Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Количественный счёт в пределах 5»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Образовательная  область: познавательное развитие.

            Вид НОД: ФЭМП.

            Форма проведения: открытое.

 

            Тема НОД: «Звездное королевство».

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, закрепление названий геометрических фигур.

Задачи:

  Обучающие:

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

-умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 5;

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

              Развивающие:

- развивать умение детей развивать умение детей располагать предметы в порядке убывания;

 - развивать у детей навык ориентирования на листе бумаги;

 - развивать мыслительные операции (сравнение).

              Воспитывающие:

 - воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

 - воспитывать умение выполнять действия в подгруппе по достижению общего результата.

Здоровьесберегающие:

- контролировать двигательную активность детей на занятии;

- соблюдать правильную осанку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №21 «Росинка» села Краснокумского».

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

 на тему: «Количественный счёт в пределах 5»

Форма проведения: путешествие по «Звездному королевству»

 для детей средней группы.

Кашарная Татьяна Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка» с. Краснокумского».

с. Краснокумское

2016

        Образовательная  область: познавательное развитие.

        Вид НОД: ФЭМП.

        Форма проведения: открытое.

        Тема НОД: «Звездное королевство».

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, закрепление названий геометрических фигур.

Задачи:

  Обучающие:

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

-умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 5;

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

          Развивающие:

- развивать умение детей развивать умение детей располагать предметы в порядке убывания;

 - развивать у детей навык ориентирования на листе бумаги;

 - развивать мыслительные операции (сравнение).

          Воспитывающие:

 - воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

 - воспитывать умение выполнять действия в подгруппе по достижению общего результата.

Здоровьесберегающие:

- контролировать двигательную активность детей на занятии;

- соблюдать правильную осанку.

     Словарная работа: длиннее, короче,  самый длинный, самый короткий.

Материал к НОД:

Демонстрационный материал: конверт с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал: карточки с предметами для счета, цифры, набор геометрических фигур, палочки Кюзенера.

Средства ТСО: магнитофон, на экране слайды с заданиями.

Ход НОД.

Дети заходят в группу, здороваются, становятся полукругом.

В.Ребята сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости.  И сегодня я предлагаю вам, ребята отправится в сказочное путешествие,  мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А поможет нам в этом мудрый Звездочет из Планеты чудес. (На экране слайд)

Запись голоса.С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидал много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки. И сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла в одном королевстве. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Нажил царь много богатств. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал он на воздушном шаре  по небу, считал, считал.… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» А царь и не знает что ответить. Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь ТОЖЕ расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы детей)

А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было вам ваше величество все записать,  записать числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».

Но царю еще больше грустно стало, так как он не знал цифр и не умел считать!

В.Я предлагаю отправиться в ту страну и помочь королю. Ребята, поможем царю из Звездной страны?

 Запись голоса. Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в помощников Звездочета, и мы отправимся в волшебную Звездную страну. Закрываем глазки и вокруг себя кружимся.«Крибле-крабле-бумс…»  (Музыка) Покружились.

В. Вот мы и оказались в волшебной, звездной стране садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты помните об этом.

Ой, ребята смотрите это же портрет самого царя!

Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?.. Мои юные звездочеты нам нужно очень внимательно выполнять все задания, ведь с каждым правильно выполненным заданиеммы будем знакомить короля с цифрами и научим его считать.

1) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В.Смотрите: царь оставил не только свой портрет, но и свои карточки, видно те которые не смог сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой.Как надо правильно считать? (Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

(дети пересчитывают предметы и обозначают количество  нужной  цифрой).

- Сколько бабочек? Покажите цифру 3.

- Сколько грибов? (и т.п.)

Все правильно пересчитали?

Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.

Посмотрите на экран, теперь король знает цифру 1.

2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»

В.. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).

- Какая цифра стоит перед цифрой 2?

- Какая цифра стоит после цифры 2?

- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?

Правильно.  Молодцы, царь очень доволен вашими ответами, теперь король знает и цифру 2.

3) ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАКА»

 В. Ребята, смотрите, сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды).

А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше?

Положим каждую звезду спать рядом с облачком.

Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?

(добавить еще одно облачко). Как еще можно сделать, чтобы облаков и звезд было поровну? (Убрать одну звезду)

Звезды отдыхают. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.  А король теперь умеет считать уже до 3.

Физкультминутка под музыку.

4) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

В. Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще запутал, просто даже превратил в паутину геометрические фигуры.Давайте их попробуем разобрать. Разглядите геометрические фигуры и скажите, какие вы здесь видите. (Ответы детей)

Молодцы

А давайте из этих геометрических фигур сложим,какой-нибудь предмет, или животное. (дети по желанию собирают геометрические фигуры )

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

Все фигуры замечательные. Давайте оставим эти фигуры в подарок принцессе. Теперь мы познакомили короля с цифрой 4.

5) ИГРА «ЗВЕЗДНАЯ ЛЕСЕНКА» палочки Кюзенера

Мы с вами сегодня считали звездочки и облака, а чтобы король тоже смог их посчитать, ему нужна звездная лесенка. Давайте её сделаем для короля. Если мы все правильно сделаем, нас ждет сюрприз.  Чтобы сделать лесенку нужно положить ступеньки одна на другую в порядке убывания. От самой длинной до самой короткой.

 Какая будет самая нижняя ступенька? (самая длинная)

А затем? (немного короче)  и т. д.

Какая по счету желтая ступенька?

Какая по счету самая короткая ступенька?

Вот молодцы вы справились со всеми заданиями и научили короля считать.

ИГРА «ПОДАРОК ПРИНЦЕССЫ»

В.  Ребята посмотрите, принцесса оставила свой подарок для вас (конвертик). Посмотрите, какой узор на нем.

 Что в правом верхнем углу?

-Что в правом нижнем углу?

-Что в левом верхнем углу?

- Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы.

А теперь давайте заглянем в него. Принцесса благодарит вас за то, что вы помогли ее папе, т. е. царю выучить цифры.И за это царь и принцесса нам отправили звездную посылку, но отправили они ее в детский сад. Поэтому пора нам возвращаться туда. Тем более нас там заждались. Крибли, крабли, бумс обернулись и очутились у себя в группе.

А вот и наша посылка.

-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране)

-Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, починили звездную лесенку, играли…)

- Что вам понравилось?

А что вам показалось трудным?

Спасибо, наше путешествие закончено.



Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД по ФЭМП в средней группе

«Звездное королевство»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, закрепление названий геометрических фигур.

Задачи:

Обучающие:

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

-умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

-продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 5;

- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

             Развивающие:

- развивать умение детей располагать предметы в порядке убывания;

 - развивать у детей навык ориентирования на листе бумаги;

 - развивать мыслительные операции (сравнение).

              Воспитывающие:

 - воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

 - воспитывать умение выполнять действия в подгруппе по достижению общего результата.

Здоровьесберегающие:

- контролировать двигательную активность детей на занятии;

- соблюдать правильную осанку.

     Словарная работа: длиннее, короче,  самый длинный, самый короткий.

Материал к НОД:

Демонстрационный материал: конверт с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал: карточки с предметами для счета, цифры, набор геометрических фигур, палочки Кюзенера.

Средства ТСО: магнитофон, на экране слайды с заданиями.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная.

Предварительная работа: знакомство с количественным и порядковым счетом, знакомство с цифрами, знакомство с геометрическими фигурами, размером предметов.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Звездное королевство» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено стать юными помощниками звездочета отправиться в звездное королевство.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД также использовала игровую проблемную ситуацию «письмо от принцессы». Были сюрпризные моменты (звездная посылка). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность, проблемные ситуации на закрепление названий геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), закрепление знания количественного счета до 5, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (изображения сказочных персонажей; конверт с геометрическими фигурами, слайды с заданиями);

3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);

4. Игровой (сказочное путешествие, задания);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом  угощения (от звездного короля)).

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, команды, игровой прием поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные задачи непосредственно образовательной деятельности были выполнены! НОД своей цели достигло!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "познавательное развитие" на тему: "Прогулка в зимний лес" во второй младшей группе"

В Этой НОД закрепляются характерные особенности зимы через беседы с вопросами, расширяются знания детей о птицах, овощах через дидактические и словесные игры...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею". Подготовительная группа.

Конспект образовательной деятельности разработан для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности. Цели: продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы; формировать предст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с матрешкой» для детей раннего возраста . Вид деятельности « ФЭМП»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с матрешкой» для детей раннего возраста .Вид дея...