Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Конспект НОД по ФЭМП у детей 3-4 лет "Путешествие в весенний лес" , интегрированная форма: игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект по фэмп 3-4 года86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Лицей №6»

структурное подразделение детский сад «Дельта»

Конспект

открытой НОД по формированию элементарных математических

представлений у детей 3-4 лет

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Выполнила:

Воспитатель: Баландина С.П.

Тольятти, 2016

Возрастная группа: вторая младшая

Виды деятельности детей:

- познавательно-исследовательская

- игровая

- восприятие художественной литературы и фольклора

- коммуникативная

- музыкальная

- конструирование из различных материалов

- двигательная.

Интегрированная форма: игра-путешествие

Образовательные задачи:

-уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, приметы весны, названия диких животных; активизировать словарь по данной теме;

- закрепить умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); умение группировать их по заданному признаку;

- закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте; умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу; уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, высокий, низкий, длинный, короткий;

- совершенствовать навыки сравнения двух групп предметов способом приложения; умение обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаковое количество; столько же;

- уточнить умение отображать в речи местонахождение предметов с помощью предлогов пространственного значения ( на, под, внизу, вверху и др.).

Развивающие задачи:

-развивать внимание, память, логическое мышление;

-развивать активный словарный запас;

-развивать двигательные способности.

Воспитательные задачи:

-воспитывать уверенность в себе;

-принимать активное участие в деятельности.

Методы и приемы:

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

- вводная беседа

- создание проблемной ситуации

2. Методы организации деятельности:

- словесные (беседа, художественное слово (загадки), вопросы, словесные указания);

- наглядные (показ символических объектов, показ способа действия);

- аудиовизуальные (прослушивание аудиозаписи, демонстрация слайдов на интерактивной доске);

- практические (упражнение, дидактическая игра).

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

- рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование:

1.Стимульный материал: 

слайд «Медвежонок в весеннем лесу», вагончики поезда.

2.Материалы для деятельности детей:

геометрические фигуры,  отличающиеся по цвету и размеру (круги, квадраты, треугольники по количеству детей); мольберт, ковролин, три обруча разного цвета, полоски ткани широкая и узкая; елочки высокая и низкая, ленточки разной длины (зеленая и желтая).

    Раздаточный материал:

логические блоки Дьенеша; полоски желтого (длинная) и зеленого (короткая) цвета по количеству детей, счетные линейки (двухполосные), карточки «Зайчики» по 4 шт. на ребенка, карточки «Капуста» по 4 шт. на ребенка, математические пеналы с набором геометрических фигур и цифр.

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Путешествие в весенний лес», аудиозаписи «Мы едем, едем, едем», «Звуки леса».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I

Мотивационно-

целевой

Организационный момент.

Педагог:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Педагог: Ребята, у меня для вас есть загадка.

Педагог загадывает детям загадку: Солнце греет и печет

Ручеек с горы течет.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла…(Весна)

Педагог демонстрирует слайд №1 «Весна»

Педагог предлагает рассказать, что происходит с природой весной, вспомнить приметы весны (солнце ярко греет, тает снег, капель, журчат ручьи, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, расцветают первые цветы – подснежники).

Педагог загадывает детям еще одну загадку:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной…(медведь)

Педагог демонстрирует слайд №2 «Медвежонок»

Обращает внимание детей на печального медвежонка, имитирует разговор с медвежонком, сообщает детям, что медвежонок проснулся после зимней спячки, а друзей нигде нет, просит найти его друзей. Педагог предлагает детям помочь медвежонку найти друзей. Уточняет, где живут медвежонок и его друзья. Предлагает на поезде отправиться в путешествие в весенний лес.

Дети собираются в круг около воспитателя, здороваются.

Дети слушают и отгадывают загадку.

Дети рассматривают слайд.

Дети вспоминают и называют приметы весны.

Дети слушают и отгадывают загадку.

Дети рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы педагога, соглашаются помочь медвежонку.

Активизируется речь детей

Эмоциональный отклик

II

Содержательно-

деятельностный

Педагог предлагает построить поезд из геометрических фигур.

Педагог обращает внимание детей на вагончики поезда (без колес). Уточняет, сможет ли поезд отправиться в путь. Почему? (нет колес) Педагог интересуется из чего можно сделать колеса, демонстрирует детям геометрические фигуры, предлагает назвать их. Уточняет, какие фигуры понадобятся для того, чтобы отремонтировать поезд. Почему? (круги, потому что у них нет углов и их можно катать).

Педагог хвалит детей за то, что они отремонтировали поезд, встает впереди – он паровоз, дети за ним – вагончики. Чтобы было веселее ехать, предлагает спеть песенку. Включает аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем».

Педагог останавливается, сообщает детям, что они уже приехали (демонстрация слайда «Весенний лес»).

Педагог: Вот мы и приехали. Но, чтобы добраться  до леса, нужно перейти через ручеек и речку (обращает внимание на лежащие на полу полоски ткани).

Педагог спрашивает у детей можно ли перешагнуть через ручеек.

Уточняет: Ручеек какой? (узкий)

Предлагает перешагнуть, перепрыгнуть через ручеек.

Педагог: К речке быстрой мы спустились. Ребята, а речка какая? (широкая) Сможем мы ее перешагнуть?

Предлагает обойти речку.

Педагог: Вот мы оказались с вами в лесу. Послушайте, музыку весеннего леса (включает аудиозапись «Музыка весеннего леса»). А что растет в лесу?

Педагог подводит  детей к мольберту, где на ковролине расположены елочки.

-Посмотрите, что это? (елочки) Они одинаковые, как вы думаете? Чем они отличаются? А как можно узнать, какая елочка выше, а какая ниже?

Предлагает вспомнить, как это можно узнать (надо поставить их рядом).

Педагог уточняет, какая елочка выше, какая ниже.

Педагог демонстрирует слайд «Зайчик».

Спрашивает: «Кто это спрятался под кустиком? (Зайчик)

Уточняет сколько зайчиков? (Один)

Предлагает вспомнить, чем любит полакомиться зайчик и  угостить его капустой.

(на слайде появляется капуста)

Педагог уточняет:

-Сколько зайчиков? (один) Сколько капуст? (одна)

Предлагает детям сесть за столы.

Педагог обращает внимание, что к зайчику прискакали друзья зайчата (на слайде появляются зайчата)

- Сколько стало зайчиков? (много)

- Сколько капуст? (одна)

- Как сделать, чтобы зайчиков и капуст было поровну? (добавить капусту или убрать зайчиков)

Обращает внимание на счетные линейки, лежащие на столе. Предлагает показать верхнюю полоску, нижнюю полоску.

Дает детям задание разложить на верхней полоске столько зайчиков, сколько прибежало (обращает внимание на слайд).

Уточняет метод раскладывания на полоску: слева на право.

Спрашивает: «Сколько зайчиков мы разложили?» (много)

Предлагает угостить зайчиков капустой, дает задание: «На нижнюю полоску разложите капусту для каждого зайчика».

Уточняет метод раскладывания: под каждым зайчиком нужно положить капусту.

Уточняет: «Сколько капусты мы разложили?» (много)

- Посмотрите, одинаковое количество зайчиков и капусты? Всем ли зайчатам хватило капусты? (да) А как можно сказать по- другому?

В случае необходимости помогает дать ответ: «Зайчиков и капусты….. (поровну).

Обращает внимание на то, что зайчик уже ускакал, а на дереве показалась белочка (демонстрирует слайд «Белочка»). Предлагает сделать в подарок белочке бусы. Называет геометрические фигуры, уточняет цвет, дает словесную инструкцию.

Педагог прислушивается, спрашивает детей: « Кто это шуршит? Кто это к нам спешит?» (демонстрирует слайд «Ежик»)

Стало в воздухе тепло,
Сухо вдоль дорожек,
Ясно, тихо и светло –
И проснулся ёжик.
Глазки-бусинки открыл,
Птиц услышал пенье,
Топ-топ-топ – засеменил
По земле весенней.

Педагог сообщает, что ежик принес с собой мешочек с геометрическими фигурами и предлагает поиграть в игру «Найди свой домик».

Педагог раздает детям фигуры, отличающиеся по форме, цвету и величине; раскладывает на полу три обруча разного цвета.

Физкультминутка

«Найди свой домик» с геометрическими фигурами (Блоки Дьенеша).

Педагог дает задания:

- В красном домике живут фигуры круглой формы, в синем фигуры квадратной формы, а в белом фигуры треугольной формы.

- В красном домике живут только фигуры красного цвета, в синем -синего цвета, в белом – желтого цвета.

Убирает один обруч.

- В красном домике живут только большие фигуры, в синем домике только маленькие.

Ежик исчезает.

Педагог демонстрирует слайд «Лисичка». Обращает внимание на лисичку, на ее красоту и  предлагает подарить ей ленточку, чтобы она была еще краше.

Демонстрирует две ленточки: желтую и зеленую.

-Посмотрите, что у меня есть (ленточки). Какие они? (разные, желтая и зеленая). А по длине? (длинная и короткая)

Интересуется у детей, как можно проверить, какая ленточка длинная, а какая короткая (нужно наложить одну ленточку на другую).

Обращает внимание детей на то, что у них на столах есть полоски желтого и зеленого цвета. Предлагает определить, какая из них короткая, а какая  длинная.

Педагог вызывает одного из детей и просит определить, какая из ленточек короткая, а какая длинная.

Педагог предлагает повязать лисичке бантик. Завязывает короткую ленточку - бантик не получается. Спрашивает у детей почему не получается завязать бант (потому что ленточка короткая). Просит подсказать, какую ленточку нужно взять, чтобы бантик завязался (длинную).

Педагог завязывает бантик лисичке, говорит, что теперь она стала еще краше, чем была, потому что у нее  есть красивый бантик.

Педагог демонстрирует слайд «Кто, где спрятался?».

Педагог предлагает детям, рассказать медвежонку, кто из зверюшек, где спрятался.

Педагог: «Вот мы и нашли медвежонку его друзей. Посмотрите как они рады встрече друг с другом».

Дети из геометрических фигур выкладывают поезд.

Рассматривают вагончики поезда, отвечают на вопросы педагога, называют геометрические фигуры, отбирают необходимые фигуры (круги). Ставят по одному колесу к поезду, строятся «паровозиком» за педагогом.

Идут за воспитателем, изображая поезд и подпевают.

Рассматривают слайд.

Рассматривают полоски ткани, лежащие на полу.

Дети высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы педагога.

Дети перешагивают, перепрыгивают через ручеек.

Отвечают на вопросы педагога.

Вслед за воспитателем обходят речку.

Слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы педагога.

Подходят к мольберту, рассматривают елочки, отвечают на вопросы педагога, высказывают свои предположения, сравнивают.

Делают вывод: елочка справа выше, а слева – ниже.

Дети рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы педагога.

Дети садятся за столы.

Дети рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы.

Показывают нижнюю и верхнюю полоску на счетной линейке.

Раскладывают на верхней полоске счетной линейки зайчиков.

Отвечают на вопросы педагога.

На нижней полоске счетной линейки раскладывают капусту.

Отвечают на вопросы педагога.

Повторяют за педагогом правильный ответ.

Рассматривают слайд. Отзываются на предложение сделать белочке в подарок бусы. Выкладывают бусы из геометрических фигур по заданию педагога.

Рассматривают слайд, слушают стихотворение.

Дети выходят из-за столов, разбирают фигуры из набора «Блоки Дьенеша», располагаются свободно по группе.

Под музыку двигаются по группе, по окончании музыки слушают инструкцию педагога,  находят дом для своей фигуры,  кладут фигуру в обруч.

Дети садятся за столы.

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы педагога, высказывают свои предложения.

Путем наложения определят длинные и короткие полоски. Дают ответ.

Вызванный ребенок, путем наложения одной ленточки на другую, определяет какая из них короткая, а какая длинная.

Следят за действиями педагога, отвечают на вопросы.

Дети рассматривают слайд, определяют, кто из зверей, где находится. Дают ответ.

Применение полученных знаний для решения проблем.

Умение визуально, «на глаз» определять величину предметов.

Демонстрируют ранее усвоенный прием сравнения.

Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.

Следуют инструкции взрослого при выполнении задания.

Умение сравнивать две группы предметов способом приложения, пользоваться выражениями «поровну», «столько – сколько», «одинаковое количество».

Физическая разрядка, снятие напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой.

Умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результат сравнения словами «короткий», «длинный».

Активизация в речи детей предлогов пространственного значения.

III Оценочно-рефлексивный

Рефлексия.

Педагог напоминает детям, что пора возвращаться в детский сад. Вместе с детьми садятся на поезд, едут, напевают.

Предлагает произнести волшебные слова: «Один, два, три, четыре, пять. Мы все в садике опять!»

Педагог интересуется, понравилось ли детям путешествие в весенний лес? Что больше всего понравилось? Кому помогли? Кого чем порадовали? Хвалит детей за проделанную работу.

Дети «садятся на поезд», закрывают глаза, произносят вместе с педагогом волшебные слова.

Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями.

Положительные эмоции от проделанной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет " Математический огород"

Форма проведения:игра. Цель: продолжать учить составлять число 6 из единиц....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...