Конспекты НОД по математике.doc
план-конспект занятия по математике ( группа) по теме

Астафьева Наталья Владимировна

 

Конспекты непосредственно образовательной деятельности

по математическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты непосредственно образовательной деятельности

по математическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

 «Посылка от Смешариков»

 Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

 Цели занятия:

 Образовательные:

 • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.

 • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, понятия внутри, снаружи.

 • Знание цифр от 1 до 10. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10. Называть соседей числа в пределах 10.

 • Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

 • Формировать навык полных ответов на вопросы.

 Развивающие:

 • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

 • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, сообразительность, логическое мышление.

 • Развивать мелкую моторику кисти рук.

 • Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; выявлять и абстрагировать два свойства.

 Воспитательные:

 • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

 • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

 • Воспитывать умение слушать друг друга.

 • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

 Словарная работа

 • активизировать в речи детей название геометрических фигур, основных цветов.

 Развивающая среда:

 Оборудование: Пластиковая посылка, конверт с текстом письма от Смешариков; лист бумаги с заданиями, письма с заданиями в количестве 9 штук, два обруча, таблички разделенные на три части с числами от 1 до 9 и такие же таблички с готовыми ответами, таблички с изображением предметов (бабочки, комары, мячики, обручи, неваляшки, собачки, зонтик, аудио записи фоновой музыки; магнитофон.

 Раздаточный материал: листочки с заданиями, карточка с заданием, фломастер красного цвета, клей-карандаш, простой карандаш, блоки Дьенеша - по три штуки разного цвета и формы, таблица с геометрическими фигурами (желтый круг, зеленый треугольник, красный квадрат) и такие геометрические фигуры на тарелочках.

ХОД

 Ребята, Сегодня утром в группу принесли посылку. (Читает адресата посылки). Это посылка от Смешариков. Откроем посылку и посмотрим, что в ней.

 Воспитатель открывает посылку, достает письмо и читает.

 Здравствуйте, дорогие ребята!

 Вам пишут жители страны Смешарики.

 Мы вам посылаем посылку с заданиями, где вы должны проявить смекалку, сообразительность, ум. Задания очень трудные, но мы надеемся, что вы с ними справитесь.

 Когда все задания будут решены, отправьте их нам, пожалуйста.

 Ждем с нетерпением.

 С наилучшими пожеланиями жители страны Смешариков.

 - Да, ребята, предстоит нам трудная работа.

 Воспитатель достает лист бумаги с написанными заданиями от Смешариков, размещает листок на доску.

 - Первое задание от кого? (Ответы детей). Правильно, от Копатыча. Он предлагает нам сделать гимнастику для пальцев, для того, чтобы хорошо развивались наша речь и память.

 Пальчиковая игра «Вот все пальчики мои».

 Вот все пальчики мои.

 Их как хочешь, поверни –

 И вот эдак, и вот так,

 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

 Не сидится им опять:

 Постучали, повертели

 И работать захотели.

 Дали ручкам отдохнуть.

 А теперь пора нам в путь.

 - Первое задание мы выполнили.

 - Второе задание нам задает Нюша. Она просит нас отгадать загадки.

 - А загадки то не простые, с подвохом. Вот послушайте.

 Педагог читает загадки с паузой перед ответом.

 Зимой в берлоге

 Видит сон

 Лохматый,

 Косолапый… слон (медведь)

 Быстрее всех от страха

 Несётся … .черепаха (заяц)

 Длиннее шеи не найдёшь.

 Сорвёт любую ветку … ёж (жираф)

 Под луною песню петь

 Сел на веточку … лось (соловей)

 Дочерей и сыновей

 Учит хрюкать… муравей (свинья)

 По сосне, как в барабан,

 Застучал в лесу… баран (дятел)

 Над лесной поляной ночью

 Долго слышался кошмар:

 Ухал, ахал, выл по-волчьи

 И пугал зверей … комар (филин)

 В чаще голову задрав,

 Воет с голоду … пингвин (волк) .

 Хвост веером, на голове корона.

 Нет птицы краше, чем … ворона (павлин) .

 - Правильно ребята вы отгадали загадки. Молодцы.

 - Следующее задание от кого? (Ответы детей) .

