История возникновения часов
презентация к уроку по математике (подготовительная группа) на тему

Храмцова Оксана Александровна

В нашей группе прошел проект "История возникновения  часов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_sozdaniya_chasov.docx22.76 КБ
Файл prezentatsiya_chasy.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Проект  «История возникновения часов» (для детей 6- 7 лет).

 Вид проекта - исследовательско-творческий.

 Продолжительность - среднепродолжительный (октябрь-ноябрь 2015года)

Участники - дети 6- 7 лет, воспитатель, родители.

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

 - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

 - Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.   - Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Актуальность проекта. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы».

Прогнозируемый результат реализации проекта:

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

 - сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

 - дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, чтодавным-давно были : солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

 - используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

 - разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

 Этапы работы над проектом 

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

 - Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы».

 - Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Изготовление альбома «Виды часов».

- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап – основной.

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

- Беседы: «Какие часы были давным - давно»,

«Что мы делаем в разное время?»,

«Что случится, если часы будут идти по - разному?»,

 «Часы у меня дома»,

«Часы моей бабушки»,

«Что я знаю о часах».

- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»;

 «Солнечные часы или часы на небе»;

«Похитительница воды следит за временем»;

 «Часы – свечи»;

«Часы без стрелок (песочные часы)»;

 «Механические часы»;

 «Электронные часы»;

«Живые барометры времени (цветочные часы)»,

«Самые известные часы в мире».

- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».

- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

- Рассматривание иллюстраций часов.

- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

- Рисование часов.

-Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»

- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

 - Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).

- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».

НОД  «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»

- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»

- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов

 - Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).

- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап – заключительный.

 Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини - музея «Часы»

- Создание коллекции современных часов, карманных часов.

- Создание альбома «Часы» - Изготовление макетов цветочных часов, огненных часов, водяных часов.

- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».

- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием. - Подборка энциклопедий «Часы».

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

 2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

 3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

 5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научитьдошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004 7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Московский Педагогический Государственный Университет» Дошкольная педагогика и психология Презентация по дисциплине «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста». Тема: «История возникновения часов». Выполнила студентка Очно-заочного отделения 4 курса группа 402 Храмцова Оксана Александровна 2015г.

Слайд 2

Из истории часов «Доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад часы существовали повсеместно. Древние египтяне создавали звездные часовые карты, чтобы определить время загорания ночных светил».

Слайд 3

Известный римский архитектор - Маркус Витрувий - описывал 13 видов солнечных часов В солнечных часах небольшой стержень (гномон) укрепляли на плоскости ( кадран ), разграфленной линиями, — циферблате. Часовой стрелкой служила тень от гномона. Исторические источники считают самым первым упоминанием о солнечных часах сообщение о них в рукописи китайца Чиу-пи периода около 1100 г. до н.э.

Слайд 4

Огненные (огневые) часы измеряли время по количеству масла сгоревшего в лампе, или воска в свече. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча. На вопрос: - «Который час?» следовал ответ: - «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Такие часы были дешевы и удобны, но неточны. Именно в эти годы был впервые изобретен будильник. Естественно он был огненным. Недостатком таких часов была нерентабельность их применения в дневное время суток, а кроме того, точность их показаний была низка из-за различной скорости выгорания масла и воска у разных ламп и свечей.

Слайд 5

Водяные часы называли «Клепсидрой», что по-гречески означает «Похитительница.» Именно клепсидре мы обязаны появлению выражения - «Течение времени». На смену солнечным и огненным часам 2500 лет назад пришли водяные часы. Они были более точны и совершенны. Эти часы надежно работали и днем и ночью. Устройство их было простым: сосуд с отверстием в днище и делением на стенках, по которым можно следить за падением уровня воды. Сосуд изготавливался, как правило, из металла, глины или стекла, наполнялся водой, которая медленно, по капле, вытекала, понижая уровень воды, а деления на сосуде определяли который час.

Слайд 6

Песочные часы Песочные часы состоят из двух сообщающихся сосудов закрепленных в деревянной оправе. Работа песочных часов основана на пересыпании точно откалиброванного речного песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие, в одну песчинку в одинаковые промежутки времени, принцип работы идентичен водяным часам но из сосуда в сосуд бежит не вода а песок.

Слайд 7

Самые первые механические часы были построены в Милане в 1335 году. Они отличались простотой конструкции и только показывали время. Однако уже спустя несколько лет в Италии появились часы работы Донди , которые показывали движение Солнца, Луны и пяти планет.

Слайд 8

Механические часы , по своему устройству напоминающие современные, появились в 14 веке в Европе. Это часы использующие гиревой или пружинный источник энергии, а в качестве колебательной системы у них применяется маятниковый или балансовый регулятор. Можно выделить шесть основных компонентов часового механизма: 1) двигатель; 2) передаточный механизм из зубчатых колес; 3) регулятор, создающий равномерное движение; 4) спусковой распределитель; 5) стрелочный механизм; 6) механизм перевода и заводки часов.

Слайд 9

Первые механические часы называли башенными колесными часами, в движение они приводились опускающимся грузом. Приводной механизм представлял собой гладкий деревянный вал канатом к которому был примотан камень, выполняющий функцию гири.

Слайд 10

Х. Гюйгенс в 1675 году впервые применил маятник для регулирования точности хода Голландский механик, физик и математик, создатель волновой теории света Христиан Гюйгенс ван Зюйлихем родился в Гааге в богатой и знатной семье крупного политического деятеля.

Слайд 11

Англичанин Роберт Гук независимо от голландца Христиана Гюйгенса также разработал колебательный механизм, который основан на колебаниях подпружиненого тела— балансирный механизм . Балансирный механизм применяется, как правило, в переносных часах, так как может эксплуатироваться в разных положениях, чего не скажешь об маятниковом механизме, который используют в настенных и напольных часах т. к. для него важна неподвижность.

Слайд 12

Первые наручные часы Первые наручные часы были созданы еще в начале 19 века для пасынка Наполеона Евгения Богарне , но понадобилось еще сто лет, чтобы эта идея была оценена по достоинству. Лишь в начале 20 века наручные часы получили признание – они оказались очень удобными для авиаторов.

Слайд 13

Классификация часов по принципу работы Солнечные часы Песочные часы Маятниковые часы Кварцевые часы Механические часы Электронные часы Электрические часы Квантовые (атомные) часы

Слайд 14

Самые известные часы Путешествие со временем

Слайд 15

Биг Бен Башня Св. Стефана Вестминстерского дворца, Лондон, Великобритания. Год создания: 1859. Диаметр каждого из циферблатов, выложенных 312 панелями из матового стекла и расположенных с четырех сторон башни, составляет семь метров. Длина часовой стрелки, отлитой из металла, 2 м 70 см, а минутной, сделанной из медного листа, — 4 м 30 см. Высота каждой цифры — всего 61 сантиметр. Существует две теории относительно имени часов. Согласно первой, Биг Бен (Большой Бен) был назван в честь сэра Бенджамина Холла, который руководил работами по отливке колокола. По другой версии, самый тяжелый на тот момент колокол — 13,7 тонны — получил свое имя в честь Бенджамина Каунта , крайне популярного в то время боксера в тяжелом весе.

Слайд 16

Кремлевские Куранты Спасская башня Кремля, Москва, Россия. Год создания: 1851. Название главных часов страны произошло от французского слова courant — текущий, бегущий. Кремлевские куранты занимают два последних этажа (8—10-й) Спасской башни. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей . Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате. Часы выходят на 4 стороны башни, диаметр каждого циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, минутной — 3 м 27 см. Полутораметровый маятник весит 32 кг. 9 колоколов отбивают каждые четверть часа, и один колокол — каждый час.

Слайд 17

Часы Театра кукол Фасад Театра кукол имени Образцова, Москва, Россия. Год создания: 1970. Каждый час на фасаде театра кукарекает петух и звучит мелодия “Во саду ли, в огороде”, а из одного из двенадцати окошек выглядывает сказочный зверь (ослик, кот, сова и т.д.). Вместе все животные появляются только два раза в сутки — в 12 дня и в полночь. Часы вместе с “окошками” в высоту около 4 метров, в ширину — около трех.

Слайд 18

Часы МГУ Здание МГУ, Москва, Россия. Год создания: 1953 До появления цветочных часов на Поклонной горе эти часы считались одними из самых больших в Европе. До 1957 года они запускались с помощью механизма с маятником размером с шестиэтажный дом. Для завода такой махины требовался огромный штат сотрудников, и его заменили на электродвигатель. Диаметр циферблата — 9 м, длина минутной стрелки 4 м 20 см, весит она 39 кг. Длина часовой стрелки — 3 м 70 см, вес 50 кг.

Слайд 19

Часы “Всемирное Время” Александерплац , Берлин, Германия. Год создания:1969. Высота всей конструкции — 10 метров, а самих часов — вращающегося цилиндра, покрытого алюминиевыми пластинами и показывающего время в важнейших городах мира, — 2 метра 70 сантиметров. Часы были построены в ходе социалистической перестройки Александерплац , которая в то время располагалась в восточной части Берлина. Поэтому в 24 сегментах цилиндра написаны прежде всего столицы соцстран, от Пекина до Гаваны. Пол под часами выложен мозаикой, изображающей розу ветров. А над цилиндром возвышаются металлические кольца с шарами, символизирующие собой орбиты планет.

Слайд 20

Часы Гринвич Королевская обсерватория в Гринвиче, Лондон, Великобритания. Год создания: 1852. 24-часовые часы Гринвич, которые также носят названия Главные электрочасы, Часы Шеперда (по имени их создателя Чарльза Шеперда ) и Часы Королевской обсерватории, стали первыми часами, наглядно демонстрировавшими время, с которого ведут отсчет во всем мире. Они расположены на воротах обсерватории. Диаметр часов, сделанных из металла и стекла, всего 92 сантиметра.

Слайд 21

Астрономические часы “ Орлой ” Староместская ратуша, Прага, Чехия. Год создания: 1410. В переводе с чешского “ orloj ” — башенные часы. В начале XV века на Староместской площади шла бойкая торговля, и городское начальство решило поместить часы на ратуше, чтобы горожане не опаздывали к мессе. Возведенные часы не только напоминали (что и делают до сих пор) о времени, но и заставляли задуматься о своей душе. Каждый час скелет, символизирующий Смерть, дергает за колокол, Скупой звенит монетами, Гордец любуется собою в зеркало, и начинают свое шествие 12 апостолов. Диаметр каждого из двух циферблатов около 2,5 метра.

Слайд 22

Часы «Павлин» Санкт-Петербург, Эрмитаж (Дж. Кокс, 1770-е). Когда механизм часов заведен, то скрытые в их основании колокольчики начинают отбивать четверти и часы, а в определенное время шевелятся фигурки птиц. Первой оживает сова: ее клетка вращается, звеня укрепленными на ней колокольчиками. Сова вертит головой, хлопает глазами, одна лапа ее то опускается, то поднимается, как будто птица отбивает такт мелодичному звону. Когда затихает музыка и замирают движения совы, с легким шумом распускается великолепный павлиний хвост. Сверкнув золотом своих перьев, павлин быстро поворачивается, а когда хвост опускается, павлин возвращается в первоначальное положение. Последним, хрипло кукарекая, пробуждается петух.

Слайд 23

Цветочные часы Поклонная гора, Москва, Россия. Год создания: 2001. Ходовой механизм часов полностью скрыт под землей, на поверхность выведена только ось, на которой укреплены стрелки. Чтобы по часам можно было ориентироваться, ночью их специально подсвечивают со всех сторон. Диаметр циферблата 10 м, длина минутной стрелки 4,5 м, часовой — 3,5 м. Для создания часов требуется почти 8 тысяч цветов.

Слайд 24

«Механические часы во все времена были предметом восхищения и удивления, они завораживали красотой исполнения и трудностью работы механизма. Так же они всегда радовали своих хозяев уникальными функциями и оригинальным дизайном. Механические часы и сегодня являются предметом престижа и гордости, способны подчеркнуть статус и всегда покажут точное время»

Слайд 25

Список литературы https://yandex.ru/images/ http://inhoras.com/ http://istoriya-sozdaniya.ru/ http://lubopitnie.ru/

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История возникновения часов"

презентация для родителей и педагогов...

История возникновения часов!

В старшей группе был организован кратковременный проект на тему: "История возникновения часов". Была проведена предварительная работа: 1) дети совместно с родителями выполнили творческую работу п...

Презентация "История возникновения часов"

В презентации собран материал по теме: "Как люди научились определять время"...

Презентация для родителей (консультация). Тема: «История возникновения часов».

«Доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад часы существовали повсеместно. Древние египтяне создавали звездные часовые карты, чтобы определить время загорания ночных светил». В солнечных час...

История возникновения часов

Увлекательное путешествие в Мир часов их происхождение и развитие....

Тема: «Часы. История возникновения часов»

Цель занятия: создание условий для ознакомления  детей с историей изобретения часов....

Конспект интегрированного занятия "История возникновения часов" в подготовительной к школе группе

Обучение дошкольников истории возникновения часов, знакомство с разновидностями часов, обретения навыка определения времени....