Алгоритм освоения детьми элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Предлогаемый материал адресован воспитателям ДОУ. Он поможет систематизировать работу воспитателя по развитию элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Алгоритм освоения детьми элементарных математических представлений».

Автор: воспитатель Агафонова Л.Т.

Составление множества из отдельных элементов и выделение элемента из множества

  1. Внести группу предметов.
  2. Рассмотреть элементы множества (цвет, форма, размер).
  3. Ввести понятие « много».
  4. Спросить у детей: « Сколько  перед ними предметов?».
  5. Предложить детям взять по одному предмету.
  6. Уточнить, по сколько предметов взяли дети.
  7. Обратить внимание на то, что у педагога не осталось ни одного предмета.
  8. Ввести понятие «ни одного».
  9. Предложить из предметов снова составить множество.

Уравнивание множеств

  1. Уточнить, какие предметы расположены на верхней полоске карточки; какого они цвета (размера, формы).
  2.  Уточнить, какие предметы расположены на нижней полоске, какого они цвета (размера, формы).
  3. Уточнить, сколько предметов на верхней полоске.
  4. Уточнить, сколько предметов на нижней полоске.
  5. Выяснить, где больше предметов и на сколько.
  6. Выяснить, где меньше предметов и на сколько.
  7. Уточнить, что надо сделать, чтобы предметов стало поровну. Выполнить уравнивание.
  8. Выяснить, что можно сказать теперь про количество предметов на полосках.

Ознакомление с геометрическими фигурами

  1. Показать геометрическую фигуру, назвать её.
  2. Предложить детям назвать фигуру.
  3. Найти фигуру среди других фигур.
  4. Обследовать фигуру двигательно – осязательным путём.
  5. Сравнить фигуру с другой фигурой.
  6. Выполнить практические действия с этой фигурой.

        Обучение порядковому счёту

  1.  Выставить 5 разнообразных предметов.
  2. Уточнить, сколько каких предметов выставлено.
  3. Пересчитать предметы слева на право, называя порядковые числительные.
  4. Предложить детям самостоятельно пересчитать предметы аналогичным способом.
  5. Познакомить с вопросом: «Который по счёту?».
  6. Упражнять порядковому счёту на разнообразных предметах.

Обучение счёту звуков

  1. Подготовить игрушки для счёта, ширму и инструменты для извлечения звуков.
  2. Сформировать задание: на каждый звук ставить игрушку.
  3. Издать звук.
  4. Проверить действия детей.
  5. Продолжать издавать звуки.
  6. Проконтролировать выполнение задания детьми.
  7. Предложить 2 – 3 детям издать столько звуков ( с помощью инструмента), сколько игрушек находится на столе.

      Ознакомление с цифрой

  1. Внести определённое количество предметов, уточнить их количество.
  2. Обратить внимание на то, что количество предметов мы можем заменить числовой карточкой.
  3. Предложить подобрать соответствующую числовую карточку и попросить объяснить, почему дети подобрали именно эту карточку.
  4. Познакомить с цифрой, соответствующей количеству предметов.
  5. Предложить детям найти на столе такую же цифру, показать и назвать её.

        Счёт предметов, расположенных в беспорядке

  1. Установить предмет, с которого начнётся счёт, предложить запомнить этот предмет.
  2. Предложить детям считать в любом порядке; обращать внимание на то, чтобы дети не считали дважды один и тот же предмет; не пропускали ни одного предмета при счёте.
  3. Предложить детям пересчитать предметы в 2 – 3 группах.
  4. Обратить внимание на то, что расположение предметов не влияет на результат счёта.

Ориентировка в пространстве «от себя»

  1. Определить, где у ребёнка правая сторона, где левая; что для ребёнка «впереди», «сзади», «вверху», «внизу».
  2. Определить, что находится перед ребёнком, позади, вверху, справа, слева от него.
  3. Предложить ребёнку двигаться в заданном направлении.

             Определение характеристики числа

  1. Определить место числа в натуральном ряду чисел (на каком по счёту месте находится число).
  2. Установить взаимообратные отношения между смежными  числами.
  3. Определить состав числа из единиц.
  4. Определить состав числа из двух меньших чисел.

             Счёт предметов в обратном порядке

  1. Выставить некоторое количество предметов; определить, сколько их.
  2. Убирать по одному предмету, обращая внимание на оставшееся количество предметов.
  3. Посчитать ещё раз в обратном порядке, но уже без наглядной основы ( хором и индивидуально).

Сравнение предметов с помощью условной мерки

  1. Определить условную мерку.
  2. Совместить начало мерки с началом одного объекта.
  3. Мерку приложить параллельно измеряемому объекту.
  4. Сделать отметку карандашом там, где метка заканчивается.
  5. Приложить метку снова, но уже начало её совместить со сделанной отметкой. Повторять эти действия до тех пор, пока конец метки не совпадёт с концом предмета (или не выйдет за его границы). Отметить, сколько условных мерок укладывается в длине предмета.
  6. Проделать аналогичные действия (1 -5) с другим предметом.

              Ориентировка в пространстве «от предмета»

  1. Определить пространственные ориентиры предмета.
  2. Определить те же ориентиры для ребёнка. Обратить внимание на то, что существует обратная зависимость: то, что у предмета справа, то у ребёнка слева и т.п.
  3. Учить располагать предмет и располагаться самому согласно заданию (положи зайчика слева от себя; встань так, чтобы мишка был справа от тебя).

              Ориентировка на листе бумаги

  1. Определить, где верхняя сторона листа, где нижняя его сторона.
  2. Определить, где правая сторона листа, где левая его сторона.
  3. Определить центр листа.
  4. Обратить внимание на наличие у листа углов; предложить показать верхние, нижние, правые и левые углы.
  5. Объяснить, что такое правый верхний угол и пр.
  6. Попросить расположить на листе, соответственно заданию, предметы или геометрические фигуры.
  7. Спросить у детей, где какая фигура находится.
  8. Нарисовать фигуры на листе в соответствии с заданием.

               Составление и решение арифметических задач

  1. Составить задачу на сюжетной основе.
  2. Уточнить структуру задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
  3. Попросить детей повторить условие, вопрос, всю задачу в целом.
  4. Решить задачу, выполнив математические действия.
  5. Дать овеет к задаче.
  6. Самостоятельно составить задачу.

                 Измерение с помощью линейки

  1. Найти нулевую отметку на линейке.
  2. Совместить нулевую отметку с началом измеряемого объекта.
  3. Линейку прикладывать параллельно измеряемому объекту.
  4. Запомнить число на линейке, которое совпадает с концом измеряемого объекта.

                   Ориентировка на листе бумаги в клетку

  1. Найти рабочую строку и поставить точку (2 клетки слева, 2 клетки сверху).
  2. Обвести фигуру по разметке.
  3. Заштриховать фигуру.
  4. Нарисовать по клеткам простое изображение.
  5. Рисовать от отмеченной точки под диктовку.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Алгоритмы в развитии логического мышления». Старшая группа.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с использованием алгроритмов для развития логического мышленияПрограммное содержание:1.Закрепить и уточнить ...

Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей 6-7 лет

Планирование осуществляется по тематическим модулям с указанием тем недели, форм организации НОД, образовательных задач....

Рекомендации для родителей об освоении детьми логико-математических представлений

 Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получ...

Алгоритм создания интерактивных заданий, созданных с помощью программного обеспечения SmartNotebook для детей 6 – 7 лет по формированию элементарных математических представлений

Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей...