ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»
проект по математике (старшая группа) на тему

Лыкова Елена

Проект направлен на решение вопросов ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО.

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для математической деятельности.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные математические представления.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, наполняя и обогащая  РППС.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по ФЭМП86.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«ШАГИ В МАТЕМАТИКУ»

Обоснование необходимости проекта:

Проект направлен на решение вопросов ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи включение в работу средств занимательной математики, т.е.  создать такую РППС, которая бы способствовала математическому развитию.

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей и подготовительной к школе группы.

Участники проекта:, педагоги группы, дети старшего дошкольного возраста родители воспитанников.

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для математической деятельности.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные математические представления.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, наполняя и обогащая  РППС.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Классификация проекта по следующим основаниям:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:

План  реализации проекта:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Содержание этапов проекта:

Проект, включает три этапа – подготовительный, организационный и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Изучение ФГОС ДО, литературы по ФЭМП, интеллектуальному развитию дошкольников.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу с детьми и анкетирование с родителями по теме любимые игры, что вы знаете о математике и тд.

Организационный  этап.

Подбирали дидактические пособия и материалы, Совместно с родителями  и детьми изготовляли  материалы для счета, ребусы, квадрат Воскобовича, различные головоломки, лабиринты и многое другое.

В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками  в разнообразных играх с данными математическими понятиями. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

      Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место. Организуется он, используя  при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

      Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.

   Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

   Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.

     Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.

    В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.

    Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Танграмм», «Вьетнамская игра» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки.

  В течение года, по мере освоения игр,  заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.

    Художественное оформление уголка отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

    Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей, добившихся успехов  в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.

    Руководя самостоятельной деятельностью детей необходимо учитывать следующее:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
  3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  4. Объединять в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, математических развлечений.
  6. Обеспечивать единства воспитательно – образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх.
  7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей  период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе.

План-график проекта:

 Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.

Вид деятельности

Задачи

Методы и приемы

ФЭМП

Познакомить с математическими понятиями в процессе работы с играми и пособиями.

Совместная организованная деятельность.

Дидактические игры.

Познавательное развитие

Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

Наблюдения.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок

Беседы.

Рассматривание картин и иллюстраций.

Развитие речи

Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки  о фигурах, цифрах, линиях.

Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Составление рассказов, сказок.

Ознакомление с худ. литературой

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.

Чтение разных сказок

Разные виды театра.

Переделать конец сказки,

Рассказывание сказки по схеме.

 «Закончи сказку по-другому».

Физ. воспитание

Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм.

Подвижные игры.

Игры-соревнования.

Использование заданных предметов.

Изо-деятельность

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур, цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.

Игровая деятельность

Через разнообразную игровую деятельность  закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театральные игры.

Словесные игры.

Строительные игры.

Подготовка атрибутов.

Продуктивная деятельность

Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.

Коллажи

Фризы
Альбомы детской деятельности

Поделки

Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность

Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать  в свою деятельность сверстников.

Разнообразные игры.

Исследовательская деятельность.

Рисование рисунков.

Продуктивная деятельность.

Работа с родителями.

Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.

Разнообразные игры.

Чтение художественной литературы.

 «Сказки о геометрических фигурах».

«Сказки о числах и цифрах».

Опыты семейного воспитания.

Создание математического уголка

Познакомить детей с содержанием уголка

Совместно с детьми и родителями создать уголок.

Сбор экспонатов, подбор дидактических и подвижных игр, художественных произведений. Составление с детьми коллажей, фризов, сочинение и оформление сказок.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.

Итог проекта:

 Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.

Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

1. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

2. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Возможные последствия реализации проекта:

При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.

Список литературы:

  1. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
  2. Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников».
  3. Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
  4. Глаголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет».   С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
  5. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
  6. Квач Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
  7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
  8. Смоленцова А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.
  9. Сорокин А.И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
  10. Соловьёва Е.П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
  11. Тикалкина Т.К. «Игровые занимательные задания по математике». М., «Просвещение», 1989г.
  12. Тихомирова Л.Ф., Пасов Л.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.
  13. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар.асвета», 1976г.
  14. Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дош...

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»...

Проект по математическому развитию с детьми средней группы: «Страна математики».

Долгосрочный проект по математике с детьми средней группы детского сада....

Проект по математическому развитию: "Занимательная математика"для детей раннего возраста.

Проект предназначен для детей раннего дошкольного возраста....

Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста (дистанционно) «Математика на кухне».

Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста (дистанционно) «Математика на кухне»....

Проект по математическому развитию дошкольников подготовительной к школе группы №8 "Путешествие в Царство Математики"

Методический паспорт проекта.Тема проекта: «Путешествие в царство математики».Автор проекта: воспитатель  Лаврова Виктория Викторовна.Тип проекта:  информационно - практика - ори...