Тема | Месяц | Название темы | Программное содержание | Материал | Кол-во часов |
Образование чисел от 10 до 20 | октябрь |
1. «Сложение с переходом за десяток» | - Повторить с детьми прямой и обратный счёт, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =, временные отношения раньше -позже.
- Вспомнить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.
- Познакомить детей с принципом сложения чисел с переходом за десяток; развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
| Тетради в клетку, геометрические фигуры, набор карточек с цифрами простые карандаши, д/и «Что сначала, что потом». |
1 ч |
2. «Сложение и вычитание в пределах 20» | - Развивать умение концентрировать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
- Формировать умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложении и вычитании на числовом отрезке.
- Познакомить детей со сложением и вычитанием чисел в пределах 20, выделяя десятки и единицы.
- Развивать у детей представления о свойствах предметов и геометрические представления, развивать их мышление, речь.
| Карточки с цифрами, знаками «+» и «-», мешочек с геометрическими фигурами, игра «Геометрические коврики», д/упр. «Лабиринт». |
2 ч |
3. «Знакомство с двухзначным числом» | - Познакомить детей с математическими кроссвордами, способом их решения, развивать зрительную память, логическое мышление.
- Формировать умение решать задачи шутки со спичками.
- Познакомить детей с двухзначным числом, закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 20.
| Математические кроссворды, игра «Внимание», счётные палочки, карточки с цифрами. |
1 ч |
Знакомство с сотней | ноябрь |
4. «Образование чисел от 20 до 100» | - Формировать умение работать с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
- Продолжать развивать умение решать математические кроссворды, познакомить с кроссвордом «Расшифруй слова».
- Познакомить детей с образованием чисел второго десятка, указывая место десятков и единиц, уточнить состав чисел, закрепить счёт в пределах 100,
| Математические кроссворды, игра «Расшифруй слова»,набор карточек с цифрами, карточки с заданиями, циферблат часов, д/и «Числовые домики» |
2 ч |
5. «Счёт десятками в прямом и обратном порядке» | - Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).
- Познакомить детей с геометрическими ребусами, способом их решения , развивать логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.
- Познакомить детей с прямым и обратном счёте десятками, вспомнить прямой и обратный счёт до 10, сравнить эти два способа счёта.
| Карточки с заданиями, геометрические ребусы, дид.упр. –лабиринт «Ёжик», монгольская игра «Танграм», карточки с цифрами, числовая ось. |
2 ч |
декабрь |
6. «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» | - Вспомнить с детьми что такое графический диктант, развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание., совершенствовать умение работать по клетке.
- Продолжать развивать воображение детей на основе геометрических фигур, развивать умение составлять геометрическое описание своего рисунка.
- Познакомить со способом сложения и вычитания двухзначных чисел в пределах 100, закрепить состав двухзначных чисел, называя цифры на месте десятков и единиц.
| Тетради в клетку, простые карандаши, карточки с заданиями из геометрических фигур, математические знаки, карточки с цифрами. |
2 ч |
Решение задач |
7. «Простые и сложные задачи на сложение и вычитание» | - Развивать умение у детей складывать и вычитать числа в пределах 100.
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, зрительную память, умение моделировать.
- Дать детям понятие об арифметической задаче, формировать умение формулировать условие задачи и ставить нужные вопросы, составлять поэтапный план решения задачи, накапливать необходимые для решения данные, классифицировать информацию, которая требуется для ответов на вопросы.
| Наборы геометрических фигур, д/и «Самый внимательный», д/и «Сложи, что получится», набор цифр и знаков. |
2 ч |
январь |
8. «Составление задач с помощью диаграмм» | - Формировать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
- Развивать глазомер, умение ориентироваться по клетке.
- Закреплять умение составлять простые и сложные задачи по картинкам. Формировать умение строить схему к задачам, сопоставлять схему с нужной задачей.
- Дать понятие диаграмма, упражнять в применении диаграмм при решении задач.
- Совершенствовать умение сортировать и классифицировать материалы по одному или нескольким признакам, умение создавать диаграммы на основании сведений о реальных предметах.
| Тетради в клетку, простые карандаши, линейные схемы для задач, диаграммы, д/упр. «Чего не хватает», монгольская игра «Танграм». |
2 ч |
9. «Решение задач в два действия» | - Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
- Развивать умение работать по инструкции, логическое мышление, внимание.
- Развивать умение решать творческие нестандартные задания, воспитывать интерес к математическим заданиям.
- Закрепить с детьми решение простых и сложных задач, а также их составление по картинкам, схемам. Познакомить с решением задач в два действия.
| Задачи-шутки, д/и «Найди клад», игра «Удивительный треугольник», схемы к задачам, Набор цифр и знаков. |
2 ч |
Задачи | февраль |
10. «Преобразование простой задачи в сложную» | - Развивать умение у детей находить решение к нестандартным заданиям, развивать смекалку, зрительную память воображение.
- Вспомнить названия простейших геометрических фигур на плоскости, развивать умение находить их в окружающей обстановке.
- Закрепить знание детей о задачах и их решении, познакомить с тем, как простую задачу преобразовать в сложную. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение доводить задание до логического завершения.
| Игра «Коломбово яйцо» (овал), набор геометрических фигур, схемы, диаграммы. |
2 ч |
Знакомство с геометрией | март | 11. «Прямая линия, луч, отрезок, ломаная» | - Познакомить детей с начальными занятиями по геометрии, вспомнить геометрические фигуры.
- Познакомить с определением прямая линия, отрезок, ломаная, луч.
- Формировать умение выполнять задания на выявление закономерностей, развитие творческих способностей детей.
- Совершенствовать умение у детей решать математические кроссворды и ребусы, воспитывать интерес к математическим заданиям.
| Д/упр «Дождик», «Репка», планшет для рисования, фломастеры, бумага. |
2 ч |
12. «Мир многоугольников и многогранников» | - Дать понятие многоугольник, почему так называется, установить связь между всеми плоскими геометрическими фигурами, подвести детей к выводу, что название фигуры зависит от количества углов.
- Познакомить детей с несколькими видами многогранников, формировать умение устанавливать взаимосвязь между плоскими фигурами и объёмными фигурами.
- Развивать умение находить признаки и различия в простых геометрических фигурах, подмечать характеристики дуг, углов, линий, а также проявления подобия и симметрии.
| Несколько геометрических плоских и объёмных фигур, транспортир, планшет для рисования, бумага, фломастеры. |
3 ч |
апрель |
13. «Блоки Дьеныша» | - Развивать графические умения, логическое мышление, умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, придумывать задачу по рисунку.
- Вспомнить с детьми о том, что все геометрические фигуры имеют цвет, форму и определённый размер. Дать понятие толщина фигур.
- Формировать умение работать по таблице «Блоки Дьеныша», развивать умение самостоятельно составлять таблицы по тем или иным признакам объектов. Познакомить с математическими представлениями и начальными занятиями по информатики.
| Тетради в клетку, простые карандаши, игра «Зеркало», д/и «Чудесный мешочек», таблицы с заданиями. |
2 ч |
14. «Трансформация геометрических фигур» | - Развивать у детей логическое мышление, быстроту реакции на основе математических кроссвордов.
- Вспомнить с детьми плоскостные и пространственные геометрические фигуры, формировать умение находить эти фигуры в окружающей обстановке.
- Упражнять детей в устанавливании взаимосвязи между плоскими и объёмными геометрическими телами, закреплять умение классифицировать плоские фигуры по различным признакам, познакомить с трансформацией геометрических фигур.
| Математические кроссворды, различные плоские и объёмные геометрические фигуры, «Вьетнамская игра» (из круга). |
2 ч |
май |
15. «Логические упражнения» | - Формировать умение у детей решать ребусы, шарады, развивать логическое мышление, быстроту реакции.
- Вспомнить определение угла, дать понятие прямого, острого и тупого углов, формировать умение измерять градусную меру углов с помощью транспортира, развивать глазомер.
- Упражнять детей в решении логических задач, развивать смекалку, умение находить нестандартные решения, воспитывать сосредоточенность при выполнении заданий.
| Логические упражнения: «Найди нужную клетку», «Найди нужную линейку», «Дождик» и т.д., угольник, транспортир, плакат с различными видами углов. |
3 ч |
Знакомство с линейкой |
16. «Знакомство с линейкой, меркой длины и массы» | - Развивать умение составлять простые и сложные задачи по рисункам и соотносить их со схемами, записи решения, разгадывании лабиринтов.
- Познакомить детей с меркой длины. Дать понятие линейка, метр, астролябия. Установить зависимость между размером предмета и числом единиц измерения. Подвести детей к пониманию зависимости, что при равенстве предметов количество мерок будет тем больше, чем меньше мерка.
- Познакомить с меркой 1 кг, 1 гр, 1 т, 1 ц. Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы.. Закрепить представление об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.
| Линейные схемы к различным задачам и схемы в виде диаграмм, полоски-мерки, линейки, различные виды весов, крупа. |
2 ч |