Педагогический проект в старшей группе «Страна ГЕОМЕТРИЯ»
проект по математике (старшая группа) на тему

Этот педагогический проект предназначен для воспитателей ДОУ. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_po_matematike.docx120.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

город Кирсанов

Тамбовская область

                                                                                                                                                                                    «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад «Ромашка»

________________________О.В. Ванявкина

  http://mama.ua/media/posts/201309305249979886ae1.jpg

Педагогический проект

в старшей группе № 1

«Страна ГЕОМЕТРИЯ»

                                                               

Подготовил: Горовенко А.Г., воспитатель

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Страна Геометрия»
  2. Вид проекта: творческо-познавательный
  3. Сроки реализации:  долгосрочный (1.08.2016-31.05.2017 уч.г.)
  4. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель.
  5. Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
  6. Цель проекта:  Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.  

7. Задачи:

- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца,  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при  работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с геометрическими фигурами.

8. Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах,  а также развить  в себе коммуникативные, познавательные  и творческие способности.

9. Обеспечение:

- Наглядно- дидактические пособия (плакаты и др.);

- Специальная методическая литература;

- Геометрические фигуры различных форм и цветов для магнитной доски;

- Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры»;

- Геометрический конструктор различных цветов из дерева и др. материалов;

- Мелкий счетный раздаточный материал (счетные палочки, геометрические фигуры, матрешки, грибочки и др.;

- Пирамидки различной формы;

- Полоски для расположения счетного материала;

- Настольные игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото» и мн.др.);

- Игра «Чудесный мешочек».

10. Основные направления реализации проекта:

- Коллаж «Мир геометрических фигур, Страна Геометрия»;

 - Выставка детских творческих работ для родителей;

11. Продукт проектной деятельности: выставка  детского творчества, коллаж «Мир геометрических фигур», презентация «Страна Геометрия»

Актуальность темы

Б.  Паскаль:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

        Тема  проекта была выбрана не случайно. Наступает  новый учебный год,  перешли дети  в старшую группу. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

Даже  при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии. Так возникла проблема. Было принято решение помочь детям.  Дети все  вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.  

        Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

       Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

       Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

       Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. 

Гипотеза:

Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать геометрические фигуры. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада  разнообразных дидактических, подвижных игр, математических сказок, направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Цель проекта:

 Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи:

1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10; разнообразных линиях.

2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.

4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

5.  Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Подготовительный этап (август 2016 год)

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

- подбор материала  для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

- беседы с родителями о проведении познавательного - консультирование родителей на тему проекта;

- составление календарно-тематического планирования по проекту.

Основной этап (сентябрь 2016- май 2017 год)

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- организация совместной деятельности

-  продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка),

- проведение  разнообразных игр: дидактических, подвижных

-  разучивание физкультминуток

-  оформление коллажа «Мир  геометрических фигур»

- организация выставки творческих работ.

Завершающий этап (май 2017 год)

Систематизация материалов, проведение выставки

Перспективный план занятий по педагогическому проекту «Страна Геометрия»

Дата

Тема;  Цель

Методические приёмы

Материал

Август

 Тема: «Геометрические фигуры»

  1. Раскрашивание геометрических фигур
  2. Игры со счетными палочками

Счетные палочки, раскраски

Сентябрь

 Тема: Знакомство со сказочной страной «Геометрия»

Цель: Познакомить детей с новым понятием «Геометрия», что оно обозначает, чем мы будем заниматься, чему учиться.

  1. Показать детям сказочных героев, которые вместе с нами отправятся в замечательную страну «Геометрия», просмотр презентации «Геометрия в стихах»
  2. Чтение А.Тимофеевский «Веселая геометрия для самых маленьких»
  3. Задание  «Лабиринт»
  4. Дидактическое упражнение  «Раскрась картинку из геометрических фигур»

Изготовленные сказочных героев, рисование сказочной страны и улиц  

Задание лабиринт.

 Тема: Геометрическое понятие точка

Цель: Учить детей отличать то, что видят, от того, что представляют, понимать относительность сходства геометрических объектов и их реальных моделей. Дать понятие, что точка это след от карандаша. Помочь детям увидеть в реально существующих вокруг предметах – геометрическую точку.

  1. Знакомство с понятием точка.
  2. Игра «где можно увидеть «точки»?

               « Кто больше увидит точек в группе»

  1. Просмотр презентации «Геометрия для малышей»
  2. Задание.
  • Расставь точки на божьей коровке

Иллюстрации «Звёздное небо», Конфетти.

Октябрь

 

Тема: Размер

Игра – аппликация: «Красивые флажки».

Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.

  1. Повторение
  2. Игра –аппликация «Красивые флажки»
  3. Задание:

- составь аппликацию из больших и маленьких флажков.

      4. Задание: «Совы-мастера маскировки»

       5. Просмотр презентации «Геометрические фигуры    в стихах»

Иллюстрации больших и маленьких флажков.

.

Тема: «Величина»

Дидактическое упражнение «Шарфики для друзей», «Строим дорожки: широкую и узкую»,

  1. Повторение

Кривая. Прямая. Развивающая игра «Цвет, форма и размер»

  1. Задание от геометрических человечков «Шарфики для друзей», «Геометрическая кукла»
  2. Дидактическая игра «Помоги художнику»

Геометрические человечки

Ноябрь

Тема: «Цвет, форма»

Игра: «Составим узор».

«Найди(назови) предмет такой же формы»

Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности

  1. Повторение: Что получится. Если след от карандаша (точки) поставить на бумаге?
  2. Игра «Составим узор» для геометрических человечков (геометриков)
  3. Дидактическое задание -  раскрашивание животных из геометрических фигур
  4. Задание: "Найди среди фигурок лишнюю?»

Магнитная доска, маркеры.

Тема: Треугольник . Знакомство с пирамидой как с геометрическим телом

Цель: Познакомить детей с тем, что треугольник имеет три угла, три вершины, три стороны. 

  1. Повторение
  2.  Рассматривание различных треугольников
  3. Знакомство и пирамидой в сравнении,  пирамиды тоже бывают разные – четырёхгранные, шестигранные и др.
  4. Задание- игра «Что можно нарисовать из треугольников?»
  5. Раскрашивание рисунков из геометрических фигур

Различные треугольники (по размеру, по цвету, остроугольные, тупоугольные, прямые, равносторонние.)

Иллюстрации предметов треугольной формы.

Декабрь

Тема: «Прямоугольник»

Цель: закреплять знания детей, что прямоугольник – это четырёхугольник у которого все углы прямые, а противоположные стороны равной длины.

 Помочь детям найти сходства и отличия геометрических фигур: квадрат и прямоугольник,

  1. Повторение. « Кто больше назовёт фигур»
  2. Задание: Найди и раскрась все предметы прямоугольной формы.
  3. Дидактическое упражнение, «Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?»
  4. Раскрась робота из геометрических фигур  по образцу.

Вспомни и назови предметы прямоугольной формы, формы прямоугольной призмы.

Макеты прямоугольников и прямоугольных разного цвета и размеров.

 Тема: Сравнение геометрических фигур прямоугольников, четырёхугольников.

Цель: закреплять знания  детей, что четырёхугольник это такая фигура, которая имеет четыре угла, но они не обязательно прямые. Учить детей сравнивать, анализировать, высказывать и доказывать свою точку зрения.

  1. Повторение. Игра «рассели жильцов». «Назови фигуру». «На какую фигуру похож предмет?»
  2. Задание «Лабиринт»
  3. Вспомни и назови предметы прямоугольной формы, четырехугольной формы.
  4. Нарисуй праздник из геометрических фигур.

Карточки «На какую фигуру похож предмет?»

Январь

 Тема: Круг, окружность,

Цель: Познакомить детей с тем, что фигуры и объёмные формы: круг, окружность. Помочь детям найти сходства и различие этих фигур.

  1. Закрепить знания   геометрических форм круг, окружность.
  2. Задание «Раскрась на картинке только предметы круглой формы».
  3. Дидактическое упражнение «Разноцветная геометрия»

Карточки с изображением разных геометрических фигур

Предметы похожие на разные геометрические формы.

Глобус, мяч,  очки, блюдце и др. предметы круглой формы и формы шара.

Тема: Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.

Цель: Закрепить представления детей об уже изученных геометрических фигурах

(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

  1. Игровые упражнения «Воздушный змей»
  2. Дидактическое упражнение- аппликация  «Аквариум с рыбками»

Карточки с изображением разных геометрических фигур

Февраль

Тема: Овал

  Цель: закрепить знания детей с геометрическими фигурами: Учить детей сравнивать фигуры, находить и  называть отличия и сходство.

  1. Повторение.

Отгадай загадку, про кого я говорю»

 «Найди на картине предметы похожие на геометрические фигуры, назови их и покажи»

  1. Знакомство с фигурами  цилиндр, конус, овал.
  2. Задание:  раскрась на картинке предметы овальной формы.

Макеты геометрических фигур и форм разных размеров и цветов.

Картина, состоящая из рисунков предметов похожих на геометрические формы и фигуры.

Тема: Обобщение «Геометрические фигуры и формы».

Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

Учить решать логические задачи

  1. Задание: Соедини линией геометрические тела с похожими предметами.

  1. Дидактическое задание «Раскрась предметы из овала»

.

Карточки с нарисованными с геометрическими фигурами. Предметы похожие на геометрические фигуры и формы.

Март

Тема: Четырёхугольник. Ромб.

Цель: Знакомство с понятиями «четырёхугольник», «ромб»

Развитие конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать.

  1. Дидактическая задание  «Выполни штриховку ромбов по образцу»
  2. Дидактическая игра «Раскрась фигуры в разные цвета»

Тема: Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник.

Цель: Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов.

  1. Повторение

Игра скажи и не ошибись (назвать правильно знакомые линии и фигуры)

  1. Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник.
  2. Выложи из палочек разные многоугольники – сосчитай углы – назови их.
  3. Раскрашивание замка страны Геометрии

.

Счётные палочки

Карточки с линиями геометрическими фигурами. Различными многоугольниками

Апрель

 

 Тема: Куб, трапеция.

Знакомство с геометрической объёмной фигурой – куб, трапецияей. Учить находить основание фигуры, грани. Ребра, и вершины куба. Их соотношения.  

  1. Рассматривание  модели куба.
  2. Игра «Найди предмет в форме куба»
  3. Составь и раскрась космическую ракету

Макеты кубов. Рисунки объёмных предметов.

Тема: Знакомство с полукругом.

Познакомить с геометрической фигурой полукруг

 

  1. Повторение пройденного игра «Подумай и ответь»
  2. Практическая работа: аппликация «Белый медведь»

Цветная бумага для фона, белая бумага

Май

Тема: Шар

Цель: Знакомство с геометрической объёмной фигурой

  1. Игра «Найди предмет формы шара.

Макеты шара

 Тема: Обобщающие. Итоговое занятие «Праздник Геометрии»

Цель: вспомнить и закрепить геометрические понятия. С которыми знакомились на протяжении учебного года.

  1. День рождение королевы Геометрии.
  2. Рисование для королевы Геометрии- «Торт» из геометрических фигур

Работа с родителями

№№ п\п

месяц

Содержание работы

сентябрь

Консультация для родителей
«Математика – это интересно»

октябрь

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что могут родители?

ноябрь

Консультация для родителей

«Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни»

декабрь

Советы  для родителей по формированию у дошкольников

ФЭМП на тему: «Математические игры в домашних условиях».

январь

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений

февраль

Беседа  для родителей по ФЭМП.

март

Консультация  Математика – занимательная игра

Апрель

Консультация для родителей детского сада. Развитие математических способностей у дошкольников

Обучение математике дошкольников

Май

Рекомендация « Семья в вопросе формирования элементарных математических представлений».

Информационные ресурсы

• А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 1987г.

• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.

• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

  •Н.А. Арапова-Пискарёва  «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.

•В. Волчкова  Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.

•З.А. Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

 •З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.

 • И. Морозова « Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.

 •В.П. Новикова  «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

 • Под ред. А.А. Столяра «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.

 •К.В. Шевелев  «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами-http://dohcolonoc.ru/cons/538-sistema-igr-i-uprazhnenij-dlya-znakomstva-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

проект в старшей группе "Страна красивой речи"

проект в старшей группе "Страна красивой речи" Актуальность: ухудшение состояния здоровья детей ;существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей ;глобальное снижен...

Проект в старшей группе "Страна - лего"

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решени...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Страна тысячи улыбок, Таиланд»

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать целостное представление о животном мире Таиланда....

Краткосрочный проект в старшей группе "Страна безопасных дорог"

Краткосрочный проект в старшей группе "Страна безопасных дорог"Актуальность       В современных условиях, когда непомерно увеличился поток машин, культура поведения на до...

Проект для детей старшей группы " Страна безопасности"

Проект по безопасности для детей старшей группы "Страна безопасности"...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...