Кружок "Логика"
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

 Любовь Николаевна Белоглазова

Цель кружка:  создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников старшего возраста через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_logika.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Белоглазова Любовь Николаевна, старший воспитатель

Структурное подразделение детский сад «Ивушка» Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»

Кружок «Логическая азбука»

Цель кружка:  создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников старшего возраста через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия

Задачи кружка:

обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

учить детей ориентироваться в пространстве;

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

  воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, восприятие

Ожидаемый результат – овладение детьми 6-7 летнего возраста приемами логического мышления.

Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка.

Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:

1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.

2. «Последовательные картинки» (-//-, с 70,

3. «Исключение лишнего» (-//-, с71,

4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/Д: Феникс, 2005., с163,

5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164) .

Критерии диагностики:

• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.

• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Сроки реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май) .

Режим работы кружка: 1 раз в месяц

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Выращивание дерева» Блоки Дьенеша Ознакомление детей с алгоритмом

   Игра с одним обручем. Обруч и блоки Дьёныша. Формировать понятия об отрицании, классификации по одному свойству

     Игра с двумя обручами. 2 обруча и блоки Дьенеша. Классификация по двум свойствам

     Игра с тремя обручами. 3 обруча и блоки Дьенеша. Классификация по трём свойствам

октябрь

«Что общего и чем отличаются»

Цель: уметь находить сходства, развивать умение сопоставлять

«Найди, кто лишний»

Цель: закрепить умение обобщать предметы по одному признаку

Какой фигуры не хватает?»

Цель: развивать внимание, умение анализировать

«Что изменилось»

Цель: развивать наблюдательность

ноябрь

«Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

«Четвертый лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

декабрь

«Чем отличаются клоуны»

Цель: закрепить умение сравнивать предметы и находить различия

«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

«Лабиринты»

Цель: закрепить умение анализировать и находить выход из лабиринта.

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить умение находить закономерности.

январь

«Что общего»

Цель: закрепить умение составлять равенства.

«Какой домик лишний и почему»

Цель: закрепить умение сравнивать и находить различия

«Логические цепочки»

Цель: развивать логическое мышление

«Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

февраль

«Цветочный хоровод»Цель: Учить работать с головоломками

«Рыбка» Цель: Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.

«Машинка» Цель:Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.

«Санки» Цель: Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.

март

Игры со счетными палочками. Задание: переложить две палочки так, чтобы фигура похожая на корову, «смотрела» в другую сторону. Цель: развивать логическое мышление

Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме

Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме

Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме

апрель

Головоломка: сложи портрет кошки по образцу (из геометр. фигур).

Графический диктант «Рыба».

Игра «Математический планшет»

Игра «Математический планшет»

«Занимательные задачки»

Цель: развивать логическое мышление

май

Игра «Математический планшет»

Рисуем резинками

Цель: умение рисовать резинками по образцу

Игра «Математический планшет»

Цель: сравнение по величине

Игра «Математический планшет»

«Узор»

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве

Игра «Математический планшет»

№Деление круга на части»

Цель: закрепить умение делить на части с помощью резинок