Картотека дидактических игр ФЭМП
картотека по математике (средняя группа) на тему

Грекина Татьяна Леонидовна

 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grekina_t.l_dou_41kartoteka_matematika.docx534.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Картотека дидактических игр по математике для детей среднего дошкольного возраста.

Разработал воспитатель:

Грекина Татьяна Леонидовна

2015г

Дидактическая игра «Снеговики»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребенку примерно так:

«Вот зайчишка у реки встал на задних лапках... Перед ним снеговики с метлами и в шапках. Заяц смотрит, он притих. Лишь морковку гложет, Но что разного у них — он понять не может.

А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки...»

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Дидактическая игра «Муравьи»

Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.

Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».

Дидактическая игра «Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

«Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло».

«Волшебный знак»

 Цель: Закреплять понятия больше, меньше.

На столах для каждого ребёнка расположены карточки с изображением предметов  разных по количеству:

Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять карточку и плоскостной знак «>»,  и уточняет, что он обозначают:

                  «Птичка клювик повернула

                    Там, где больше вкусного,

                    А где меньше – отвернулась,

                    Ничего не скушала».

Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число.

Дети расставляют знак между числами, читают запись и обосновывают свой выбор.

«Выложи дорожку»

Цель: Развивать внимательность.

«Ребята! Посмотрите! Здесь был мост, осталась лишь малая его часть. Мы его отремонтируем и узнаем, куда он нас приведет?»

У детей схема «логических цепочек», (например: красный маленький квадрат, зеленый треугольник, желтый большой квадрат, синий прямоугольник, зеленый маленький круг) – повторить 2 раза. Дети выкладывают «дорожки» на столах. Проводится взаимопроверка, исправление ошибок.

  "Помоги цыплятам"

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:

"Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"   


" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Материалы: Вырезанные из картона макеты животных.

Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д. 

"Наш день"

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры

 Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:

        Кукла Валя хочет спать.

        Уложу ее в кровать.

        Принесу ей одеяло,

        Чтоб быстрее засыпала

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр. ФЭМП. Старшая группа

Картотека дидактических игр. ФЭМП. Старшая группа...

картотека дидактических игр ФЭМП в младшей группе

картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр ФЭМП

картотека игр для  старшего дошкольного возраста...

Картотека "Картотека дидактических игр по ФЭМП"

quot;Подбери фигуру"Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоуголь...