Конспект занятия ФЭМП в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

 

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

 

Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы

Раздел: ФЭМП

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цели:

- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе.

- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

 

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.

 

Материалы и оборудование: игрушка Воробей, иллюстрации зверей, карточка с числом 10, круги красного и синего цвета -по 10 штук, карточки с числами от  1 до 10 ( на каждого ребёнка), геометрические фигуры ( квадраты, овалы, треугольники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Ход занятия

I. Организационный момент.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятие по математике начинать.

 

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему занятия.

Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она.

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

 

Дети: Воробей.

 

Воспитатель: К нам в гости прилетел воробей (педагог показывает картинку с изображением воробья).

Воспитатель: Ребята, давайте покормит нашего воробья (дети произносят слова):

Воробушек, воробушек.

Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).

Одно ржаное,

Второе овсяное,

Третье льняное,

Четвертое горчичное,

Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).

Клюй, не робей!

Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?

(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).

2. Работа по теме занятия.

Воспитатель: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).

Свет наш зеркальце скажи.

Нам всю правду расскажи.

Воробья нам покажи.

Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.

 

Воспитатель: Ой, ребята, куда мы попали?

Дети: В зоопарк.

Устный счет.

   Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.

Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?

В зоопарке, у зверей.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.

Воспитатель: Каких животных посетил воробей?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего животных?

Дети: Животных было 9.

Воспитатель: А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.

Дети: Десятым.

Воспитатель: Как получили число10?  (9+1).  После числа 9 идёт число 10.

              За девятью идёт десятка.

              Ты это знаешь?

              Молодец!

              Сочти все пальцы по порядку-

               И счёту нашему конец!  

Воспитатель: Число 10 обозначают вот так.  Какие цифры вы здесь узнали?  Здесь две цифры – 0 и 1.

                           Цифра вроде буквы О –

                           Это ноль иль ничего.

                           Круглый ноль такой хорошенький,

                           Но не значит ничегошеньки!

                           Если ж слева рядом с ним

                           Единицу примостим,

                           Он побольше станет весить,

                            Потому что это – десять.

 

    

  Физкультминутка.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите?

Животные делают зарядку.

Звери рано все встают.

На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой).

Подметает хомка хатку. (Наклоны).

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).

Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).

Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).

Слоны до пяти считают,

Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).

Раз, два, три, четыре, пять. (Сохранить положение «руки вверх»).

Будем гири опускать!

Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).

 

Формирование представлений о составе числа 10.

 Знакомство с составом числа 10.

Воспитатель: Ребята, крокодил испугал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.

(Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 10).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Соседи в числовом ряду» ( пример: какое число вы поставили между числами 8 и 9 и т .д.)

А теперь игра «Больше-меньше» ( назови число, которое больше 6 на 4 и т.д.).

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Воспитатель: Он любит ягоды и мёд,

Зимой в берлоге он живет.

Он – симпатичный, правда, ведь!

Мохнатый увалень…

 

Дети: Медведь.

 

Воспитатель: Медведь приготовил для нас задание. У вас по 10 кружков красного и синего цвета. Кружки надо подобрать так чтобы число красных и синих кружков у всех было разное. Дети по очереди выставляют свои варианты на демонстрационной доске. (9+1,8+2,7+3,6+4, 5).

 

Воспитатель: А теперь скажите, какие пары чисел составляют число 10?

Один ребенок выкладывает на доске кружки, проговаривая свои действия вслух (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5). Остальные — у себя на столах выкладывают кружки разного цвета.

Физкультминутка  для глаз.

                        Наши глазоньки устали.

                        Мы дадим им отдохнуть:

                        1, 2, 3, 4, 5-

                        Будем глазками моргать.

                        Головою не верти,

                       За листочком ты следи

                       Вверх, вниз, вправо, влево

                       Только глазками води.

Воспитатель:  Ребята , давайте поиграем в игру «День-ночь» ( числа на экране.    Ночь: дети закрывают глаза-одно число убирается. День-надо угадать какое).

 

По лианам бойко скачут,

В зоопарке всех дурачат,

Видят лишь в других изъяны,

А зовут их?

 

Дети: Обезьяны.

Педагог показывает картинку с изображением обезьяны.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных фигурок.  Обезьянки играли разноцветными фигурками. Кто мне скажет, какими фигурками они играли?

Дети: Круги, овалы квадраты, треугольники.

Воспитатель: На какие группы можно разбить круги и на первом рисунке?

Дети: По цвету 7 синих и 3 красных.

Воспитатель: Сколько будет, если к 7 прибавить 3?

Дети: 10. 7 и 3 части,10- целое.

Воспитатель: Поменяйте части местами части. Какое равенство получится?

Дети: При перестановки частей результат не меняется, поэтом 3 + 7 = 10

Воспитатель: Вычтем из всех кругов красные. Какие круги останутся? (Синие.)

Теперь вычтем из всех кругов синие. Какие круги останутся? (Красные.)

Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)

 

III. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята наш воробей говорит, что наше путешествие подошло к концу. Сколько домиков потребуется животным, которых мы сегодня видели в зоопарке. Давайте вместе посчитаем.

Воспитатель:  Все, что вижу в зоопарке,

            Все, что вижу на пути,

           Я умею, я умею.

          Сосчитать до десяти.

           Я считаю всех подряд.

           Пробегает кенгуру,

           Это - раз.

Вижу толстого моржа.

Это два.

Пролетали журавли.

Это три.

А четвертый - крокодил.

Чуть меня не проглотил.

Вот медведь улегся спать.

Это пять.

Вот обезьяна.

Это шесть.

Вот лиса она седьмая.

Ах, красавица, какая.

Слон большой

Он - восьмой.

Девять - это носорог:

На меня наставил рог.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

 

Воспитатель: Где вы сегодня побывали? (в зоопарке)
Что вы там делали? (считали животных)
Сколько их было? (10)
 А зачем мы их считали? (помогали воробью)
 Мы помогли ему? (да)

Посмотрите, а воробей уже веселый, радостный и говорит вам большое спасибо.  На этом наше занятие закончено.

 

Используемая литература.

1. Стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».

2. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений».

3.Л.В.Минкевич «Математика в детском саду».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»

Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы

Раздел: ФЭМП

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цели:

- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе.

- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.

Материалы и оборудование: игрушка Воробей, иллюстрации зверей, карточка с числом 10, круги красного и синего цвета -по 10 штук, карточки с числами от  1 до 10 ( на каждого ребёнка), геометрические фигуры ( квадраты, овалы, треугольники).

                                         Ход занятия

I. Организационный момент.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятие по математике начинать.

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему занятия.

Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она.

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Дети: Воробей.

Воспитатель: К нам в гости прилетел воробей (педагог показывает картинку с изображением воробья).

Воспитатель: Ребята, давайте покормит нашего воробья (дети произносят слова):

Воробушек, воробушек.

Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).

Одно ржаное,

Второе овсяное,

Третье льняное,

Четвертое горчичное,

Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).

Клюй, не робей!

Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?

(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).

2. Работа по теме занятия.

Воспитатель: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).

Свет наш зеркальце скажи.

Нам всю правду расскажи.

Воробья нам покажи.

Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.

Воспитатель: Ой, ребята, куда мы попали?

Дети: В зоопарк.

Устный счет.

   Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.

Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?

В зоопарке, у зверей.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.

Воспитатель: Каких животных посетил воробей?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько всего животных?

Дети: Животных было 9.

Воспитатель: А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.

Дети: Десятым.

Воспитатель: Как получили число10?  (9+1).  После числа 9 идёт число 10.

              За девятью идёт десятка.

              Ты это знаешь?

              Молодец!

              Сочти все пальцы по порядку-

               И счёту нашему конец!  

Воспитатель: Число 10 обозначают вот так.  Какие цифры вы здесь узнали?  Здесь две цифры – 0 и 1.

                           Цифра вроде буквы О –

                           Это ноль иль ничего.

                           Круглый ноль такой хорошенький,

                           Но не значит ничегошеньки!

                           Если ж слева рядом с ним

                           Единицу примостим,

                           Он побольше станет весить,

                            Потому что это – десять.

     

  Физкультминутка.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите?

Животные делают зарядку.

Звери рано все встают.

На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой).

Подметает хомка хатку. (Наклоны).

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).

Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).

Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).

Слоны до пяти считают,

Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).

Раз, два, три, четыре, пять. (Сохранить положение «руки вверх»).

Будем гири опускать!

Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).

Формирование представлений о составе числа 10.

 Знакомство с составом числа 10.

Воспитатель: Ребята, крокодил испугал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.

(Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 10).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Соседи в числовом ряду» ( пример: какое число вы поставили между числами 8 и 9 и т .д.)

А теперь игра «Больше-меньше» ( назови число, которое больше 6 на 4 и т.д.).

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Воспитатель: Он любит ягоды и мёд,

Зимой в берлоге он живет.

Он – симпатичный, правда, ведь!

Мохнатый увалень…

Дети: Медведь.

Воспитатель: Медведь приготовил для нас задание. У вас по 10 кружков красного и синего цвета. Кружки надо подобрать так чтобы число красных и синих кружков у всех было разное. Дети по очереди выставляют свои варианты на демонстрационной доске. (9+1,8+2,7+3,6+4, 5).

Воспитатель: А теперь скажите, какие пары чисел составляют число 10?

Один ребенок выкладывает на доске кружки, проговаривая свои действия вслух (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5). Остальные — у себя на столах выкладывают кружки разного цвета.

Физкультминутка  для глаз.

                        Наши глазоньки устали.

                        Мы дадим им отдохнуть:

                        1, 2, 3, 4, 5-

                        Будем глазками моргать.

                        Головою не верти,

                       За листочком ты следи

                       Вверх, вниз, вправо, влево

                       Только глазками води.

Воспитатель:  Ребята , давайте поиграем в игру «День-ночь» ( числа на экране.    Ночь: дети закрывают глаза-одно число убирается. День-надо угадать какое).

По лианам бойко скачут,

В зоопарке всех дурачат,

Видят лишь в других изъяны,

А зовут их?

Дети: Обезьяны.

Педагог показывает картинку с изображением обезьяны.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных фигурок.  Обезьянки играли разноцветными фигурками. Кто мне скажет, какими фигурками они играли?

Дети: Круги, овалы квадраты, треугольники.

Воспитатель: На какие группы можно разбить круги и на первом рисунке?

Дети: По цвету 7 синих и 3 красных.

Воспитатель: Сколько будет, если к 7 прибавить 3?

Дети: 10. 7 и 3 части,10- целое.

Воспитатель: Поменяйте части местами части. Какое равенство получится?

Дети: При перестановки частей результат не меняется, поэтом 3 + 7 = 10

Воспитатель: Вычтем из всех кругов красные. Какие круги останутся? (Синие.)

Теперь вычтем из всех кругов синие. Какие круги останутся? (Красные.)

Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)

III. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята наш воробей говорит, что наше путешествие подошло к концу. Сколько домиков потребуется животным, которых мы сегодня видели в зоопарке. Давайте вместе посчитаем.

Воспитатель:  Все, что вижу в зоопарке,

            Все, что вижу на пути,

           Я умею, я умею.

          Сосчитать до десяти.

           Я считаю всех подряд.

           Пробегает кенгуру,

           Это - раз.

Вижу толстого моржа.

Это два.

Пролетали журавли.

Это три.

А четвертый - крокодил.

Чуть меня не проглотил.

Вот медведь улегся спать.

Это пять.

Вот обезьяна.

Это шесть.

Вот лиса она седьмая.

Ах, красавица, какая.

Слон большой

Он - восьмой.

Девять - это носорог:

На меня наставил рог.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

Воспитатель: Где вы сегодня побывали? (в зоопарке)
Что вы там делали? (считали животных)
Сколько их было? (10)
А зачем мы их считали? (помогали воробью)
Мы помогли ему? (да)

Посмотрите, а воробей уже веселый, радостный и говорит вам большое спасибо.  На этом наше занятие закончено.

Используемая литература.

1. Стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».

2. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений».

3.Л.В.Минкевич «Математика в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по ФЭМП в подготовительной группе на тему: Урок-путешествие в царство Математики»

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений;    Задачи:- способствовать закреплению знаний о числах первого десятк...

План конспект по ФЭМП в подготовительной группе на тему: Урок-путешествие в царство Математики»

 Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений;    Задачи:- способствовать закреплению знаний о числах п...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе на тему : "Путешествие в волшебную страну Математика"

Я проводила это занятие в подготовительной группе, как итоговое в конце года.Повторили и закрепили с детьми ранее изученный материал.Посмотрели наши результаты....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....