ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
статья по математике (средняя группа) на тему

Шипулина Кристина Андреевна

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательной деятельности является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К ОВЛАДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.  

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательной деятельности является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. Составной частью познавательных (или интеллектуальных) умений являются логические приёмы (сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение). От степени овладения человеком этими приёмами зависит его успешность в восприятии, обработке и переработке информации, построении алгоритмов действий, что, по нашему мнению, является предпосылкой к успешному формированию в будущем его компьютерной грамотности [1]. Дошкольный возраст - уникальный период в развитии человека, когда нервная система пластична и восприимчива к внешним воздействиям, а познавательный интерес высок. Поэтому важно использовать этот сензитивный период для развития определённых структур мышления ребёнка. Это позволит ему в будущем стать грамотным компьютерным пользователем, овладеть компьютерной грамотностью. Для формирования приёмов умственных действий в дошкольном возрасте необходимо тщательно продумывать на этапе планирования все виды деткой деятельности, содержание непосредственно образовательной деятельности (НОД) и режимных моментов, а также наполнение развивающей среды группы. Но современный пользователь компьютера должен иметь не только хорошо развитое логическое мышление, но и быть способен мыслить изобретательно и продуктивно. Поэтому формирование предпосылок к овладению основами компьютерной грамотности должно предусматривать овладение детьми умениями строить логические умозаключения, выявлять причинно-следственные связи, проявлять фантазию и творческое воображение. В своей работе по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к овладению компьютерной грамотностью, мы ориентируемся на три последовательных этапа. Первый этап – подготовка к построению информационно-логических моделей. Задачи этого этапа: создавать условия для выделения детьми свойств предметов; отыскания предметов, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами; разбиения множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством; познакомить с вложенным подмножеством (не вводя термина); с главной функцией (назначением) предметов; с «функцией», как действием, применяемым по отношению к разным предметам; формировать умение обобщать по признаку, находить закономерность по признаку; сопоставлять части и целое для предметов и действий; определять правильную последовательность событий; описывать свои действия; выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; описывать порядок действий для достижения заданной цели; находить ошибки в неправильной последовательности действий. Второй этап – это этап освоения базисного аппарата формальной логики и формирования умений использования этого аппарата для описания модели рассуждений. На данном этапе мы ставим следующие задачи: познакомить с истинными и ложными высказываниями; с отрицанием; с логической операцией «И» (не вводя терминов); с использованием разрешающих и запрещающих знаков; формировать умение формулировать отрицание высказываний по аналогии. Третий этап – этап формирования готовности к творческой созидательной деятельности, развития фантазии и воображения. Задачи данного этапа: создавать ситуации стимулирующие детей обнаруживать и обозначать в словом разнообразные свойства и признаки одного объекта; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях; проводить аналогию между разными предметами; находить похожее (общее) у разных предметов; переносить свойства одного предмета на другие; представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов. В соответствии с данными этапами, подготовку детей к освоению компьютерной грамотности мы начинаем с младшего дошкольного возраста. Проблемам познавательного развития детей дошкольного возраста средствами математики посвящены работы А.В. Белошистой, Р.Л. Непомнящей, Е.А. Носовой, Л.Г. Петерсон, И.Б. Румянцевой, И.И. Целищевой и других. Опираясь на работы этих учёных, нам удалось выработать авторскую систему деятельности, направленную на формирование у детей познавательных действий, как предпосылки к овладению компьютерной грамотностью. Она основывается на дидактических принципах: интеграции образовательных областей ФГОС ДО, преемственности, научности и доступности, природосообразности. Одна из задач образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО – формирование целостных представлений детей об окружающем мире. Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста, мы организуем сравнение детьми предметов окружающего мира по определенному признаку (цвету, форме, размеру, назначению). В ходе дидактических и сенсорных игр, наблюдения они находят предметы, обладающие заданным свойством. Дети первой младшей группы находят различие между двумя предметами в ходе игровых упражнений: определи на вкус (кислый - сладкий), на ощупь (мягкий – твердый), по величине (большой – маленький) и т.д. Во второй младшей группе дети не только находят различие, но и сходство между предметами окружающего мира по одному признаку. Со средней группы, используя сюжетные и предметные картинки, дети находят сходство и различие по двум и более признакам. В старшем дошкольном возрасте находят различие и сходство по трем и более признакам. Работу по формированию логических приёмов мы организуем в рамках НОД различных образовательных областей, опираясь на принцип интеграции. Например, на занятиях по развитию речи мы предлагаем детям словесно описать предметы, охарактеризовать общие и различные черты, используя прилагательные и наречия. Это способствует формированию умения отгадывать загадки, а в дальнейшем и самостоятельно составлять их. На познавательных занятиях уделяем внимание различным закономерностям и последовательностям, сравниваем, классифицируем предметы. Также в своей работе мы используем множество развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить представления об окружающем мире, применить познавательные действия в проблемных ситуациях, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности. В первые годы жизни (до трех лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, размеры. Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего, в предмете они выделяют какое либо одно, наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Достаточно организовать такие действия ребенка с предметами, которые направляли бы его внимание на их определенные свойства и вели бы к образованию представлений. По мнению В.А. Носовой [2], Г.Н. Володиной, И.Б. Румянцевой и И.И. Целищевой [3] и др., эффективным средством развития логического мышления у дошкольников является такое дидактическое пособие как блоки Дьенеша. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями важными, как и в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств и их абстрагирование; сравнение; упорядочение действий; классификация; обобщение; кодирование  (зашифровка);  декодирование (расшифровка); выполнение логических операции «не» (отрицания), «и» (конъюнкции), «или» (дизъюнкции). Мы убедились, что, используя блоки, можно закладывать в сознании малышей основы элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.). Несколько позже по трем свойствам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине). И, наконец, по четырем свойствам – цвету, форме, размеру и толщине. Уникальность этого дидактического пособия в том, что организуя выполнение одного и того же упражнения, всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом индивидуальных возможностей детей. В работе с блоками Дьенеша не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок обязательно запоминал названия цветов и форм. Полноценное усвоение названий возможно только в связи с овладением сенсорными эталонами. На начальном этапе достаточно, чтобы дети запомнили только названия самих свойств: «форма», «цвет», «величина». Поэтому, сначала происходит знакомство с цветом, затем с формой, и в конце - с величиной. Вся наша работа построена на серии дидактических игр. Для таких игр применяется комплект блоков Дьенеша, не весь, а только его часть: сначала блоки, одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету, затем разные по форме, но одинаковые по цвету. Дети выполняют с блоками различные действия – выкладывают, меняют местами, убирают, используют в качестве строительного материала. Например, в игре «Колеса для машины» дети должны были найти предметы круглой формы, не обращая внимания на цвет и размер. Аналогично дети подбирали крыши (треугольная форма), окошки (квадраты) для домиков. В конце учебного года, детям были предложены картинки из атласа «Блоки Дьенеша для самых маленьких» для подбора и наложения на них блоков, соответствующих изображению. Необходимо отметить, что не все дети справляются с этим заданием. Интересней всего детям работать с картинками, где необходимо использовать немного блоков. Это изображения: «Цыпленок», «Машина», «Цветок» и др. С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша являются эффективным материалом для работы по сенсорному  воспитанию  малышей,  поскольку представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (квадрат, круг, равносторонний треугольник, прямоугольник). Детям средней группы мы предлагаем для игр наборы плоских блоков без прямоугольных форм. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. Например, сравнивают по величине, используют для конструирования изображений «домик», «цыпленок», «бусы», «дорожка», раскладывают фигуры по форме и прочее. В режимные моменты и в свободной деятельности детей 3-4 лет полезны простые игры и упражнения, цель которых – освоение свойств, слов «такой же», «не такой» (по форме, цвету, размеру, толщине). Сначала мы предлагаем самые простые игры: «Найди все фигуры, как эта, по цвету (размеру, форме)». «Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (размеру, форме)». «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, цвету и размеру)». «Найди не такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, цвету и размеру)». «Найди такую же по цвету, но другой формы (такого же размера, но другой формы, такой же формы, но другого размера)». Затем организуем развивающие игры, требующие применения более сложных логических операций: «Найди такую же, как предъявленная фигура по цвету и форме, но другую по размеру (такую же по размеру и цвету, но другую по форме; такую же по форме и размеру, но другого цвета)». «Цепочка», в которой необходимо от произвольно выбранной фигуры выложить как можно длиннее цепочку соблюдая одно из предлагаемых условий: а) что бы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера); б) что бы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (форме и размеру, цвету и размеру); в) что бы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме; г) что бы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы (одинакового размера, но разной формы). «Раздели фигуры», «Посади клумбу», «Угости зверей печеньем» и др. Например,  для  проведения  игры «Раздели фигуры» понадобятся игрушки – Мишка и Заяц. Детям предлагается разделить фигуры между Мишкой и Зайкой так, чтобы у Мишки оказались все красные фигуры. Детям задаётся вопрос: «Какие фигуры достанутся Зайке?» (Все не красные). Возможны и другие варианты заданий в данной игре: «У Мишки все круглые, у Зайки все большие», «У Зайки все синие, у Мишки все квадратные» и т.д. Важное место в познавательном развитии детей занимает элементарное моделирование, т.е. замещение объектов окружающего мира логическими блоками по определённым признакам. Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую рыбку, а большой круглый синий блок может стать вкусным печеньем для Карлсона. Используя это замещение, можно придумывать разные игры и персонажи к ним. Так в игровых ситуациях «Приготовим  салат»,  «Сварим  компот», «Сварим суп», «Разобьём огород», «Поможем садовнику составить подарки из фруктов», «Составим натюрморт» и т.д. дети замещают фрукты, ягоды и овощи соответствующими блоками и составляют один или различные наборы, в зависимости от уровня их интеллектуальной готовности [4, 5]. Такие игровые ситуации вызывают живой интерес у детей, потому что они приближены к их жизни. В старшей и в подготовительной группах у детей формируется умение находить сходства и различия по трем и более признакам, например в ходе игр «Найди отличия», «Найди пару», «Рыбы – птицы - звери», «Одежда – мебель - посуда», «Овощи – фрукты - ягоды» и др. Развитию логического мышления в этом возрасте способствует измерительная деятельность, работа с различными шкалами измерений, измерительными инструментами. Познакомить детей с алгоритмом можно на примере построения различных числовых рядов, но в первую очередь, натурального ряда чисел. Важно включать в активную речь детей обобщающие слова (общие понятия), предлагать находить закономерности по 2-3 признакам, упорядочивать события, описывая и доказывая целесообразность порядка в плане громкой речи. Родители (или законные представители) детей всех возрастных групп детского сада – это активные участники образовательного процесса, проектной, трудовой и общественной деятельности. Так родители детей нашей группы изготовили дидактические игры на развитие логического мышления, а также пополнили дидактические пособия для игр и занятий. Таким образом, формировать предпосылки к овладению компьютерной грамотностью средствами развития логического мышления возможно начиная с младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр, включенных в непрерывную образовательную деятельность, но при соблюдении условий: целенаправленность развития логического мышления на протяжении всего дошкольного периода; соблюдение постепенности переходов от восприятия  к  мышлению,  от  наглядно действенного к наглядно-образному и логическому мышлению; применение системы игр (упражнений) с дидактическим содержанием специально подобранных с учётом следующих принципов: доступности их выполнения (соответствие зоне ближайшего развития ребёнка), последовательности, преемственности, разнообразия; взаимодействие воспитателя, музыкального работника, инструктора по физической культуре и родителей в решении задач развития логического мышления детей; включение в разные виды детской деятельности логических заданий; создание специальной развивающей среды в группе и на участке детского сада.

Библиографический список

1.Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации. М.: Баласс, 2012.

2.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб., 1996.

3.Володина Г.Н., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Блоки Дьенеша. Ознакомление дошкольников с формой

предмета // Дошкольное воспитание. 2012. № 10. С. 36-41.

4.Большакова М.Д., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Окружающий мир и математика в процессе подготов-

ки ребёнка к школе // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 48-53.

5.Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей дошкольного возрас-

та с использованием комбинаторных заданий // Одарённый ребёнок. 2015. № 5. С. 92-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.

Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»   Круглый ст...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям ( для родителей)

Выступление на родительском собрании по теме "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира" ...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира ...