Проект "Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников".
проект по математике (подготовительная группа) на тему

 Чекалина Любовь Васильевна

Проект «Формирование временно-пространственных представлений у старших дошкольников» будет интересен воспитателям ДОУ  при перспективном планировании образовательной области «Познание» (развитие элементарных математических представлений). Проект интересен тем, что составлен на весь учебный год, а  содержание видов деятельности связано с тематикой дней недели и блоков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prostr_predst.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чекалина Л.В. воспитатель,

 муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39»

 г.Таганрог, Ростовской области.


Проект «Формирование  временно-пространственных представлений у старших дошкольников».

Автор проекта Чекалина Л.В.

                                                    Таганрог 2016г.

Актуальность.

 Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.  Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Паспорт  проекта.

Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.

Участники проекта: проект осуществлялся на базе МБДОУ №39, г. Таганрога, Ростовской области. Воспитатель Чекалина Л.В. и воспитанники  группы «Радуга» в возрасте 6-7 лет.

Продолжительность: долгосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Тематика видов деятельности с детьми связана с тематикой тем по блокам.

Материально-техническая база:

 - предметно – пространственная среда, центр математики;

- наглядный и демонстрационный материал по примерной программе «Радуга»;

- библиотечка книг, журналов с математическим содержанием.

Этапы реализации программы.

  1. Подготовительный – 17.08.2015г. – 14.09.2015г.
  2. Основной 15.09.2015г. – 04.05.2016г.
  3. Заключительный 05.05.2016г. – 25.05.2016г.

Цель проекта: развитие таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность у старших дошкольников посредством формирования временно-пространственных представлений.

Задачи проекта: способствовать накоплению опыта детей, способствующего оценивать некоторые промежутки времени, взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающей действительности,  последовательность действий во времени; умственное развитие чувства времени.

Предполагаемый результат: помочь ребенку быть более организованным и собранным.

Работа с родителями: консультация, сотрудничество. 

Методологической основой формирования временно-пространственных представлений старших дошкольников являются труды Ананьева Б.Г., Бабинского Ю.К.

Продукт проектной деятельности: выставка  рисунков, схем, путешествие с детьми по зданию детского сада, территории детского сада.

План реализации проекта.

Тема недели

Виды деятельности

Цели и задачи

Форма регистрации результата

1

Овощи. Фрукты.

Д/и «Из чего приготовим?»

Д/и «Вершки-корешки».

Д/и «Назови день недели».

Д/и «Где растёт?»

Д/и «Один-много».

Д/и «Неделька, стройся».

Усвоение категорий Р.П.

Закрепление правильного употребления предлогов «в», «из»; дней недели.

2

Грибы. Цветы.

Д/и «Подскажи словечки».

Д/и «Кто спрятался от дождя под грибком».

Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА.

Последовательность роста гриба.

3

Откуда хлеб пришел

Д/и «Составь рассказ».

Д/и «Когда это бывает?»

Установление причинно-следственных связей.

Закрепление названия и последовательности времен года.

«Что в начале, что потом» - составление схемы. Последовательности на примере роста пшеницы (схема).

4

Осенины.

Д/и «Корень и макушка».

Д/и «Что напутал художник?»

Закрепление понятий «верх», «низ», «середина».

 Закрепление названий времён года и признаков осени.

Измерение долготы дня по методу Маневцовой.

5

Обитатели живого уголка

Д/и «Нарисуй по точкам».

Д/и «Спереди-сзади».

Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов  В, НА, ПОД, МЕЖДУ.

Опиши движение животного по клетке.

6

Как животные готовятся к зиме

Д/и «Где жилище?»

Д/и «Верно-неверно».

Закрепление знаний о жилищах животных, их расположении.

Закрепление представлений о частях суток.

Нарисуй, как устроена норка мышки.

7

Деревья.

Какие бывают деревья.

Закрепление понятий «высокий», «низкий»

Нарисуй высокое и низкое дерево.

8

Домашние и перелетные птицы

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Кто лишний?»

Закрепление названий жилищ птиц.

Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

9

Наземный транспорт

Д/и «Помоги водителю найти дорогу в гараж».

Составление кроссворда на тему «Месяцы года».

Закрепление пространственных представлений.

Закрепление знаний о месяцах и их последовательности

Составление схем движения транспорта.

10

Водный транспорт

Д/и на классификацию надводного и подводного транспорта

Дифференциация понятий «над», «под».

Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время .

Рисование подводного транспорта, водного транспорта.

11

Воздушный транспорт

Д/и «Рисуем по клеточкам».

Навыки ориентации на листе бумаги

Помоги парашютисту безопасно приземлиться.

12

Неделя безопасности

Д/и «Помоги найти безопасную дорогу».

Развитие навыков ориентировки по плану-схеме.

Составления плана-схемы безопасной дороги в детский сад.

13

Познай себя

Д/и «Скажи где?»

Д/и «Веревка с узлами».

Формирование умения ориентироваться в собственном теле.

Закрепление названий дней недели.

Рисование человека.

14

Ребенок и другие люди

Д/и «Куда пойдём?»

Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве.

Выполнение поручений.

15

Заботимся о своем

здоровье

Д/и «Скажи где?»

Формирование умения ориентироваться в собственном теле

 ( закрепление)

Разложи предметы личной гигиены по полочкам.

16

Новогодние хлопоты.

Д/и «Когда это бывает».

Закрепление названий и последовательностей времён года, месяцев.

Чтение «Двенадцать месяцев», рисование братьев-месяцев.

17

Театр.

д/и «Найди свое место»

Закрепление пространственных представлений.

Рисование билетов в театр по заданной схеме.

18

Зимние забавы

Д/и «Раньше-позже».

Закрепление последовательности времени суток, понятий «раньше», «позже».

Рисование елки в разное время суток.

19

Сказочная страна

Д/и «Помоги Красной шапочке найти безопасную дорогу».

Совершенствовать навык ориентировки по плану-схеме.

Составить свою схему движения Красной шапочки.

20

Жизнь на Севере

Знакомство с Северным и Южным полюсом

Формировать навыки ориентировки по карте, глобусу.

Путешествие по карте.

21

В гостях у народных умельцев

Рисуем узоры.

Построение узора по схеме.

Составь свой узор.

22

Люди мужественных профессий

Д/и «Кубики предлогов».

Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами.

Составь безопасный путь движения пожарного.

23

Русский солдат не знает преград

«Построение по схемам».

Ориентировка по схеме.

Игры с солдатиками.

24

Люди творческих профессий.

Д/и «Разноцветные стежки».

Закрепление ориентации на плоскости.

Составление рисунка стежков по цвету.

25

Маму очень я люблю.

Д/и «Помогу маме убраться в квартире».

Закрепление правильного понимания и употребления  в речи предлогов В, НА, ПОД.

Д\и «Вот какой порядок».

26

Пробуждение природы.

Д/и «Слушай внимательно».

Закрепление признаков времени года.

Раскраски по теме.

27

Сорок сороков.

Д/и «Кто где живет?»

Закрепление названий жилищ птиц и их местоположение.

Рисование гнезд птиц.

28

Весенние хлопоты.

Д/и «Составь рассказ».

Установление причинно-следственных связей на примере роста растений.

Схеме роста растений (последовательность).

29

Домашние и дикие животные.

Д/и «Кто лишний?»

Закрепление правильного понимания и употребления предлогов  НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА.

Рисуем загоны для животных.

30

Земля и космос.

Логические задания на ориентировку в пространстве.

Освоение логико-грамматических конструкций.

Схема полета ракеты среди звезд.

31

Насекомые. Первоцветы.

Д/и «Пчела».

Закрепление умения ориентироваться  на листе бумаги.

Путь пчелы к цветку.

32

Животные жарких стран

Д/и «Царство зверей».

Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве .

Раскраски по теме.

33

Семья. Дом.

Д/и «Семейный вечер».

Д/и «Какой был мой дедушка?»

Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи.

Показ изменений внешности человека в разные  периоды его жизни. Формирование и закрепление  представлений о возрасте.

Рассматривание семейных фотографий.

34

Мой детский сад.

«Мой день в детском саду»

Закрепление последовательности частей суток.

Схема частей суток.

35

Наш город

Д/и «Куда пойдешь, то найдёшь».

Знакомство с картой города. Навыки ориентировки по карте.

Отметить на карте, где находится детский сад, дом.

36

Москва-столица.

Д/и «Левее-правее».

Закрепление навыка ориентации в пространстве, на карте, глобусе.

На глобусе отметить г. Москву.

Вывод.

В процессе работы над проектом было выявлено, что дети проявляли инициативу потому, что  им было интересно, у детей расширился словарный запас слов, обозначающих место, направление, пространственное расположение предметов; улучшилась ориентировка в ближайшем окружении. Дети стали более уверенны при выполнении различных поручений, связанных с перемещением по детскому саду. Результаты диагностики показали, что понятие меры времени все дети усвоили. Дети научились организовывать свою работу и заканчивать ее в срок. В режимных моментах дети стали более собранными и внимательными, а в съекономленное время дети могли заняться интересными делами. При планировании дальнейшей работы следует включать такие виды деятельности, как слушание музыки, использование строительного материала, чтение художественной литературы.

Таким образом, наличие положительной динамики по результатам диагностики и наблюдение за деятельностью детей дает основание сделать следующий вывод: организация и  работа над проектом способствовала развитию у старших дошкольников таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность.

Литература.

1.Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2010. - 23 с.

2.Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2009. - 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

Формирование геометрических представлений у старших дошкольников.

В данной работе представлен теоретический и практический материал по формированию геометрических представлений у старших дошкольников. Описаны традиционные и нетрадиционные формы и методы...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных ...

«Морозко» (по мотивам одноименной сказки) театрализованное новогоднее представление для старших дошкольников

Сценарий театрализованного новогоднего праздник для детей подготовительной группы.Роли исполняют - Взрослые:  Ведущая, Дед Мороз, Мачеха, Марфушка. Дети: Машенька, Зайчик, Собачка, русские молодц...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Данная презентация является приложением к аттестационной работе с таким же названием. В ней кратко освещены следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР, особенност...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР.

В данной работе раскрыты следующие вопросы: особенности математических представлений у дошкольников с ЗПР; особенности формирования ЭМП у дошкольников с ЗПР; методические рекомендации по ФЭМП; перечис...

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...