План работы кружка "Развивайка" в старшей группе
материал по математике (старшая группа) на тему

Иванова Гельсиря Сейфулловна

В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Основное предназначение  дополнительного образования — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем.  Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«РАЗВИВАЙКА»

в старшей группе «Солнышко»

МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость»

        

Составитель:

                                                                                                 воспитатель Иванова Г.С.

Новочебоксарск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Основное предназначение  дополнительного образования — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем.  Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Детский сад  реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от  простого к сложному.  Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.  Программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

       Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

      Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

     Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивайка», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста.  Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр блоков Дьенеша, кругов Эйлера лабиринты, головоломки и т.д.

Цель программы

       Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о цвете, величине, форме, множестве пространстве и времени.
  • Формировать приёмы  умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Формировать умения планировать свои действия и осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников интерес к логическим играм.
  • Развивать желание активно познавать и производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей.
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Развивать  речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Закрепление детьми математической терминологии.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
  • Воспитывать умение работать индивидуально и в команде.
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Перечень методических пособий

Логические блоки Дьенеша (ЛБД)

      Набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают  мыслительными умениями  анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Головоломки и лабиринты.

     Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Организация работы

     В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

     Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

      Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

     Кружковая работа организуется в группе, во второй половине дня, 1 раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Содержание  программы кружка

состоит из трех блоков

  • Развиваем вычислительные навыки
  • Развиваем геометрические представления
  • Развиваем пространственные и временные отношения
  •  

Каждый из блоков включает в себя по 10 занятий.

Периодичность – 1 занятие в неделю.

Длительность занятий - 25 минут. Количество детей – 10 человек

1 блок «Развиваем вычислительные навыки»

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материал

Октябрь

Занятие №1

«Волшебные палочки»

Познакомить детей с эталонами цвета: красным, синим, желтым, белым, черным; развивать умение детей выделять отдельные палочки из группы и составлять группу из отдельных палочек. Развивать внимание,  память, расширять словарь за счет прилагательных(красный, желтый, синий, белый, черный).

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №2

«Волшебный сундучок»

Продолжить осваивание эталонов  цвета и их название. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые.

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №3

«Разноцветные дорожки»

Продолжать учить детей различать и группировать палочки по цвету, называть цвет(белая, голубая, розовая) и величину(длинная, короткая); развивать зрительный глазомер.

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №4

«Поезд»

Развивать представления о цвете, умении называть цвета, представления о длине (длинный, короткий), умение сравнивать палочки по длине, используя прием наложения. Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Пособие «Палочки Кюйзинера», карточки с цифрами

ноябрь

Занятие №5  

«Построй квадраты»

Развивать представления о квадрате. Учить составлять квадрат на основе подбора палочек одинакового цвета. Развивать умение соотносить предметы по величине и цвету. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые по цвету и длине, большой квадрат, маленький квадрат.

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №6  

«Забор для гномов»

Формировать представления о высоте палочек, умение сравнивать палочки по высоте и длине. Познакомить с понятиями: высокий, низкий. Развивать зрительный глазомер. Расширять словарь за счет введения прилагательных (высокий,  низкий).

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №7  

«Елочка»

Упражнять в умении выкладывать рисунок по образцу, в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее - короче,     развивать    представления об эталонах цвета. Развивать умение отгадывать загадки.

Пособие «Палочки Кюйзинера», карты - схемы

Занятие №8  

«Разложи по цвету»

Закрепить знания эталонов цвета и их название, развивать представления о признаках палочек – палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Пособие «Палочки Кюйзинера» Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Декабрь

Занятие №9

«Город геометрических фигур»  

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить моделировать по словесной инструкции и решать ее самостоятельно,  упражнять в конструировании фигур из палочек,  закрепить умение называть цвета палочек, величину, геометрические фигуры(квадрат, треугольник).

Пособие «Палочки Кюйзинера»

Занятие №10

«Построим домик для матрешки»

Познакомить с образованием и составом чисел в пределах 10 и  цифрами.

Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения.

Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце», пособие «Палочки Кюйзинера»,

Занятие №11

«Скворечник»

Формировать и закреплять умения детей составлять, решать и делать рисунки и схемы к задачам на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить  представления детей о  длине (самая длинная, короче, самая короткая), поупражнять в назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и других).

Пособие «Палочки Кюйзинера»

2 блок «Развиваем геометрические представления»

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материал

Декабрь

Занятие №1

Игра «Сколько?»

Развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Логические фигуры

Январь

Занятие №2

Игра «Найди пару»

Знакомить с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Карточки с символами фигур

Занятие №3

«Угощение для медвежат»

Развивать  умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам. Формировать понимание слов: «разные», «одинаковые». Подведение к пониманию отрицания свойств.

9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша,

Занятие №4

«Художники»

Развивать  умения анализировать форму предметов. Формировать  умения сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции)

«Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков

Занятие №5

«Магазин»

Развивать  умения выявлять и абстрагировать свойства. Развивать  умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

Февраль

Занятие №6

«Украсим елку бусами»

Развивать  умения выявлять и абстрагировать свойства.

Формировать умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.

Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Занятие №7

«Детская площадка»

Развивать логическое мышление. Разработать проект строительной площадки.

Алгоритм №1, №2, блоки

Занятие №7

«Логический поезд»

Развивать  способность к логическим действиям и операциям. Формировать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Совершенствовать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.  Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).

На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.

4 вагона .

Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами.

Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Занятие №8

«Мозаика цифр»

Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

Формировать умение выбирать блоки по заданным свойствам.  Закреплять навыки вычислительной деятельности

48 карточек с изображением символов и примеров;12 числовых карточек.

Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина);15 предметных карточек; блоки Дьенеша

Март

Занятие №9

«Волшебное дерево»

Формировать умение выбирать фигуру по блок – схеме. Развивать логическое мышление.

Схема- дерево, блоки, схемы блоков.

Занятие №10

«Улица города»

Упражнять в умении располагать геометрические фигуры в круги Эйлера по заданию педагога. Развивать логическое мышление.

Блоки, круги Эйлера.

3 блок. «Развиваем пространственные и временные представления»

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материал

Март

Занятие №1

«История Муравьишки»

Знакомить  детей с историей Муравьишки, нацеливать детей  на

оказание ему помощи, развивать пространственные представления

детей.

Карточки с заданиями, лабиринты, демонстрационный

материал – сюжетные картинки к истории, дыхательная гимнастика

«Ветер».

Занятие №2

«Умные клеточки».

Развивать сообразительность, ориентацию на листе бумаги в

клетку, умение выполнять определенные действия на листе бумаги в

клетку под диктовку педагога.

Листы бумаги в клетку, простой карандаш, ластик, карточки

с конечным результатом.

Апрель

Занятие №3

«Грибной пирог»

Формировать математические представления детей, умение

видеть порядок слоев пирога и рассказать процесс его приготовления,

развитие пространственных и временных представлений детей

Игра «Разложи начинку из грибов на пирог», чтение стихов

о грибах.

Занятие №4

«Помоги Муравьишке найти дорогу к

муравейнику».

Продолжать формировать пространственные и временные

представления детей, умение проходить лабиринты и запутанные

дорожки, приводящие к заданной цели

Рабочие листы с лабиринтами и запутанными дорожками ,

карточки с примерами, цветные карандаши

Занятие №5

«Заколдованный лес»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение слушать и слышать инструкцию, двигаться в том направлении, куда ведет команда, выполнять задания, приводящих к конечной цели

Подвижная игра «Левее–правее», рабочие листы, Цветные

карандаши, сюрприз – клад.

Занятие №6

«Составим узор»

Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме  расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.

Кубики Никитина

Занятие №7

Моделирование из кубиков по заданным схемам

Развивать произвольность (умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей.

Кубики Никитина

Май

Занятие №8

Игра «Сколько всего»

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Круги Эйлера, геометрические фигуры

Занятие №9

Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем»

Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Развитие внимания, мышления, воображения.

Круги Эйлера, геометрические фигуры

Занятие №10

«Строим дом»

Закреплять умения детей готовить чертеж  дома. Развивать логическое мышление  

Тетради в клетку и карандаши

Занятие №11

«Математические задачи в стихах»

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10

Список используемой литературы.

Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.

Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.

Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.

Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.

Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004

Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.

Игры Воскобовича.

        Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры  Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт",  "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.

Палочки Х.Кюизенера.

     С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Кубики  Никитина.

     В развивающих творческих играх Никитина  удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к  сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей.  Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и  они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.  К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы в старшей группе на 19феврвля

Тема дня :"Сегодня праздник наших пап"...

Перспективный тематический план работы в старшей группе на ЛОП.

В летний оздоровительный период воспитательные и образовательные задачи планируются и решаются в той же мере, что и в учебном году. Данная схема планирования  поможет воспитателям наполнить жизнь...

Перспективный план работы для старшей группы Воспитатель: Комиссарова Наталья Васильевна

Материал по знакомсву с православной культурой в старшей группе...

календарный план работы в старшей группе по теме "Одежда"

Подробный план нанеделю с указанием образовательных областей по ФГОС...

Перспективный план работы в старшей группе по теме: «Геометрия для маленьких»

игры и игровые упражнения для детей старшей группы по развитию геометрических представлений...

Перспективный план работы в старшей группе «Звездочки» по теме «Космос»

Задачи:Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной;Формировать представление о солнце, как источнике тепла и света; о Земле как планете жи...

Календарный тематический план работы в старшей группе на первую неделю апреля

Календарный план работы с детьми в старшей группе на тему: "Космос" на неделю...