта. «Представь себе, что ты число 5. Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравиться делать? И т.д.»

Детям  предлагали следующие задания (Маша, Андрей, Дима, Максим) придумайте самое маленькое число, придумать и обосновать собственное изображения чисел, дать собственное определение таким понятиям, как точка, линия, отрезок, угол, треугольник, квадрат и д.р. Другим детям (Антон, Люба,Денис,Ира) старались давать задания не такие сложные – подобрать цвета к числам, дням недели, месяцам, придумать свои игры с числами и фигурами, составить задачу на заданный пример (5-1+2) или тему, планировали следующие эвристические образовательные ситуации – оживить каждую цифр, нарисовать ее в цвете, изобразить своим телом. – нарисовать (слепить, смоделировать) геометрический сад.

Выводы.

- обобщая сказанное, отметим, что теория эвристического обучения представляет тем самым эффективный инструментарий для математического развития ребенка.              

-  эвристический подход позволил успешно соедин6ить индивидуальную творческую самореализацию, как нам, так и детям.  

Для совершенствования познавательных процессов, для развития творческого потенциала стали использовать такие методы и приемы ТРИЗ , как выделение и разрешение проблемных ситуаций, организовывали и проводили логические ТРИЗ – упражнения и специальные ТРИЗ – игры. Проблемные ситуации можно выделить из любимых произведений детской  литературы, мультипликационных и художественных фильмов, сказок. В целях математического развития детей проводили игры типа -  «хорошо-плохо», «что во что входит», «выбери троих», «маленькие человечки», линейка« Да-Нет-ка»

- моделирование маленькими человечками позволяет каждому из играющих испытывать на себе, что чувствует моделируемый объект, не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать изменения.

- линейка «Да-Нет-ка» использовали эту линейку для закрепления циф, обучение ориентировки в пространстве.

Все вышеуказанные ТРИЗ - направления в математическом развитии доступны и очень интересны нашим детям.

2.3. Планирование предметно-развивающей среды

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения, в активной, содержательной деятельности, организуемой нами. Вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Для нас было очень важно организовать так детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы дети упражнялись в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели, чувствовать эмоциональный комфорт.

Вот примерное оборудование центра математики:

- счетный материал

- комплекты цифр ,математических знаков, геометрических фигур

- рабочие тетради «Математика – это интересно»

- счеты, счетные палочки

- математическое лото, домино, шахматы

- дидактические игры

- таблицы, схемы, чертежи

-учебные приборы ( линейки, ростомер для детей и кукол, часы)

- модели: года, дней недели, частей суток

- уголок сюрпризов (новые головоломки, ребусы, загадки, игры)

- игры изготовленные руками детей и родителей

- кроссворды, кубики Рубика и различный материал для развития логического мышления, творчества.

2.4. Работа с родителями.

Все вопросы, касающиеся развития творческой активности ребенка, решали в тесном контакте с семьей. Убеждали в необходимости продолжения данной работы дома. Для этого мы использовали различные формы работы:

- родительские собрания,

- открытые занятия,

- игротека с родителями,

- консультации,

- беседы,

- математические досуги,

- стенды, папки-передвижки.

Подготовили для родителей консультацию, на которой ознакомили их с задачами математического развития, дали конкретные рекомендации, побеседовали с родителями о том, с какими  трудностями сталкиваются их дети на занятиях. Дали советы как реагировать на успехи детей и на их неудачи. Провели для родителей несколько открытых занятий. После таких просмотров организовали «вечер вопросов и ответов»,  на котором в оживленной, интересной беседе и спорах родители имели возможность высказать свое мнение. Стало для нас традицией организовывать выставки совместного творчества. Так, например, попросили детей с помощью взрослых сочинить сказку математического содержания, где главные герои – это цифры, геометрические фигуры и т.д. Провели конкурс на самую оригинальную поделку из оригами. Провели интересные и увлекательные математические праздники и досуги (театральные постановки с математическим содержанием). Родители помогали шить костюмы и изготавливать декорации.

 Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: родители стали активными помощниками и участниками педагогического процесса.

Выводы

В результате проделанной нами работы пришли к выводу, что все эти направления способствуют углублению дидактических основ формирования математических представлений у детей:

1. Проявляется способность понимать связи и закономерности.

2. Испытывать интерес к самому процессу познания,  самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

3. Приобретение умения работать в коллективе.

4. Овладение доказательной речью.

Все эти методики и технологии несут интересные идеи, облегчающие процесс математического развития детей в условиях семьи.

Предметно-развивающая среда пополнилась играми и пособиями, изготовленными руками детей, родителей, педагогов.

 Планируем в дальнейшем использовать разнообразные методики и технологи, направленные на развитие словесно-логического мышления, творчества, воображения и т.д.

Список литературы

  1. В.Н. Влочкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
  4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  5.  Логика и математика для дошкольников/Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997.
  6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… - М.: «Баласс», 2001.
  7. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные  направления.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.    
  2. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – СПб: Акцидент, 1998. (Библиотека программы «Детство»).

  1.  Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.

11. В.В.Абашина Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
12.  Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
13.  Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
14. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. /С-Пб. «Детство-ПРЕСС», 2008.

15. Н.В.Ехевич Развивающие игры для детей. М- «Физкультура и спорт», 1990.


[1] Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – СПб: Акцидент, 1998. (Библиотека программы «Детство»)

[2] Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста.  – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

[3] В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспект занятий в старшей группе детского сада. Математика. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

     В современной жизни проблема обучения математике приобретает  всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....

«Теория и методика формирования математических представлений детей дошкольного возраста»

ООО Федеральный учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации  «Знания»...

Формирование математических представлений детей дошкольного возраста через комплекс игр на ковролине

Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития познавательной активности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ...