"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"
методическая разработка по математике на тему

Исмаилова Эльвира Анатольевна

Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2015-2016_docx.docx27.47 КБ
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Еланский детский сад» комбинированного вида

Тема по самообразованию: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Исмаилова Эльвира Анатольевна

2015-2016 учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Сроки: учебный 2015 – 2016 год

Практический выход: творческий отчет, выступление на родительском собрании.

План на 2015 -2016 учебный год

сентябрь 2015— октябрь 2015

Изучение литературы по данной теме

Ноябрь 2015г. – январь 2016г.

«Форма и цвет»

  1. Изготовление и проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Чудесный мешочек» (формы)

  1. Оформление картотеки дидактических игр по математике для детей

      старшего дошкольного возраста.

Февраль 2015г.  март 2016 г.

«Количество и счёт»

  1. Изготовление и проведение дидактических игр:

«Веселый компот»

«Сделай по ровну»

«Собери бусы»

«Божьи коровки»

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

  1. Изготовление карточек для картотеки «Игры по формированию элементарных математических представлений.

Апрель2015г.  май 2016 г.

«Ориентировка в пространстве».

  1. Изготовление и проведение дидактических игр:

« Ориентируемся в пространстве»

«Передай соседу»

«Найди предмет»

  1. Оформление  информации для родителей.
  2. Пополнение игровой зоны настольными играми

Вопросы для изучения

Форма исполнения

Выход информации

Сентябрь – октябрь

  1. Сорокина А.И «Дидактическая игра в детском саду»
  2. Давитчук А.Н, Семехова Л.Г.

«Дидактическая игра средство развития дошкольников 3-7 лет»

Подбор дидактических игр для старшего дошкольного возраста

Оформление картотеки

Ноябрь – январь

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» (средняя группа)

«Форма и цвет»

Пополнение картотеки

Доклад «Условия и средства для полноценных игр»

Изготовление и проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» (геометрическая мозаика)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Чудесный мешочек» (формы)

Оформление карточек для картотеки

Выступление на родительском собрании (демонстрация дидактических пособий)

Пополнение пособий для занятий и индивидуальной работы по ФЭМП  

Февраль – март

Давитчук А.Н, Семехова Л.Г.

«Дидактическая игра средство развития дошкольников 3-7 лет

«Развитие способности выделять свойства предметов, объединять и систематизировать их по выделенным свойствам»

«Количество и счёт»

Памятки для родителей

Изготовление и проведение дидактических игр:

 «Веселый компот»

«Сделай по ровну»

«Собери бусы»

«Божьи коровки»

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

Индивидуальные консультации

Индивидуальная работа по ФЭМП

Апрель – май

«Развитие элементарных представлений о пространственных отношениях

Изготовление и проведение дидактических игр:

« Ориентируемся в пространстве»

«Передай соседу»

«Найди предмет»

Оформление  информации для родителей.

Пополнение игровой зоны настольными играми

Папка-раскладушка «Развиваем, играя!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Еланский детский сад» комбинированного вида

Тема: «Отчет о проделанной работе по самообразованию»

Воспитатель 1-й квалификационной категории

Исмаиловой Эльвиры Анатольевны

2015-2016 учебный год

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.

Центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. 

В связи с этим была поставлена цель: прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  • развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте;
  • приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. В процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Я поняла, что в дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Если ребенок в игре почувствовал затруднение, я стараюсь ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время прогулок. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.

При подготовке к проведению дидактических игр помню, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях, в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным».

Я, использую интерес детей к игровому действию, побуждаю их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (игра «Лото»). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

В группе оформлен уголок математики. При его организации я ставила перед собой следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми; стремления достичь того, чтобы занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы – стал средством не только организации полезного досуга, но и становления творчества, совершенствования своего профессионального мастерства.

В нем находятся игры, пособия и материалы по математике. Детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой группой.

В течении года уголок пополняли математическими играми, изготовили такие игры как:

  • «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
  • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
  • «Подбери ключик к замочку»
  • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
  • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
  • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
  • «Чудесный мешочек» (формы)
  • «Веселый компот»
  • «Сделай по ровну»
  • «Собери бусы»
  • «Божьи коровки»
  • «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
  • « Ориентируемся в пространстве»

Считаю важным развивать у детей мелкую моторику, логику. Для этого составила картотеку игр с математическим содержанием.

В процессе обучения и воспитания детей систематически провожу мониторинг уровня усвоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ. Уровень развития детей по математическому развитию имеет положительную динамику.

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 -  

    с.60-66.

  1. Бурцева И. В. Дидактические игры для детей среднего возраста.//

    Дошкольная педагогика -2013 -63.

  1. Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей):

    Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336с.

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.:

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

  1. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития

    дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 173 с.

  1. Прокофьева А. Г. 100 развивающих игр для детей. – М.: «Издательство Мир  

     книги» 2008г.

  1. Сорокина А. И.Дидактические игры в детском саду.-М.,1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, ...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет»

Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.Концепция дошкольного образования, требования к обновлению содержания дошкольного образования с учётом фед...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныш...