Конспект НОД ОО «Познавательное развитие», по ФЭМП, в средней группе. Тема: «Прямоугольник».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Шершнева Наталия Алексеевна
Цель:
Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает».
Закрепить геометрические и пространственные представления, счет до четырех, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.
Тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, творческие способности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_oo.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие», по ФЭМП, в средней группе.

Тема: «Прямоугольник».

Цель:

  • Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.
  • Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает».
  • Закрепить геометрические и пространственные представления, счет до четырех, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.
  • Тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник, деревья, зайчик, геометрические фигуры: 2  больших круга и 1 маленький круг, 2 больших треугольника и 1 маленький треугольник, 2 больших квадрата и 1 маленький квадрат, и 1 маленький прямоугольник, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.

Раздаточный материал: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, карточка с нарисованной на ней домиком.

                                           Ход занятия.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую                           деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

        - Ребята, любите вы сказки?

        - А вы хотите послушать сказку?

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать представление о круге, треугольнике, квадрате, умение их распознавать следи геометрических фигур; закреплять счетные умения; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, речь, внимание.

Тогда все садимся за столы, и вы будите помогать рассказывать сказку.

Сказка начинается:

«В  маленькой геометрической деревушки, жили геометрические фигуры: треугольники, круги и квадраты. В их семьях родились дети: у треугольников родился маленький треугольник, у кругов родился маленький круг, а у квадрата родилось двое детей, но они оказались разными».

На столах у детей разложены геометрические фигуры, и воспитатель предлагает детям разложить их по «семьям» (два больших круга -  «папа, мама» и маленький круг - «ребенок» и т.д.)  

       - Ребята у вас получилось разложить по семьям? (нет)

       - Почему? (одна фигура осталась без семьи)

       - Тогда слушайте дальше сказку.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о прямоугольнике; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; закрепить представление о квадрате, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

«У мамы и папы квадрата родились двое детей, но они были разными. И один брат завидовал  брату Квадрату.  

« Я такой неуклюжий, -  жаловался он.— Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. А если лягу на бок, становлюсь низким и толстым, - сказал он, обращаясь к Квадрату. А ты всегда остаешься одинаковым,  — сказал он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа!»

 «Да уж,- отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны!»

 И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но вот однажды произошло одно событие. Они пошли в лес и услышали, плачь. Квадрат стал подпрыгивать, становиться на цыпочки, но увидеть, кто плачет из-за деревьев он не смог».

                - Почему квадрат не смог ничего увидеть? (Потому что деревья выше квадрата)

  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: сформировать представление о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; закрепить пространственные отношения «выше» - «ниже», «длиннее» - «короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предмета; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, инициативность, творческие способности.

                - Как мы поступим?

                - Что нам делать?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, поддерживает их, создавая доброжелательную атмосферу, поиск. Он подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если дети не смогут предложить этот вариант, можно задать им вопросы:

                - Давайте попробуем перевернуть квадрат. (Переворачивает)

                - Что - то изменилось? (Нет)

Жаль, что у квадрата все стороны одинаковы! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет)

                - Что же получится,  если ее перевернуть?

                - Чем это поможет?

«А его брат поднялся во весь рост и стал высоким, и увидел, что на речке, на островке, сидит зайка и плачет. Они быстро спустились к речке, чтобы помочь зайчику».

Воспитатель переворачивает прямоугольник, он становиться выше деревьев и видит дальше, чем квадрат.

                - Вы молодцы! Вы замечательно придумали!

Воспитатель просит сравнить две фигуры:

                - Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?

Вместе с воспитателем дети приходят к выводу: у обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.

                - Почему вторая фигура смогла увидеть зайчика?  нее две стороны короткие и две длинные)

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создавать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

«Они подбежали к реке. Квадрат первый решил спасти зайчика, сделать мостик, между островом и берегом. Он «лег», но не смог дотянуться до островка. А его брат, лег и сразу получился мостик, и зайчик смог перебраться на берег.

Зайчик захотел отблагодарить своего спасателя. Но не знал, как к нему обратится. И попросил помощи у детей».

Возникает затруднение, т.к. дети не знают название прямоугольника.

           - Смогли вы помочь зайчику? (Нет)

           - Почему не смогли? (Мы не знаем, как зовут вторую фигуру.)

  1. Преодоление затруднения.

Дидактические задачи: познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольником; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

           - Как надо поступить, если не знаешь чьего-либо имени? (Надо спросить.)

Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем под руководством воспитателя повторяют новое слово.

          - Кто смог увидеть зайчика? (Прямоугольник.)

И воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой - Прямоугольник.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, речь.

«Зайчик взобрался на прямоугольник и увидел свой дом. Он находился за речкой. Зайчик приглашает вас к себе, но нам надо переплыть через речку».

           Физкультминутка.

                     К речке быстро мы спустились,

                     Наклонились и умылись.

                     А теперь поплыли дружно,

                     Делать так руками нужно:

                     Вместе -  раз, это брасс,

                     Одной, другой – это кроль.

                     Вышли на берег –

                     И отправились домой!

          Игра «Подбери дверцу для домика».

Дидактические задачи:

Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлен лист бумаги  с нарисованным на нем домом, а также квадрат, круг, треугольник и прямоугольник синего цвета.

Воспитатель предлагает подобрать такую дверь, в которую смогли бы войти зайчик, Квадрат и Прямоугольник.

Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания воспитатель задает детям вопрос:

                    - Какой формы дверь вы взяли?

Как правило, все дети выбирают дверь.

                    - Почему вы выбрали прямоугольную дверь? (Потому что зайка и Квадрат могут войти в любую дверь, а Прямоугольник только в прямоугольную)

Дети с помощью воспитателя еще раз фиксируют полученные ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные и две — короткие.

           Игра «Подбери по форме».

Дидактические задачи: сформировать умение находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

 Дети подходят к столу, на котором разложены предметные картинки, имеющие различную форму, прямоугольных среди них столько же, сколько детей. Воспитатель  рассказывает детям, что зайчик просит их подобрать картинки, которые имеют прямоугольную форму и рассказать, что нарисовано на их картинке.

Дети называют, согласовывая прилагательное с существительными в роде, например: прямоугольный холодильник, прямоугольная кровать, прямоугольное зеркало и т. д.

          - Почему вы не взяли остальные картинки? (Потому что не прямоугольные.)

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить  в памяти  детей то, что они делали на занятии, и создавать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

           - Какую сказку вы сегодня прослушали?

           - Чем вы помогли зайчику?

           - Что вам больше всего понравилось на занятии?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сумели спасти зайчика, смогли найти дверь к домику, и само главное, что Прямоугольник и Квадрат подружились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10»

Конспект  НОД  по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей  группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10».Комплексная программа «От рождени...

Конспект НОД по познавательному развитию (по ФЭМП) воспитанников средней группы ДОУ. «От утра и до утра Сутки знает детвора»

Материал поможет в игровой форме сформировать временные представления; расширить представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), закрепить умение детей правильно употреблять эти термины в повс...

Конспект образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по ФЭМП в средней группе тема: «Играем и считаем»

Современные подходы к организации ФЭМП подразумевают следующее. От того как заложены элементарные представления в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейший путь математического развития....

Конспект НОД по познавательному развитию по ФЭМП в средней группе Тема: «Сенсорные игры с применением педагогических технологий»

Цель: Развивать математические способности у детей 4-5 лет.Программные задачи:Образовательные задачи:Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).Упражнять в умении называть ...

Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»

Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»...