 Какое же задание нам придумал Бараш. Он предлагает найти цифры, которые спрятались. Для этого надо сесть за столы. Но перед тем как начнем работу, мы с вами помассажируем всю поверхность ладошек шариками с колючками. Хорошо. Положили их на место. Возьмите фломастер красного цвета и раскрасьте цифры, которые найдете. Все нашли? (Ответы детей).

 - Теперь положите фломастер на место. Какие цифры вы нашли? Где они находились? (Ответы детей).

 Число 0 – за окном.

 Цифра 1 - на подоконнике.

 Цифра 2 – на стене.

 Цифра 3 – на дереве.

 Цифра 4 – на окне чердака.

 Цифра 5 – на чердаке.

 Цифра 6 – за аркой

 Цифра 7 – на фонарном столбе

 Цифра 8 – на балконе.

 Цифра 9 – в трубе.

 - Отлично, все цифры нашли.

 - Следующее задание нам задает … Крош.

 Он предлагает нам найти пару предметов. Посмотрите внимательно, какие предметы можно соединить между собой. Например: кровать не бывает без подушки. (Работа на ассоциацию). Нужно найти 10 пар предметов. Одну пару мы уже нашли. Найдите остальные пары.

 Дети самостоятельно находят пары предметов:

 Светофор – автомобиль.

 Чайник – чашка с блюдцем.

 Кровать – подушка.

 Снеговик – снежинки.

 Игольница – катушка нитки.

 Цветок – бабочка.

 Монета – копилка.

 Мышка – кошка.

 Тетрадь – ручка.

 Воспитатель во время выполнения задания подходит к кому-нибудь из детей и просит уточнить, почему ребенок соединил эту пару предметов. (Примерный ответ ребенка: я соединил снеговика и снежинку, потому что снеговика делают из снега) .

 - Следующее письмо от Лосяша. Он предлагает нам сделать разминку.

 Сколько увидите предметов, столько раз сделаем движения.

 Сколько бабочек – сколько раз помахать руками – 7

 Сколько мух, столько раз нужно хлопнуть – 8.

 Сколько мячиков, столько раз нужно прыгнуть – 3.

 Сколько обручей, столько раз должны покрутиться ее вокруг себя– 5.

 Сколько неваляшек, столько раз наклоняться вправо и влево – 4.

 Сколько собачек, столько раз нужно повилять хвостом – 6.

 - Следующее письмо от Совуньи. Она нам предлагает сделать гимнастику для глаз под музыку. Слышите, начинается дождь. (Гимнастика с релаксацией) .

 Гимнастика для глаз "Дождик"

 Начинается дождь.

 Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

 И вторая пробежала - кап!

 Мы на небо посмотрели, (голова прямо, глаза смотрят вверх) .

 Капельки кап - кап запели,

 Заморосил дождь.

 Спрячемся под зонт!

 Закроем все глаза,

 Послушаем мы шум дождя. (Дети сидят под зонтиком в позе «султана») .

 Мы на небо посмотрели, (Голова прямо, глаза смотрят вверх)

 Облака все улетели. (Взмахи кистями рук вправо - влево, дети следят за ними глазами) .

 Капелька одна упала, (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

 А потом еще одна,

 и последняя упала

 Прямо нам на нос. (Смотрят на кончик носа) .

 Глазки закрываем,

 Медленно вдыхаем. (Вдыхают через нос)

 А на выдохе (Выдох через рот)

 Глазки открываем.

 - Вот какую замечательную гимнастику для нас отправила тетушка Сова.

 - Письмо под номером 7 от Ежика. Он предлагает назвать соседей числа, которые изображены на карточке. Какое число изображено. Число 5. Назовите соседей. Правильно, 4 и 6. Следующее число… 7. Назовите соседей этого числа. (Ответы детей). Правильно, числа 6 и 8.

 И так далее – 9, 2, 4, 6, 1, 3, 8.

 - Умницы, справились с заданием очень быстро.

 - Это письмо от… Пина. Он предлагает найти недостающие фигуры из логического блока. Садитесь за столы. Внимательно посмотрите.

 - На карточках изображены геометрические фигуры. Какие? (Ответы детей). Они какого цвета? (Ответы детей). Правильно – красного, желтого и зеленого. Все ли клеточки у блока заняты? (Ответы детей). Две клеточки пустые. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидите, что одна клеточка пуста. Каких фигур не хватает? (Ответы детей).

 - Правильно, во втором ряду не хватает красного квадрата.

 Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда.

 - В этом ряду какой фигуры не хватает? (Ответы детей). Правильно, зеленого треугольника.

 - У вас на тарелочках лежать геометрические фигуры, найдите соответствующую фигуру и наклейте их на место.

 Дети самостоятельно наклеивают геометрические фигуры.

 Умницы, справились все с заданием.

 - Кар–Карыч нам тоже прислал задание. Тут какой-то ребус: один круг наложили на другой так, чтобы получилась в середине дырка, на одном нарисовал кляксу красного цвета, а на другом одни кружочки разного размера. А в области пересечения двух кругов стоит восклицательный знак? Как нам разгадать этот ребус? Непонятный он какой-то. Чтобы это значило? (Ответы детей). А где же взять эти фигуры? В посылке лежат какие-то фигуры. Так это же блоки Дьенеша. Теперь понятно. На один круг надо разложить фигуры только … желтого цвета, а на другой круг разложить фигуры только …. круглой формы. Ребята, а вы догадались, что должно быть в области пересечения? Догадались? (Ответы детей). Молодцы, конечно же, круг желтого цвета. А если таких фигур несколько, где они должны лежать? Все должны быть в центре. На пол выложен два обруча: обруч желтого цвета и красный обруч так, чтобы в середине образовалась еще одна сфера. Возьмите по три фигуры и расположите их правильно.

 Дети самостоятельно выкладывают в пересекающиеся окружности фигуры по заданию.

 - В желтый обруч какие геометрические фигуры разместили? (примерный ответы детей: Желтые фигуры разместили в желтый обруч, а в красный обруч все круглые фигуры. На пересечении двух обручей разместили желтые круглые фигуры.)

 - Смешарики отправили вам не только круглые и желтые фигуры. Куда их разместим?

 Ответы детей. Остальные фигуры мы разместили за обручами, потому что они не круглые и не желтые.

 - Молодцы. Справились с заданием отлично.

 - Ребята, вам сегодня понравились задания, которые прислали Смешарики? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Мы отправим им посылку с нашими ответами на задания и будем ждать письма.

 Занятие заканчивается под песню из м/ф про Смешариков.

 «Математическое лото»

Программное содержание: учить детей отгадывать логико-математические загадки. Упражнять в умении соотносить число с количеством предметов. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.

Материал: раздаточный материал на каждого ребенка, шарики с номерами, цифры.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В: - Ребята, вы любите играть?

Д: - Да.

В: - Я предлагаю вам поиграть в лото, только оно необычное. Это шарики с номерами. Каждый шарик - обозначает какое-либо задание.

В: - Будем шарики доставать и задания выполнять!

В: - Даша доставай шарик.

В: - Шар №3.

Математические задачки.

Слушайте внимательно отвечайте правильно!

Идет мама по дорожке,

Топ-топ-топ,

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын............ (один)

Папа Зай и мама Зая,

С ними Зайка, их сынок. Хорошенько посмотри;

Сколько вместе зайцев?   (три)

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез

А сколько убежали в лес?   (два)

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а............. (три)

В: - Молодцы.

В: - Ксюша, доставай следующий шарик.

В: - Шарик №2.

Дидактическая игра «Какой фигуры не достает?»

Под этим номером - такое задание. Нужно найти недостающую фигуру.

В: - Молодцы, все справились.

В: - Марк, доставай следующий шарик.

В: - Шарик №4.

Физкультурная пауза.

Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

В: - Лиза, достань следующий шарик.

В: - Шарик №1

Дидактическая игра «Веселый счет»

Под этим номером такое задание. Садитесь за столы. Слушайте внимательно. Нужно соотнести картинку с цифрой.

В: - Молодцы.

В: - Полина, доставай следующий шарик.

В: - Шарик №5.

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Под этими номером такое задание. Я показываю цифру, а вы должны выполнить действия столько раз, какая цифра на картинке.

- подпрыгни столько же раз

- присядь

- хлопни в ладоши

- наклонись

- подпрыгни на одной ноге.

В: - Молодцы.

В: - Вот и все шарики закончились.

В: - Ребята, давайте вспомним, какие задания мы с вами сегодня выполнили.

В: - Вам понравилась играть?

Д: - Да.

В: - А какое задание было для вас трудным?

В: - С каким заданием вы справились быстро?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики"

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики" Цели:Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве. Продолжать учить детей считать в пределах...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....