Учебно-методическое пособие. Дидактическая игра для сенсорного развития "Волшебные шкатулочки".
учебно-методическое пособие по математике по теме

Олейник Татьяна Анатольевна

   Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает внимание, развивает наблюдательность, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, является основой для развития воображения, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, готовит к реальной жизни. Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами. Для решения задач сенсорного развития широко применяются дидактические игры. 

   Хочу представить вниманию разработанную мной дидактическую игру “Волшебные шкатулочки”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie._didakticheskaya_igra.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

   Важное значение для достижения качества образовательной работы имеет осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.   Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

   Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает внимание, развивает наблюдательность, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, является основой для развития воображения, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, готовит к реальной жизни.

   Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами. Для решения задач сенсорного развития широко применяются дидактические игры.

   Хочу представить вниманию разработанную мной дидактическую игру “Удивительные коробочки”.

Цель: научить малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь,думать, видеть и закрытым глазами, развивать речь, словарный запас, осязательную способность пальцев.

Оснащение: две одинаковые красивые коробочки, парные одинаковые предметы небольшого размера, разные по свойствам – гладкие, шершавые, круглые, острые, мягкие, жесткие и т.п.

Ход игры:  В обе коробочки раскладываются одинаковые предметы, одна коробочка ставится перед воспитателем, другую ставят перед ребенком. Воспитатель засовывает руку в коробочку, не глядя достает предмет, не показывая предмет ребенку описывает ему свойства этого предмета, дает ребенку предмет потрогать. Затем просит ребенка вытащить такой же предмет из своей коробочки. Но с условием, в коробочку не подглядывать! Играем, пока все предметы не будут выложены из обеих коробок. Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

Какие предметы можно положить в волшебный мешочек:
- ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
- карандашик
- клубок ниток
- пальчиковая батарейка
- магнитные буквы, магнитные цифры
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- кусочек меха
- веревочку
- магниты на холодильник
- пузырьки от духов
- монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- расческа для куклы
- игрушечная ложка
- пуговицы (круглые или квадратные)
- природный материал (ракушки, шишки , желуди, каштаны)
И т.д. и т.п. – список можно продолжать до бесконечности.

   Можно изменять правила игры в соответствии с возрастом, развитием и интересам ребенка. Например:

   С малышами проще всего играть с одной коробочкой. Можно положить фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросить вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной коробочки.

  Для деток постарше продолжаем игру - тренируем не только осязательную, но и зрительную память – приглашаем поиграть вместе с нами любимую куклу или любую другую игрушку, и выставляем перед ней все вынутые из мешочка предметы. Ребенок рассказывает своей любимой игрушке, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем ребенок закрывает глазки, а его любимая кукла (или мягкий медвежонок или др. игрушка) тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать. Теперь можно поменяться местами, взрослый закрывает глазки, а малыш прячет игрушку.

    Можно пользоваться готовыми наборами с кубами, шарами, цилиндрами и т.д. Самым маленьким предложить разложить фигурки попарно, а более взрослым – достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. Одинаковые фигурки могут быть разных размеров – одна больше, другая меньше. Фигурки могут быть также разделены на две половины, достав одну половинку, необходимо на ощупь найти вторую половину.

  Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по коробочке, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.

  Игру «Удивительные коробочки» можно использовать для развития речи, в частности, расширения словарного запаса ребенка и развития мышления.

   Сначала попробуйте нащупать в коробочке одну из геометрических фигур, теперь опишите словами. «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла». Ребята отгадывают, что это за фигура. Особенно им нравится меняться. Чем старше дети, тем сложнее могут быть описания. Важно, чтобы все ребята побывали на месте ведущего в этой игре. Ведь кому-то описывать предметы и рассказывать легко, а кому-то трудно. Навык появляется в процессе тренировки.

    Результат: играя с ребенком в ”удивительные коробочки”, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета

  При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие  в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

- у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом(пирамидки, башенки) , разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

- чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры .

Можно сделать вывод, что с помощь дидактических  игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.  Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - Дидактическая игра "Что лишнее?"

Учебно-методическое пособие.Дидактическая игра  "что лишнее?" на класссификацию понятий: цвет, форма, продукты, игрушки, из чего сделаны. используется в диагностике, закриплении знаний....

Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста

Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...

Учебно- методическое пособие. Дидактическая игра "Узнай вид спорта".

Эта  дидактическая  игра систематизирует знание детей о разных видах спорта и спортсменах.Расширяет кругозор детей.Активизирует мышление и речь....

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ -ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ПАРОВОЗИК"

Задачи:1Формирование понятий «Много «один». 2  Активизация внимания .3 Учить запоминать цвета...

Учебно-методический материал "Музыкально-дидактические игры для детей 3-6, 4-7 лет".

Учебно-методический материал содержит подборку оригинальных музыкально-дидактических игр на развитие:- фантазии,- координации движений,- внимания и памяти,- совершенствование танцевальных движени...